РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 мая 2012 года г.Москва Зеленоградский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи А.А.Васильева, при секретаре В.В.Шатеевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гальцовой ФИО6 к Московской областной таможне о взыскании единовременного пособия при увольнении, ежемесячного пособия, процентов за задержку выплат, компенсации морального вреда. УСТАНОВИЛ: Гальцова О.Е. обратилась в Зеленоградский районный суд города Москвы с иском к Московской областной таможне, указав, что с сентября ДД.ММ.ГГГГ года находилась на службе в таможенных органах в <данные изъяты> таможне, приказом <данные изъяты> таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-к истец была уволена ДД.ММ.ГГГГ со службы в таможенных органах в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, с увольнением истец была не согласна, поскольку находится в отпуске по уходу за ребенком, на основании решения Зеленоградского районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ истец была восстановлена на службе в таможенных органах с ДД.ММ.ГГГГ, приказом Московской областной таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-к истец была уволена со службы в таможенных органах по основаниям, предусмотренным п.п.5 п.2 ст.48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, данным приказом истцу установлена выслуга лет в таможенных органах <данные изъяты>, назначены и произведены выплаты, исходя из указанной выслуги лет, однако истец не согласилась с указанным размеров выслуги лет, обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением к ответчику о пересчете выслуги лет и перерасчете причитающихся выплат, в чем истцу было отказано. Считая, что в стаж службы в таможенных органах, необходимый для исчисления размера выплат при увольнении, следует включить срок <данные изъяты> работы истца в должности секретаря судебного заседания <данные изъяты> городского районного суда, уточнив размер требований(л.д.128-129) истец просила суд взыскать с ответчика единовременное пособие при увольнении в размере 5 окладов месячного содержания в размере <данные изъяты>., невыплаченную сумму ежемесячных пособий за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., проценты за несвоевременные выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., в счет компенсации морального вреда взыскать с ответчика <данные изъяты>., обязав ответчика выплачивать ежемесячное пособие в размере <данные изъяты>% от оклада месячного содержания до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истец настаивала на своих исковых требованиях, пояснив, что для определения размера причитающихся выплат при увольнении со службы и для определения размера надбавок за выслугу лет и продолжительности дополнительного отпуска существует единый порядок подсчета выслуги лет службы в таможенных органах и в данном случае необходимо исходить из положений ст.27 и ст.39 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и не применим порядок подсчета выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов, который использует ответчик. Представители ответчика, действующие на основании доверенностей Чаплыгина Т.В.(л.д.84) и Сурмилова Е.П.(л.д.123) с заявленными исковыми требованиями не согласились, ранее ответчиком были представлены письменные возражения(л.д.109-113), пояснив, что в таможенных органах для разных целее используются разные порядки подсчета выслуги лет, при определении размера выплат, причитающихся при увольнении сотрудника, используется порядок подсчета выслуги лет для назначения пенсии, правила подсчета данного стажа не предусматривают включение в данный стаж периоды работы в суде в должности, по которым имеется классный чин. Такой порядок подсчета используется во всех случаях увольнения, в том числе и для определения размера пособий. Выслушав показания сторон, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему. Истец находилась в трудовых отношениях с <данные изъяты> таможней, проходила службу в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», с ней был заключен срочный контракт № № о службе в таможенных органах на срок до ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника правового отдела(л.д.10), при заключении брака, фамилия истца была изменена(л.д.30). Как установлено вступившим в законную силу решением Зеленоградского районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.12-17), в связи с рождением у истца ДД.ММ.ГГГГ ребенка, ей был предоставлен отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(с учетом срока действия контракта) по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ Федеральной таможенной службой был издан приказ №(л.д.62-69) в соответствии с которым <данные изъяты> таможня подлежала реорганизации с ДД.ММ.ГГГГ путем присоединения к Московской областной таможне и с ДД.ММ.ГГГГ подлежала сокращению штатная численность должностных лиц таможенных органов в Центральном федеральном округе, в том числе и должностных лиц <данные изъяты> таможни. Приказом <данные изъяты> таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-к истец была уволена в связи с проведением организационно-штатных мероприятий по пункту 5 части 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»(л.д.13). Решением Зеленоградского районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.12-17) истец была восстановлена на службе в таможенных органах. ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление об увольнении со службы в таможенных органах(л.д.18). Приказом Московской областной таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-к истец была уволена со службы в таможенных органах по основаниям, предусмотренным п.п.5 п.2 ст.48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, данным приказом истцу установлена выслуга лет в таможенных органах <данные изъяты>(л.д.19). В соответствии с положениями ст.5 Трудового кодекса Российской Федерации Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в частности, трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов определяет Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»(в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2001), от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 30.06.2002 N 78-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 31.12.2002 N 200-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2004 N 147-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ, от 22.07.2010 N 159-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 17.12.2009 N 313-ФЗ) Положениями ст. 51 названного Закона предусмотрены выплаты и компенсации увольняемым сотрудникам таможенных органов, так сотрудникам таможенных органов при увольнении со службы в таможенных органах по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 - 9 пункта 2 статьи 48 настоящего Федерального закона, выплачивается единовременное пособие при выслуге: 1) менее 10 лет - в размере 5 окладов месячного денежного содержания; 2) от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов месячного денежного содержания; 3) от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов месячного денежного содержания; 4) свыше 20 лет - в размере 20 окладов месячного денежного содержания. Размер единовременного пособия сотрудникам таможенных органов, награжденным в период прохождения службы в таможенных органах государственными наградами Российской Федерации, увеличивается на два оклада месячного денежного содержания. Сотрудникам таможенных органов, имеющим выслугу менее 15 лет и уволенным со службы в таможенных органах по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 - 9 пункта 2 статьи 48 настоящего Федерального закона, в течение одного года после увольнения выплачивается пособие в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию. Сотрудникам таможенных органов, имеющим выслугу от 15 до 20 лет и уволенным со службы в таможенных органах по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 5, 8 и 9 пункта 2 статьи 48 настоящего Федерального закона, в течение пяти лет после увольнения выплачивается ежемесячное пособие в размере 40 процентов оклада месячного денежного содержания. За каждый год службы свыше 15 лет размер ежемесячного пособия увеличивается на три процента оклада месячного денежного содержания. Истцу при увольнении были начислены и произведены выплаты, исходя из выслуги лет в таможенных органах в количестве <данные изъяты>(л.д.19). Размеры выплат из указанной выслуги истцом не оспаривается. Как установлено в судебном заседании, истец не согласна с определением срока её выслуги, дающей ей право на получение причитающихся при увольнении выплат, и не включение в указанный стаж период работы истца в должности секретаря судебного заседания <данные изъяты> городского районного суда - <данные изъяты>, в связи с чем, возник спор о размерах выплат, поскольку, при учете этого периода, стаж службы истца составил бы более <данные изъяты> лет. Само право на получение компенсационных выплат при увольнении со службы в таможенных органах закреплено в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», порядок расчета, выплаты данных компенсаций определяется подзаконными актами, которыми для этих целей являются Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям», Приказ ФТС РФ от 31.08.2005 N 810 «Об утверждении Инструкции о выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении со службы в таможенных органах, а также ежемесячного пособия или пособия в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию после увольнения со службы в таможенных органах»(Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.09.2005 N 7043). Из положений названных актов следует, что для назначения пенсии, как и для начисления пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, в выслугу лет засчитывается время работы в качестве судьи. Работа в качестве секретаря судебного заседания районного суда с указанный стаж не засчитывает. Порядок исчисления выслуги лет в таможенных органах в зависимости от цели, для которой она исчисляется, регулируется разными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, что не противоречит положениям Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и не нарушает прав истца, поскольку при определении выслуги лет для назначения процентной надбавки истцу за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам таможенных органов Российской Федерации(в порядке утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43) был учтен период работы истца в должности секретаря судебного заседания <данные изъяты> городского районного суда в течение <данные изъяты>(л.д.23-26,86). Для определения размера выплат, причитающихся истцу в связи с увольнением со службы в таможенных органах, в том числе единовременного пособия при увольнении со службы в таможенных органах, а также ежемесячного пособия или пособия в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию после увольнения со службы в таможенных органах был произведен расчет выслуги лет для назначения пенсии, на ДД.ММ.ГГГГ выслуга составила <данные изъяты>(л.д.119), на ДД.ММ.ГГГГ выслуга составила <данные изъяты>(л.д.114). Как следует из преамбулы Приказа ФТС РФ от 31.08.2005 N 810 В силу пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» работникам судов, органов прокуратуры, военнослужащим, а также лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации при приеме их на службу в таможенные органы в соответствии со статьей данного Федерального закона присваиваются специальные звания. Указанным лицам в выслугу лет в таможенных органах засчитывается стаж их работы (службы) в перечисленных органах. Положения Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» лишь в пункте 3 статьи 22.1 регулирует вопрос зачета сотрудникам таможенных органов в выслугу лет, дающую право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов осуществления отдельных полномочий (члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица органа местного самоуправления). Специальная норма прямо указывает на периоды подлежащие зачету, в том числе и для отношений, регулируемых при исчислении выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации. При судебном разбирательстве не нашли своего подтверждение доводы истца о том, что исчисление выслуги лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы в таможенных органах, а также ежемесячного пособия или пособия в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию после увольнения со службы в таможенных органах, должно производиться как и для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43. Как следует из пояснений истца, представителей ответчика, представленной справки(л.д.85), истцу при увольнения были произведены выплаты и производятся выплаты, в соответствии имевшимся у истца на день увольнения стажем <данные изъяты>(л.д.144), для определения размера выплат пособий в связи с увольнением. Поскольку судом не установлено наличие права истца на получение пособий при увольнении в размере превышающем размер назначенных и выплаченных(выплачиваемых) ей, оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для изменения размеров как единовременных выплат, так и ежемесячных нет, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат по вышеуказанным основаниям. Истец просит суд взыскать проценты за задержку причитающихся ей выплат, указывая на то, что проценты рассчитаны, исходя из оспариваемых и не выплаченных ей сумм. Положениями ст.236 ГПК РФ предусмотрено право работника, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, требовать от работодателя выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Поскольку судом не установлено наличие задолженности, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, то нет оснований для взыскания денежной компенсации(процентов) за задержку таких выплат. В обоснование заявленных требований о компенсации морального вреда истец указывает на нарушение её права, в части длительного срока ответа на её обращение к ответчику с заявлением о перерасчете выслуги лет. Истец обосновывает данное требование положениями Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», при этом сама истец просит суд руководствоваться положениями ст.237 ТК РФ(л.д.8). Трудовым кодексом Российской Федерации определены прав и обязанности работодателя и работника, в том числе и связанные с обращением работника к работодателю. Статья 62 ТК РФ обязывает работодателя по письменному заявлению работника не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Как следует из заявления истца(л.д.146), она просила пересчитать ей выслугу лет в таможенных органах и произвести выплаты, заявление не содержит требований, о которых указано в ст.62 ТК РФ. В соответствии с положениями статьи 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Поскольку положениями специальной нормы(ст.237 ТК РФ) регламентируются правоотношения связанные и вытекающие из трудовых, то следует руководствоваться этой специальной нормой. В судебном разбирательстве не установлено нарушений трудовых прав истца со стороны работодателя, в связи с чем, нет оснований для компенсации морального вреда. При этом суд учитывает наличие у истца право обжаловать в судебном порядке (в порядке главы 25 ГПК РФ) как действия, так и бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены её права и свободы. Руководствуясь Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», ст.ст.5,62,236,237ТКРФ, ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд- РЕШИЛ: Гальцовой ФИО6 в иске к Московской областной таможне о взыскании единовременного пособия при увольнении, ежемесячного пособия, процентов за задержку выплат, компенсации морального вреда отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Зеленоградский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
«Об утверждении Инструкции о выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении со службы в таможенных органах, а также ежемесячного пособия или пособия в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию после увольнения со службы в таможенных органах»(Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.09.2005 N 7043), данный приказ издан в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3586; 2000, N 33, ст. 3348, N 46, ст. 4537; 2002, N 27, ст. 2620, N 30, ст. 3029, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 15, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607, N 49, ст. 4846; 2005, N 14, ст. 1212), Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 6, ст. 737; 2000, N 2, ст. 249; 2001, N 9, ст. 856; 2003, N 20, ст. 1912, N 33, ст. 3269), Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 40, ст. 3753; 1994, N 15, ст. 1180; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 9, ст. 751, N 12, ст. 1058, N 27, ст. 2587, N 48, ст. 4684; 1996, N 15, ст. 1634; N 16, ст. 1903, N 19, ст. 2306, N 46, ст. 5255; 1999, N 15, ст. 1818; 2000, N 3, ст. 271, N 9, ст. 1041, N 30, ст. 3145, N 36, ст. 3659, N 37, ст. 3723, N 39, ст. 3868, N 42, ст. 4145; 2001, N 1 (ч. II), ст. 121, N 32, ст. 3328; 2002, N 9, ст. 936, N 16, ст. 1576, N 24, ст. 2303, N 40, ст. 3933, N 47, ст. 4687; 2003, N 33, ст. 3269, N 46 (ч. II), ст. 4477; 2004, N 43, ст. 4226, N 48, ст. 4781; 2005, N 1 (ч. II), ст. 127). Утвержденная данным Приказом Инструкция определяет порядок выплаты сотрудникам таможенных органов Российской Федерации (далее - сотрудники) единовременного пособия при увольнении со службы в таможенных органах, а также ежемесячного пособия или пособия в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию после увольнения со службы в таможенных органах. Расчет выслуги лет для выплаты ежемесячного пособия производится в календарном исчислении, а ссылка в преамбуле на Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» указывает на необходимость руководствоваться указанным Постановлением для определения размера выплат.