о признании решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным



Гр. дело РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

24 января 2012 года судья Зеленоградского районного суда Калининградской области Реминец И. А., при секретаре Демченко О. Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Артемьева ФИО12 к ФБОУ ДПО УЦ УФСИН России по Калининградской области о признании решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и необоснованным, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

УСТАНОВИЛ:

Истец Артемьев А. П. обратился в Ленинградский районный суд г. Калининграда с иском к ФБОУ ДПО УЦ УФСИН России по Калининградской области о признании недействительным отказа в принятии истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В обоснование заявленных требований указал, что 20 марта 2003 года истец подал ответчику рапорт о постановке на учет его и членов его семьи в составе трех человек в качестве нуждающегося в жилом помещении, о чем 22.03.2003 года в книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий была сделана учетная запись № 21 о постановке его на учет. К рапорту были приложена документы: копия поквартирной карточки, копия лицевого счета, справка о составе семьи, документы об отсутствии у истца в собственности жилой площади. Также указывает, что ни он, ни члены его семьи не обеспечены жилым помещением. С 11 апреля 2006 года истец с семьей зарегистрированы по адресу: Калининградская область, <адрес> указанное помещение принадлежит на праве собственности ФИО13, а поскольку их регистрация в данном жилом помещении не порождает прав на жилое помещение, то по первому требованию собственника они обязаны сняться с регистрационного учета. После проведения плановой проверки ФБОУ ДПО УЦ УФСИН России по Калининградской области, проводимой в период с 04 июня 2010года по 24 июня 2010года, комиссия направила его дело для выяснения всех обстоятельств и рассмотрения дела по существу в ЖБК до 30.07.2010 года. На заседании жилищно-бытовой комиссии от 23 марта 2011 года он был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий как незаконно поставленный на учет. Считает отказ ответчика необоснованным, просил признать отказ ответчика в принятии истца и членов его семьи Артемьевой А. В., Артемьевой Л. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Артемьевой С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении необоснованным и обязать ответчика поставить истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Определением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 01 ноября 2011 года настоящее гражданское дело было передано по подсудности в Зеленоградский районный суд Калининградской области.

В дальнейшем заявленные требования истцом были уточнены – при тех же обстоятельствах уточнил заявленные требования, указав на то, что являлся военнослужащим, в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», п.п. 2, 4 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в вооруженных силах РФ», утв. Приказом МО РФ от 15 февраля 2000 г. № 80, п. 7 Постановления Правительства РФ от 04 мая 1999 года № 487 «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба» должен был быть обеспечен служебным жилым помещением, а через пять лет, в случае продолжения службы ему должно было быть предоставлено жилое помещение на общих основаниях. Просил признать снятие его и членов его семьи Артемьевой А. В., Артемьевой Л. А. – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Артемьевой С. А. – ДД.ММ.ГГГГ года рождения с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении незаконным, необоснованным и обязать ответчика поставить его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В судебное заседание истец Артемьев А. П. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, со слов представителя просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Артемьева А. П. – Власенко И. Н., действующая на основании доверенности исковые требования поддержала с учетом их уточнений, еще раз уточнила их в части – просила обязать ответчика восстановить истца и членов его семьи в списках нуждающихся в жилом помещении. Заявленные требования просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске и уточнении к нему. При этом дополнительно пояснила, что у Артемьева А. П. общий стаж службы более 20 лет, жильем обеспечен не был, в связи, с чем в 2003 году подал соответствующий рапорт, но не представил к нему никаких документов, а представил их позже. В дальнейшем это было выявлено жилищной комиссией, по результатам проверки которой Артемьев А. П. вместе с членами семьи был исключен из списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Хотя, жилищная комиссия обязана была обратиться к истцу с предложением представить соответствующие документы, более того, поскольку истец являлся военнослужащим, он не обязан был предоставлять никакие документы к рапорту, эти документы должны были истребовать у него только через пять лет. Истец ветеран боевых действий, поэтому в силу норм действующего законодательства имеет право на первоочередное обеспечение его жильем. Все это не было учтено жилищной комиссией при принятии решения об исключении истца и членов его семьи из списков очередников.

В судебном заседании представитель ответчика ФБОУ ДПО УЦ УФСИН России по Калининградской области Гранишевский В.П., действующий на основании доверенности возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в возражениях на заявленные требования. Пояснил, что при написании рапорта о постановке на очередь на получения жилого помещения, истец никаких документов не предоставлял. Проверкой, проведенной в 2010 г. было установлено, что Артемьев А. П. был поставлен на очередь с нарушением требований действующего на тот период времени законодательства.

Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьям 28 и 29 ЖК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируется Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции ФЗ от 21.07.1998 N 117-ФЗ), другими законами Российской Федерации, Положением о службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации. (ст. 24 Закона).

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» с 1 марта 2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

Согласно ст. 6 ФЗ от 29.12.2004г. за № 189- ФЗ работники и пенсионеры, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в учреждениях и органах УИС до 1 марта 2005г., сохраняют право состоять на данном учете до разрешения вопроса улучшения жилищных условий (получения жилого помещения). Таким образом, Федеральная служба исполнения наказания в настоящее время решает жилищные вопросы только тех работников и пенсионеров, которые встали на жилищный учет в учреждениях и органах УИС до 1 марта 2005г.

Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РФ размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма, определяется исходя из нормы предоставления жилого помещения.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, менее учетной нормы.

Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

При этом согласно ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На момент подачи истцом рапорта о постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, учетная норма была определена Постановлением Областной Думы от 11 сентября 1997г. за № 64, в соответствии с которым нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 8 и менее квадратных метров.

Из пояснений сторон и материалов дела следует, что в период прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы РФ, 20 марта 2003 года истцом Артемьевым А. П. на имя начальника Учебного центра Минюста РФ по Калининградской области подан рапорт о рассмотрении вопроса о постановке истца и членов его семьи: Артемьевой А. В. (жены) и Артемьевой Л. А. (дочери) в очередь на улучшение жилищных условий. Истцом в рапорте указано, что проживает у родителей жены по адресу г. <адрес> своего жилья не имеет.

При этом, как следует из текста рапорта от 20 марта 2003 года, к рапорту истец никаких документов не представил, более того, все имеющиеся в материалах дела документы необходимые для решения вопроса о постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий были получены истцом значительно позже, чем было принято решение ЖБК о постановке его на учет.

Между тем, 15 апреля 2003 года решением жилищно-бытовой комиссии учебного центра УИН МЮ России по Калининградской области истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, составлен протокол № 22, а в книге учета граждан произведена запись за № 37.

Как следует из лицевого счета № 407, выданного 16 сентября 2003 года на квартиру <адрес> в г. Калининграде общая площадь квартиры составляет 63,7 кв.м, в том числе жилая 43,9 кв. м, так же в нем указано, что количество проживающих составляет 5 человек: Богомол В. П. – наниматель, Богомол Г. В. – жена, Артемьева А. В. – дочь, Артемьева Л. А. – внучка, Артемьев А. П. - зять. Указанное подтверждается также справкой, выданной на имя Артемьева А. П. 26 сентября 2003 года ЖЭУ № 15 на квартиру <адрес>

Таким образом, судом установлено, что на момент подачи рапорта в 2003 году, на Артемьева А. П. и членов его семьи приходилось по 8.78 кв.м - 43,9 кв.м (жилая площадь квартиры : 5 (количество проживающих граждан), что превышает учетную норму (8 кв. м.), необходимую для решения вопроса о постановке гражданина в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с действовавшим на тот период времени законодательством, что являлось самостоятельным основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Кроме того, при подаче рапорта, и при принятии решения о постановке истца на учет, отсутствовали документы, подтверждающие наличие права для постановки, что являлось еще одним основанием для отказа в постановке на учет.

Доводы представителя истца о том, что ее доверитель являлся военнослужащим, в связи с чем, в отношении него спорный вопрос должен был решаться с учетом норм ФЗ «О статусе военнослужащих» и других правоприменительный актов к данным правоотношениям не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании закона.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо ФЗ "О статусе военнослужащих", подлежат учету и другие нормы действующего законодательства, т.е. решение вопроса в отношении военнослужащих об обеспеченности их жильем происходит на общих основаниях.

В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, предусмотрены ст. 56 ЖК РФ. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент признания Артемьева А. П. нуждающимся в получении жилья в 2003 году.

Как следует из выписки из протокола № 3 заседания жилищно-бытовой комиссии ФБОУ ДПО УЦ УФСИН России по Калининградской области от 23.03.2011г., указанной жилищно-бытовой комиссией по результатам ревизионной проверки, проведенной в период с 04.06.2010г. по 24.06.2010г. было принято решение об исключении из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, сотрудника учебного центра подполковника внутренней службы Артемьева А. П. и проживающих с ним членов его семьи, как незаконно поставленные на учет.

В соответствии со ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

С учетом установленных по делу обстоятельств и вышеприведенных норм закона, суд полагает, что оспариваемое истцом решение жилищно-бытовой комиссии ФБОУ ДПО УЦ УФСИН России по Калининградской области от 23.03.2011 года (протокол № 3) является законным и обоснованным, в связи с чем, требования Артемьева А. П. в указанной части не подлежат удовлетворению.

Соответственно не подлежат удовлетворению и его требования о восстановлении в списках очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Доводы стороны истца о том, что Артемьев А. П. и члены его семьи, с учетом действующего законодательства, являются нуждающимся в жилом помещении, поскольку живут в доме, принадлежащем на праве собственности Богомол В. П. и их обеспеченность в жилом помещении на одного человека менее учетной нормы являются несостоятельными.

Действительно, согласно копии лицевого счета № 396 с 11 апреля 2006 года Артемьев А. П. (истец) и члены его семьи Артемьева Л. А. (дочь) и Артемьева С. А. (дочь) зарегистрированы и проживают в жилом доме <адрес> Калининградской области. Владелец дома – ФИО13 общая площадь 66 кв. м, в том числе жилая площадь 28,7 кв. м.

Согласно копии лицевого счета № 396 с 11 апреля 2006 года Артемьев А. П. (истец) и члены его семьи Артемьева Л. А. (дочь) и Артемьева С. А. (дочь) зарегистрированы и проживают в жилом доме <адрес> Калининградской области. Владелец дома – ФИО13 общая площадь 66 кв. м, в том числе жилая площадь 28,7 кв. м.

Однако, данные обстоятельства не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку спорные правоотношения возникли в 2003 году, кроме того, в настоящее время Артемьев А. П. не лишен возможности решить вопрос о признании его с членами семьи нуждающимися в жилом помещении, если для этого имеются все основания и встать в соответствующую очередь, исходя из положений действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Артемьева ФИО12 к ФБОУ ДПО УЦ УФСИН России по Калининградской области о признании решения жилищно - бытовой комиссии о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и восстановлении истца и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 27 января 2011 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>