04 мая 2012г. г.Зеленодольск Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Бартеневой В.М., при секретаре Губайдуллиной А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаврилова ФИО8 к Российской Федерации в лице Управления Судебного департамента в Республике Татарстан, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан о признании права собственности на жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Гаврилов В.В. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Управления Судебного департамента в Республике Татарстан (далее - УСД в РТ), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> (далее - Росимущество в РТ) о признании недействительным договора найма федерального недвижимого имущества, закрепленного за Управлением Судебного департамента в РТ на праве оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между УСД в РТ и ФИО2, прекращении права собственности Российской Федерации на квартиру по адресу: РТ, <адрес>В <адрес>, прекращении права оперативного управления УСД в РТ на указанную квартиру, признании за ФИО2 права собственности на вышеуказанное жилое помещение. В обоснование требований указано, что истец с 2006г. работает в должности судьи Зеленодольского городского суда РТ, ДД.ММ.ГГГГ был включён в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией УСД в РТ было постановлено выделить денежные средства на улучшение его жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ УСД в РТ заключило с НО «ГЖФ при Президенте РТ» государственный контракт на приобретение квартиры, в целях предоставления ее в дальнейшем истцу. Согласно дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ к государственному контракту №/ф от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 за свой счет оплатил денежную сумму в размере № в пользу НО «ГЖФ при Президенте РТ» за площадь, превышающую 80,4 кв.м., что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ между УСД в РТ и истцом был заключен договор найма №, согласно которому квартира была предоставлена ФИО5 в безвозмездное бессрочное владение и пользование. Данная сделка не соответствует действующему законодательству, так как квартиру должны были предоставить истцу безвозмездно в собственность, а не как служебную жилую площадь. Истец Гаврилов В.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия (л.д.7). Представитель истца Нуретдинова И.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия (л.д.7). Ответчик, ФИО1, в лице Управления Судебного департамента в <адрес> своего представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом, представлен отзыв, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя (л.д.32,33). Ответчик, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес>, своего представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом (л.д.31). Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в собственности (ст.35) и каждый имеет право на жилище (ст.40). В силу ст.124 Конституции РФ финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Согласно п.п.1 и 4 ст.9 Закона: РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе судей в Российской Федерации» независимость судьи обеспечивается, в то числе, предоставлением судье за счет государства материального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Гарантии независимости судьи, включая меры его материального обеспечения, предусмотренные Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 ст. 19 Закона судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20кв.м. или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данная редакция пункта 3 ст.19 Закона была изложена пунктом 2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ и действует с ДД.ММ.ГГГГ Согласно прежней редакции п.3 ст.19 Закона местная администрация была обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20кв.м. или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставлялось судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобреталось судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Жилое помещение передавалось в собственность судьи бесплатно. В соответствии с законодательством Российской Федерации о статусе судей и прокуратуре Правительство РФ приняло Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», согласно которому до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Следственному комитету при прокуратуре РФ и Судебному департаменту при Верховном Суде РФ на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации, Настоящее Постановление распространено на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П п.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ, которым п.3 ст.19 Закона изложен в новой редакции, признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства РФ и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. В этом же Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что федеральный законодатель - исходя из требований Конституции РФ и с учетом настоящего Постановления - обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч.3 ст.79 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Согласно ст.1 и 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Под организационным обеспечением деятельности судов в указанном Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Управление Судебного департамента в РТ входит в систему Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Судом установлено, что протоколом № жилищно-бытовой комиссии УСД в РТ от ДД.ММ.ГГГГ постановлено включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий Гаврилова В.В. как судью Зеленодольского городского суда РТ (л.д.10). Протоколом № заседания жилишно-бытовой комиссии УСД в РТ от ДД.ММ.ГГГГ постановлено выделить денежные средства на улучшение жилищных условий Гаврилова В.В. - судьи Зеленодольского городского суда РТ (л.д.9). ДД.ММ.ГГГГ между УСД в РТ и НО «ГЖФ при Президенте РТ» был заключен государственный контракт №/ф на приобретение жилого помещения, находящегося по адресу: РТ, <адрес>В <адрес> (л.д.17-20,23). Согласно дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ к государственному контракту №/ф от ДД.ММ.ГГГГ № оплачивается УСД в РТ в соответствии с условиями контракта, а №- дополнительная сумма, оплачиваемая в соответствии с условиями п.1.3 контракта за площадь сверх 80,4 кв.м., оплачивается судьей ФИО2 (л.д.21). Согласно дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ к государственному контракту №/ф от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ 2106480 руб. оплачивается УСД в РТ в соответствии с условиями контракта, а №- дополнительная сумма, оплачиваемая в соответствии с условиями п.1.3 контракта за площадь сверх 80,4 кв.м., оплачивается судьей ФИО2. Указанная сумма была уплачена ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается квитанцией (л.д.22,30). Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на переданное истцу жилое помещение зарегистрировано за Российской ФИО1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №, а за УСД РТ с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право оперативного управления. На основании последнего решения между УСД в РТ и ФИО2 был заключён договор № от ДД.ММ.ГГГГ найма федерального недвижимого имущества, закреплённого за УСД в РТ на праве оперативного управления, согласно которому УСД в РТ как наймодатель в соответствии со ст.ст.99-100, 104 Жилищного кодекса РФ передал ФИО2 как нанимателю в безвозмездное владение и пользование жилое помещение (квартиру), находящуюся в собственности Российской Федерации по адресу: РТ, <адрес>В <адрес>, состоящую из трех комнат, общей площадью 92,7 кв.м. (л.д.11-14). Таким образом, реализуя право ФИО2 на жильё как судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условиях, УСД в РТ предоставило ему квартиру как служебное жилое помещение на праве найма. Вместе с тем, предоставление истцу жилого помещения по найму как служебное не предусмотрено действующими законами, а Правительство РФ не вправе устанавливать порядок предоставления жилья судьям (Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П). С учётом того, что по указанию Постановления Конституционного Суда РФ до настоящего времени федеральный законодатель надлежащим образом не установил порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд считает необходимым применить порядок обеспечения судей жилыми помещениями, действовавший до принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, жильё ФИО2 должно было быть предоставлено в собственность. Тем более, что истец включён в список судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до ДД.ММ.ГГГГ Необходимо отметить, что согласно ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается только на период трудовых отношений, прохождения службы, либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Поэтому предоставление судье, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по служебному найму, не является улучшением жилищных условий судьи, не соответствует его высокому статусу. Заключённый между УСД в РТ и ФИО2 договор найма от ДД.ММ.ГГГГ № противоречит вышеприведённым нормам закона, в связи с этим является ничтожным и признаётся недействительным на основании ст.168 ГК РФ. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приобретение жилого помещения в собственность, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Согласно ст.17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда. Такая правовая позиция высказана Верховным Судом РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за 2 квартал 2005г. При таких обстоятельствах суд считает возможным признать право собственности на спорное жилое помещение за ФИО2, которое должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения. Соответственно зарегистрированные право собственности Российской Федерации и право оперативного управления УСД РТ прекращаются. На основании изложенного, руководствуясь ст.55-57,194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковые требования Гаврилова ФИО9 удовлетворить. Признать недействительным договор найма федерального недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ №, заключённый между Управлением Судебного департамента в <адрес> и Гавриловым ФИО10. Прекратить зарегистрированное за Российской ФИО1 право собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: РТ, <адрес>В <адрес>. Прекратить зарегистрированное за Управлением Судебного департамента в Республике Татарстан право оперативного управления на жилое помещение, находящегося по адресу: РТ, <адрес>В <адрес>. Признать за ФИО2 право собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: РТ, <адрес>В <адрес>. С мотивированным решением суда лица, участвующие в деле, могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Судья: