РЕШЕНИЕ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Левченко С.В. при секретаре Лещевой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липатовой И.В. к Исполнительному комитету г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района РТ о признании права на внеочередное представление жилого помещения, обязании постановки на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, установил: Липатова И.В. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района РТ (далее - Исполкому г.Зеленодольска ЗМР РТ) о признании за ней права на внеочередное представление жилого помещения и обязании поставить на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, путем предоставления сертификата для приобретения жилого помещения на территории <адрес> В обосновании иска Липатова И.В. указала, что она является воспитанницей Зеленодольского детского дома и окончила Зеленодольскую школу-интернат. В ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление на постановку ее на внеочередную льготную очередь, как гражданина, имеющего статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Однако она в ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет не в льготную очередь, а в общую очередь за № на предоставление жилой площади на основании постановления за № от ДД.ММ.ГГГГ, не учитывая, что она является сиротой и имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилья. ДД.ММ.ГГГГ ей на основании ордера №, выданного администрацией г.Зеленодольска и Зеленодольского района было предоставлено койко-место в общежитии по адресу: РТ, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ у нее родился сын Липатов С.В., с которым она проживает по вышеуказанному адресу. Она своего собственного жилья не имеет. ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление на имя руководителя Исполнительного комитета г.Зеленодольска с просьбой выдать сертификат для приобретения жилого помещения на территории Зеленодольского муниципального района, однако ей в этом было отказано, так как на момент принятия на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в ДД.ММ.ГГГГ ей уже исполнилось 30 лет, т.е. более 23 лет и в связи с этим она утратила статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Считает, что отказ Исполнительного комитета г. Зеленодольска ущемляет ее конституционные права на предоставление ей вне очереди жилого помещения, как гражданина, имеющего статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку действующим законодательством не ограничено ее право на получение сертификата для приобретения жилого помещения после 23 лет. В судебном заседании истец Липатова И.В. на исковых требованиях настаивала, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении. Представитель ответчика Исполкома г.Зеленодольска ЗМР РТ Нечаева Ю.Н., действующая на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.30), исковые требования не признала, мотивируя тем, что на момент обращения истца Липатовой И.В. в Исполком г.Зеленодольска с заявлением о постановке ее на внеочередную льготную очередь, как гражданина, имеющего статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ее возраст составлял 29 лет, тогда как законодательством предусмотрено обращение с подобным заявлением до достижения 23 лет, в связи с чем, ей в предоставлении сертификата на приобретение жилья было отказано на законных основаниях. В настоящее время за истцом Липатовой И.В. закреплено жилое помещение по адресу: РТ, <адрес>, в которой она проживает вместе с несовершеннолетним ребенком по договору социального найма и стоит в общей очереди на улучшение жилищных условий, поскольку обеспечена жильем менее учетной нормы. Третье лицо орган опеки и попечительства в лице Исполнительного комитета ЗМР РТ своего представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении данного дела без его представителя, а также представил заключение, в котором исковые требования поддержал (л.д.28-29). Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст.8 данного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.109 ЖК РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; Правилами выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 г. №326, устанавливают порядок выдачи и реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. П.4 данных Правил предусматривает, что право на получение сертификата имеют следующие категории граждан, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий: а) многодетные семьи, имеющие пять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи; б) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или возможности возвращения в ранее закрепленное за ними жилое помещение, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях всех видов профессионального образования и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - дети-сироты). Согласно п.10 данных Правил граждане, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, состоящие на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, подают в органы местного самоуправления по избранному ими месту жительства следующие документы: а) заявление в 2 экземплярах о включении их в списки граждан на получение сертификатов (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копию правового акта о направлении ребенка на воспитание и содержание в государственное учреждение, в приемную семью, под опеку или попечительство; в) копию свидетельства о рождении (паспорта); г) копии документов, подтверждающих юридический статус ребенка (копии свидетельств о смерти родителей, копии решений суда о лишении родительских прав, справку органов внутренних дел о розыске родителей, копии решений суда о признании родителей недееспособными, другие документы, подтверждающие отсутствие родителей); д) документы, подтверждающие регистрацию по последнему месту жительства несовершеннолетнего (выписку из домовой книги, финансовый лицевой счет); е) документы из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан и Республиканского унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации"), о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности; ж) заключение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о невозможности возвращения гражданина в ранее закрепленное жилое помещение (в случае его наличия). В соответствии с п.13 данных Правил основанием для отказа в признании гражданина имеющим право на получение сертификата является: а) непредставление или неполное представление документов, указанных в пунктах 9 или 10 настоящих Правил; б) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; в) реализация ранее права на улучшение жилищных условий (получение жилого помещения) с использованием субсидии за счет средств бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов. В судебном заседании установлено следующее. Из пояснений истца Липатовой И.В. и материалов дела следует, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РТ, в акте о ее рождении № от ДД.ММ.ГГГГ ее отцом указан ФИО11 а матерью ФИО2, о своих родителях она ничего не знает. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она воспитывалась в ... детском доме для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находилась на полном государственном обеспечении. После окончания школы она поступила учиться в СПТУ-22 <адрес> по специальности повара, где ей на время учебы было предоставлено койко-место в общежитии по адресу: РТ, <адрес>. Впоследствии обучившись также по специальности крановщика, она устроилась по этой специальности в ... где и работает по настоящее время. В ДД.ММ.ГГГГ ей было предоставлено койко-место в общежитии по адресу: РТ, <адрес> (л.д.9,41,87-89). Как усматривается из пояснений истца Липатовой И.В. и материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Зеленодольского района и г.Зеленодольска с заявлением о постановке ее на льготную очередь для получения жилья, как гражданина, имеющего статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Однако на основании постановления главы администрации Зеленодольского района и г.Зеленодольска № от ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учет не в льготную очередь, а в общую очередь для улучшения жилищно-бытовых условий и номер ее очереди по единому списку №(л.д.19,71,76). Постановлением главы администрации Зеленодольского района и г.Зеленодольска № от ДД.ММ.ГГГГ истцу Липатовой И.В. была предоставлена комната № в общежитии по адресу: <адрес> и на основании последнего ДД.ММ.ГГГГ ей был выдан ордер № на занятие этой комнаты (л.д.58,69). ДД.ММ.ГГГГ у истца Липатовой И.В. родился сын ФИО6 (л.д.10,11). Из пояснений истца Липатовой И.В. также усматривается, что она с сыном Липатовым С.В. зарегистрирована и проживает в указанной комнате, что подтверждается выпиской из финансового лицевого счета, справкой с места жительства и копией паспорта (л.д.16,63-64,77). В данной комнате нет удобств, туалет и умывальник находятся отдельно на этаже, душ в общежитии отсутствует, в комнате постоянно влажно, от чего ее сын часто болеет, большинство жителей данного общежития злоупотребляют спиртными напитками. Согласно данным БТИ Зеленодольского района и г.Зеленодольска и филиала ГРП в Зеленодольском районе и г.Зеленодольска истец Липатова И.В. не имеет недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности (л.д.65-66). Как усматривается из пояснений ответчика и материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на основании акта приема-передачи государственного имущества- жилищного фонда в муниципальную собственность г.Зеленодольск ЗМР РТ общежитие по адресу: РТ, <адрес> было передано в муниципальную собственность <адрес>, в связи с чем с него был снят статус общежития и присвоен статус многоквартирного жилого дома (л.д.78-79). ДД.ММ.ГГГГ с истцом Липатовой И.В. был заключен договор найма за №, согласно которого ей и члену ее семьи: сыну ФИО6 было предоставлено во владение и пользование для проживания изолированное жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.8,72). ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истцом Липатовой И.В. на имя руководителя Исполнительного комитета г.Зеленодольска было подано заявление о выдаче ей сертификата для приобретения жилого помещения на территории <адрес> в соответствии с Постановлением Кабинета министров РТ №732 от 18.12.2007г. «О мерах по обеспечению жильем многодетных семьям и нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения» (л.д.6-8). Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет г.Зеленодольска отказал истцу Липатовой И.В. в предоставлении жилищного сертификата в связи с тем, что на момент принятия на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в 2003г. ее возраст составлял 30 лет, а Федеральным Законом от 21.12.1996 за № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, поэтому правом на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма она не обладает (л.д.45-46). Таким образом, судом установлено, что истец Липатова И.В. являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась в ДД.ММ.ГГГГ. к ответчику Исполкому г.Зеленодольска с заявлением о постановке ее на льготную очередь для получения жилья, но в связи с тем, что на тот момент ее возраст уже составлял 29 лет, ответчик вынес решение о постановке ее на учет для улучшения жилищных условий в общую очередь, данное решение истцом Липатовой И.В. не оспаривалось, в ДД.ММ.ГГГГ истцу Липатовой И.В. и ее сыну Липатову С.В. на основании договора социального найма было предоставлено во владение и пользование для проживания жилое помещение по адресу: РТ, <адрес>, однако поскольку истец Липатова И.В. обеспечена жилым помещением менее учетной нормы, установленной законодательством для одного члена семьи, она продолжает стоять в общей очереди для улучшения жилищных условий. Доводы истца Липатова И.В. о том, что действующим законодательством право гражданина, имеющего статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на получение вне очереди жилого помещения возрастом не ограничено, суд признает несостоятельными, поскольку гарантированная законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью в силу данного закона предоставляется этим лицам до достижения ими 23 летнего возраста. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на момент обращения истца Липатовой И.В. к ответчику Исполкому г.Зеленодольска с заявлением об обеспечении ее жильем вне очереди она утратила статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку к тому времени она уже достигла возраста более 23 лет, а доказательств, подтверждающих невозможность такого обращения до 23 лет по уважительным причинам истец Липатова И.В. суду не предоставила, поэтому суд считает, что у нее не возникло право на внеочередное представление жилого помещения и получение жилищного сертификата для приобретения жилого помещения. Однако, суд считает, что у истца Липатовой И.В. имеется право на улучшение жилищных условий в силу п.1 ст.57 ЖК РФ, как обеспеченную жильем менее учетной нормы. При таких обстоятельствах суд, приходит к выводу, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению. На основании ст.ст.8,17 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст.57,109 ЖК РФ, Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 г. №326, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Липатовой И.В. к Исполнительному комитету г.Зеленодольска о признании за ней право на внеочередное предоставление жилого помещения и постановки ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ путем предоставления сертификата для приобретения жилого помещения на территории <адрес> РТ, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца через Зеленодольский городской суд РТ. С мотивированным решением лица, участвующие в деле могут ознакомиться с ДД.ММ.ГГГГ. Судья: