о признании права на внеочередное получение жилья



Дело РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г.Зеленодольск

Зеленодольский городской суд республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Калачевой О.А.

при секретаре Исаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шуршевой М.В. к Исполнительному комитету г<адрес>, Кабинету Министров Республики Татарстан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке,

установил:

Шуршева М.В. обратилась в суд с иском к Исполкому г<адрес> РТ, Отделу опеки и попечительства Исполкома ЗМР РТ о признании за ней права на внеочередное получение жилого помещения по категории «дети-сироты», не имеющие закрепленного жилого помещения, с ДД.ММ.ГГГГ: об обязании Исполнительного комитета <адрес> включить ее в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, с ДД.ММ.ГГГГ, на внеочередное получение жилого помещения, с правом получения сертификата для обеспечения жильем.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истица Шуршева М.В. изменила исковые требования, просила обязать исполком <адрес> РТ предоставить ей благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке на основании ст.ст.4,5,8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В обоснование иска указано, что истица относится к детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, поскольку ее отец - Шуршев В.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – Шуршева О.Н. решением Зеленодольского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ по делу была лишена родительских прав. Истица с сестрой – Шуршевой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы и проживали до ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес> РТ, вместе с матерью – Шуршевой О.Н., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> РТ был признан непригодным для проживания и снесен. После окончания Ново-Кинерской коррекционной школы-интерната в ДД.ММ.ГГГГ году, куда она была направлена в ДД.ММ.ГГГГ году органом опеки и попечительства и где находилась на полном государственном обеспечении, истица не смогла вселиться в жилое помещение по месту регистрации, потому что данного жилого помещения не существует. В настоящее время истица проживает у чужих людей.

В судебном заседании истица Шуршева М.В. настаивала на своих требованиях, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика Исполкома <адрес> Нечаева Ю.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, указала, что Шуршева М.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Постановлением Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истица признана нуждающейся в жилом помещении с правом получения субсидии на приобретение жилья за счет средств бюджета Республики Татарстан. Исполком <адрес> не располагает жилым фондом для предоставления жилых помещений данной категории граждан. Из маневренного фонда Исполком <адрес> может предоставить истице временное жилое помещение до получения субсидий из бюджета Республики Татарстан, но истица отказывается от жилого помещения в маневренном фонде (л.д.72).

Представитель ответчика Кабинета Министров Республики Татарстан и третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Мухамадиева Ф.М., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.74), исковые требования не признала, пояснила, что кабинет министров РТ не наделен полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Дополнительные гарантии для детей-сирот, установленные Федеральным законом №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ регулируются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В <адрес> органы местного самоуправления не наделены полномочиями по предоставлению гражданам по категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей» вне очереди жилых помещений по договору социального найма. Орган местного самоуправления ежегодно формирует Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения по муниципальному району на соответствующий год, который представляет в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ. Субсидии распределяются указанной категории граждан Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ согласно списку граждан-получателей сертификатов в планируемом году и резервному списку на этот же год в пределах средств, предусмотренных бюджетом РТ на соответствующий финансовый год. Оформленные Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ сертификаты направляются в органы местного самоуправления для вручения гражданам. Гражданин представляет его в специализированную организацию (НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан») и заключает договор на приобретение жилого помещения. Шуршева М.В. включена в сводный список детей-сирот на получение субсидий, исходя из даты постановки на учет за номером 1072, исходя из бюджетных средств, предусмотренных на указанные цели, в ДД.ММ.ГГГГ году будет оформлено 124 сертификата и в Резервный список на 2012 год не вошла. Оснований для оформления сертификата истице в ДД.ММ.ГГГГ году не имеется. Жилые помещения по сертификатам предоставляются не по договору социального найма, а в собственность.

Представитель органа опеки и попечительства в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.34). Из представленного заключения следует, что исковые требования подлежат удовлетворению (л.д.42).

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 72 Конституции РФ гласит, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

На основании ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Закона РТ от 08.12.2004 N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Порядок предоставления жилых помещений и дополнительных гарантий на имущество и жилое помещение данной категории граждан устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

В соответствии с Указом Президента РТ от 12.02.2009 N УП-70 "О дополнительных мерах по защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установить, что жилые помещения предоставляются лицам из категории детей-сирот на льготных условиях за счет средств бюджета Республики Татарстан с использованием сертификатов на основании договоров, заключаемых со специализированной организацией на определенный срок, в соответствии с законодательством Республики Татарстан.

В силу Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения", утвержденных Постановлением КМ РТ от 16.05.2008 N 326 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2007 N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения" право на получение сертификата имеют следующие категории граждан, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий:

б) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или возможности возвращения в ранее закрепленное за ними жилое помещение, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях всех видов профессионального образования и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - дети-сироты).

Заключение о невозможности возвращения детей-сирот в ранее закрепленное жилое помещение принимается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения жилого помещения.

8. Размер субсидии определяется:

б) для детей-сирот - исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного пунктом 7 настоящих Правил, и средней стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в Республике Татарстан, утверждаемой Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации на соответствующий период.

12. Органы местного самоуправления в 30-дневный срок со дня представления документов, предусмотренных пунктами 9 или 10 настоящих Правил, организуют работу по их проверке.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании за гражданином права на получение сертификата.

В случае признания за гражданином права на получение сертификата органом местного самоуправления одновременно принимается решение о включении его в списки граждан на получение сертификата.

В случае признания за гражданином права на получение сертификата на него заводится учетное дело.

О принятом решении гражданин уведомляется в письменной форме в 3-дневный срок со дня его принятия.

16. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, в 5-дневный срок формирует и утверждает сводные списки граждан на планируемый год по каждой категории граждан

Сводные списки граждан формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.

17. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в пределах средств, предусмотренных бюджетом Республики Татарстан на соответствующий финансовый год на обеспечение жильем категорий граждан, указанных в пункте 4 настоящих Правил, формирует списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году и списки граждан, включенных в резерв на получение сертификатов в этом же году, и направляет их в органы местного самоуправления и специализированную организацию.

18. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан обеспечивает изготовление бланков сертификатов.

19. Органы местного самоуправления в месячный срок с даты выпуска сертификатов представляют в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан копии учетных дел граждан - получателей сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение сертификатов

20. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в двухмесячный срок с даты выпуска бланков сертификатов на основании представленных копий учетных дел оформляет сертификаты и направляет их в органы местного самоуправления для вручения гражданам.

22. Органы местного самоуправления в 2-недельный срок с даты получения сертификатов вручают их указанным гражданам.

33. Владелец сертификата представляет сертификат в специализированную организацию и заключает договор на приобретение жилого помещения по форме, утвержденной специализированной организацией, а также направляет в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан заявление о перечислении средств субсидии на счет специализированной организации

36. Специализированная организация в 10-дневный срок с даты заключения с владельцем сертификата договора направляет в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан заявку на его оплату.

37. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в 10-дневный срок с момента получения заявки и заявления владельца сертификата о перечислении средств субсидии на счет специализированной организации перечисляет средства на соответствующий счет.

40. Специализированная организация в двухнедельный срок с момента оплаты сертификата направляет в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан и органы местного самоуправления списки владельцев сертификатов, улучшивших жилищные условия, с указанием места нахождения приобретенного жилого помещения, его площади и стоимости.

Специализированная организация в двухнедельный срок с момента оплаты сертификата направляет в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан оплаченные сертификаты.

Пункт 1.9 Постановления КМ РТ от 23.12.2002 N 731 "О мерах по развитию жилищного кредитования и ипотеки жилья в Республике Татарстан" предусматривает, что специализированной организацией по государственной поддержке в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки является некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан».

В судебном заседании из пояснений сторон, материалов дела установлено, что постановлением главы администрации <адрес> и <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) Шуршева М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была направлена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, так как фактически осталась без попечения родителей. Отец истицы - Шуршев В.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9). Мать истицы - Шуршева О.Н. была лишена родительских прав решением Зеленодольского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ по делу (л.д.6-7).

Истица со своей сестрой – Шуршевой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы и проживали до ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес> РТ (л.д.11) вместе с матерью Шуршевой О.Н., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

После окончания Ново-Кинерской коррекционной школы-интерната в ДД.ММ.ГГГГ году, в которую истица была направлена органом опеки и попечительства на полное государственное обеспечение, истица обучалась в Государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Зеленодольский судостроительный техникум» и проживала в общежитии на <адрес> РТ.

В жилое помещение по месту регистрации истица вселиться не могла, так как Постановлением Главы администрации <адрес> и <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> РТ был признан непригодным для постоянного проживания (л.д.75) и в последующем снесен.

Согласно заключению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76) закрепление данного жилого помещения за Шуршевой М.В. невозможно в связи с его сносом. Другое жилое помещение семье не предоставлялось.

В связи с данными обстоятельствами Постановлением Исполнительного комитета <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25) Шуршева М.В. признана нуждающейся в жилом помещении с правом получения субсидии на приобретение жилья за счет средств бюджета Республики Татарстан на основании ее заявления (л.д.77,78).

Из пояснений представителя Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Мухамадиевой Ф.М. установлено, что Шуршева М.В. включена в Сводный список детей-сирот, имеющих право на получение субсидии для приобретения жилья за счет средств бюджета Республики Татарстан по<адрес>, исходя из даты постановки на учет. В Сводный список граждан-получателей сертификатов и в Резервный список на ДД.ММ.ГГГГ год истица не вошла, так как выделенные в 2012 году на эти цели бюджетные средства позволяют оформить лишь 124 сертификата. Сертификат будет выдан в соответствии с очередностью.

Исходя из изложенного, суд считает не подлежащими удовлетворению исковые требования Шуршевой М.В. об обязании Исполнительного комитета <адрес> РТ, Кабинета Министров Республики Татарстан предоставить истице благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке по следующим основаниям.

Исполнительный комитет <адрес> РТ не наделен Законом Республики Татарстан полномочиями по предоставлению во внеочередном порядке жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.

Кабинет Министров Республики Татарстан также не наделен такими полномочиями. Согласно законодательству Республики Татарстан социальные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья, в сфере обеспечения жилыми помещениями реализуются путем предоставления Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ сертификатов на приобретение жилых помещений в НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ».

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ -П «По жалобе муниципального образования – городского округа «<адрес>» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Таким образом, Исполнительный комитет <адрес> РТ и Кабинет Министров Республики Татарстан являются ненадлежащими ответчиками по данным требованиям.

Истица изъявила желание на получение в собственность жилого помещения на основании абз.2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Однако судом установлено, что истица имеет также право на внеочередное получение жилого помещения в связи с тем, что жилое помещение, в котором она проживала до 2005 года, признано непригодным для проживания.

Реализовать данное право истица не намерена. В судебном заседании истица отказалась от предоставления жилья в маневренном фонде исполнительного комитета <адрес> РТ для проживания до приобретения жилья за счет средств бюджета Республики Татарстан по сертификату.

При таких обстоятельствах в иске должно быть отказано.

На основании ст.ст.72,76 Конституции РФ, п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 8 Закона РТ от 08.12.2004 N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", Указа Президента РТ от 12.02.2009 N УП-70 "О дополнительных мерах по защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и руководствуясь ст.ст.12,56,194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Шуршевой М.В. к Исполнительному комитету <адрес>, Кабинету Министров Республики Татарстан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: