об обязании предоставить земельный участок под скад



Дело №2-57/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2012г. г.Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Фризиной С.В.

при секретаре Зверевой И.Г.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишкуватова А.Х. к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ, МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РТ об обязании утвердить схему расположения земельного участка, снять с кадастрового учета земельный участок, осуществить постановку на кадастровый учет земельный участок, предоставить в аренду земельный участок, а также по встречному иску Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ о признании самовольными постройками и о об их сносе,

УСТАНОВИЛ:

Ишкуватов А.Х. обратился в Зеленодольский городской суд с иском к Исполкому ЗМР и МУ «ПИиЗО ЗМР» РТ об обязании предоставить на праве собственности земельный участок площадью ... под принадлежащие ему на праве собственности помещения склада площадью ... магазина площадью ... двухэтажного кирпичного корпуса площадью ... в границах земельного участка с кадастровым , расположенного в сельском поселении Октябрьское ЗМР РТ.

Свои требования истец мотивировал тем, что является собственником вышеуказанных помещений и здания, которые находятся в границах вышеуказанного земельного участка. Он обратился с заявлением в Палату имущественных и земельных отношений о предоставлении земельного участка под принадлежащие ему на праве собственности здания в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, но ни Палата, ни Исполком ЗМР не предприняли никаких действий по предоставлению ему земельного участка.

В дальнейшем Ишкуватов А.Х. требования неоднократно уточнял, в судебном заседании он, а также его представитель Санникова Т.Е., действующая на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, просили: обязать МУ «ПИиЗО ЗМР» РТ утвердить схему расположения земельного участка площадью ...., расположенного по адресу РТ, ЗМР, сельское поселение Октябрьское, подготовленную ООО «Галактика»; обязать ФГБУ

«ФКП ФСГРКиК» по РТ снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым площадью ... кв.м., расположенный по адресу РТ, ЗМР, сельское поселение Октябрьское, и обязать поставить на кадастровый учет земельный участок площадью ... с указанными в исковом заявлении координатами; обязать Исполком ЗМР предоставить истцу на праве аренды сроком на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью ... под принадлежащие ему на праве собственности помещение склада площадью ... магазина площадью ... здание двухэтажного кирпичного корпуса площадью ...., расположенные в сельском поселении Октябрьское ЗМР РТ.

Исполком ЗМР обратился со встречными исковыми требованиями к Ишкуватову А.Х. о признании самовольными постройками нежилых помещений площадью ...., расположенных на земельном участке с кадастровым по адресу <адрес> и об их сносе, мотивируя тем, что Ишкуватов А.Х. и Сироштан А.В. приобрели в ДД.ММ.ГГГГ на аукционе кирпичные строения площадью ...., а в ДД.ММ.ГГГГ возвели под предлогом реконструкции в совершенно ином месте два бревенчатых строения площадью ... не имея на это разрешительной документации, которые Исполком ЗМР и просит снести как самовольные.

В судебное заседание явилась также представитель Исполкома ЗМР и МУ «ПИиЗО ЗМР» Баранова Р.В., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, которая исковые требования истца не признала, мотивируя тем, что две постройки, принадлежащие Ишкуватову А.Х. на земельном участке являются самовольными, поэтому земельный участок ему не может быть предоставлен. Настаивала на встречных исковых требованиях, просила их удовлетворить. Также предложила Ишкуватову А.Х. заключить мировое соглашение, по условиям которого он заключает договор аренды испрашиваемого земельного участка со множественностью лиц на стороне арендодателя, а Исполком ЗМР отказывается от встречных исковых требований о сносе построек, против чего Ишкуватов А.Х. возражал.

Представитель ответчика ФГБУ «ФКП ФСГРКиК» по РТ Сиразова Л.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Ишкуватова А.Х. не признала, мотивируя тем, что земельный участок с кадастровым является учтенным, с уточненной площадью .... из категории земель – земли особо охраняемых территорий, поставлен на учет по заявлению Габидуллова Р.И. Истцу рекомендовано обратиться в Палату ИиЗО ЗМР с заявлением о разделе данного земельного участка. Требование о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью .... Сиразова Л.В. также не признала, мотивируя тем, что отсутствует межевой план участка. Встречные исковые требования оставила на усмотрение суда.

Представитель 3-его лица Сироштана А.В. по первоначальному и встречному искам Санникова Т.Е. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Ишкуватова А.Х. поддержала, против встречных исковых требований возражала.

Представитель 3-его лица УФСГРКиК по РТ Фахритдинова Э.Р., действующая на основании доверенности, оставила решение вопросов на усмотрение суда. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Фахритдинова Э.Р. поясняла, что встречные исковые требования Исполкома ЗМР о сносе самовольных построек Ишкуватова А.Х. Управление Росреестра не поддерживает, т.к. за Ишкуватовым А.Х. зарегистрировано право собственности на данные постройки, они находятся на зарегистрированном земельном участке с кадастровым , т.е. не являются самовольными.

Представитель 3-его лица Габидуллова Р.И. по первоначальному и встречному иска Азгамов Р.А. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск Ишкуватова А.Х. не поддержал, встречные исковые требования Исполкома ЗМР поддержал.

Представитель 3-его лица Ишкуватова А.Х. Санникова Т.Е. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ иск Ишкуватова А.Х. поддержала, со встречными исковыми требованиями не согласна.

3-е лицо Динмухаметова Д.З. в судебное заседание не явилась, извещена. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель Динмухаметовой Д.З. Сергеев А.И. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ поддержал исковые требования Ишкуватова А.Х.

3-и лица Исполком Октябрьского СП, ООО «Ковали-Агро», МРФ №4 РГУП БТИ своих представителей не направили, извещены. РГУП БТИ просили дело рассмотреть без их участия, решение оставили на усмотрение суда (л.д.236).

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно абз.1 п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии абз.2 п.п.1-3 ст. 8 ГК РФ в соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Как следует из ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами

Из абз. 1 ч.2 ст.218 ГК РФ следует, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ)

право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В силу ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.

В соответствии со ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.

Собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором.

Как следует из ч.2 ст. 22 ЗК РФ, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно ч.1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Из п.1 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ следует, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с абз. 1-2 п.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно абз. 5-8 п.1 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Из ст. 64 ЗК РФ следует, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

В соответствии с абз.3, 11 п.1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

В силу ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Как следует из п.п.1-2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-Фз "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Согласно абз.1-2 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, передает заказчику таких кадастровых работ следующие документы:

межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка);

технический план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, об учете его изменений или учете его части);

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В силу п.10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

Согласно ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

В силу подп. 14 ч.1 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

Как следует из п.п.1-2,4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Согласно подп. 4 п.17 ст. 51 ГрК РФ изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Судом установлено следующее.

Согласно государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования землей тресту «Казаньхимстрой» концерна «Татстрой» на основании постановления главы администрации Зеленодольского района и г.Зеленодольска РТ от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью ... б<адрес> (л.д.35-36).

Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений РТ р от ДД.ММ.ГГГГ право постоянного (бессрочного) пользования <адрес>» земельными участками общей площадью ..., расположенных в <адрес> прекращено (госакты ) (л.д.45).

Письмом треста «Казаньхимстрой» к председателю Госкомитета по управлению имуществом РТ от ДД.ММ.ГГГГ трест просит реализовать выставленные им на продажу объекты <адрес>, в целях ускорения продажи просят все деревянные дачные домики и другие одноэтажные объекты продать через закрытый аукцион, а двухэтажный кирпичный корпус с отведенным земельным участком ... продать через открытый аукцион (л.д.69).

Согласно договору поручения -и от ДД.ММ.ГГГГ Госкомитет РТ по управлению государственным имуществом поручил АТН «Торгинвест» организацию и проведение ДД.ММ.ГГГГ аукциона по продаже <адрес> (л.д.37-38). Утвержден Перечень объектов недвижимости, переданных АТН «Торгинвест», в числе которых <адрес> (<адрес> площадью ... и кирпичное помещение (<адрес> (л.д.39).

В результате проведенного аукциона Сироштан А.В. приобрел данные помещения и зарегистрировал право собственности на них ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.40-42).

Сироштан А.В. ДД.ММ.ГГГГ произвел отчуждение спорных объектов в пользу Ишкуватова А.Х., который зарегистрировал право собственности на склад и магазин ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43-44). ДД.ММ.ГГГГ Ишкуватов А.Х. заключил договор купли-продажи в отношении данных помещений с ООО «Ковали-Агро», которое зарегистрировало свои права ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ковали-Агро» заключило договоры купли-продажи склада и магазина с Ишкуватовым А.Х., право собственности которого зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о регистрации права (л.д.5-6). Также Ишкуватовым А.Х. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ у Сироштана А.В. приобретен нежилой двухэтажный <адрес>, право собственности на который зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4).

Таким образом, все представленные Ишкуватовым А.Х. документы для государственной регистрации права на объекты недвижимости соответствовали требованиям действующего законодательства, оснований для приостановления или отказа в регистрации права не имелось, следовательно, переход права собственности на спорные объекты недвижимости к Ишкуватову А.Х. проведен в соответствии с законом.

Как поясняла в ходе судебного разбирательства представитель Ишкуватова А.Х. Санникова Т.Е., реконструкция нежилых кирпичных помещений магазина и склада ни Ишкуватовым А.Ф., ни Сироштаном А.В. не производилась, была только разобрана кирпичная кладка данных зданий, внутри которой здания оказались деревянными. Строительство новых зданий Ишкуватовым А.Ф. не осуществлялось, здания стоят на прежнем месте. При приобретении данных зданий на аукционе Сироштаном А.В. техническая документация на здания отсутствовала, площади помещений указаны ориентировочные, что подтвердил в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ и представитель 3-его лица Динмухаметовой Д.З. Сергеев А.И., который пояснил, что Динмухаметова в ДД.ММ.ГГГГ. приобрела помещение бывшей кухни <адрес> (л.д.181-182). Техническая документация отсутствовала, площадь на аукционе была указана ...., а фактически после измерений БТИ оказалась ... (л.д.205).

Согласно экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ по результатам судебной строительной экспертизы по делу (определение Арбитражного Суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ), экспертная организация ООО «Институт негосударственной экспертизы» провела натурный осмотр объекта экспертизы нежилого одноэтажного ... площадью и нежилого деревянного помещения ...., расположенных на земельном участке с кадастровым по адресу <адрес>. На момент проведения экспертизы изменений параметров указанных объектов не выявлено; количество помещений, площади, объемы рассматриваемых объектов соответствуют параметрам, указанным в технических паспортах БТИ, представленных для проведения экспертизы (208-216). Конструктивной особенностью деревянного сруба является жесткая система несущих и самонесущих стен из бревен, соединенных между собой врубками и деревянными шипами. Поэтому не представляется возможным внести какие-либо изменения по высоте и по количеству помещений ограниченных несущими и самонесущими стенами. В противном случае может произойти потеря устойчивости и жесткости конструкции здания. Следовательно, в зданиях, конструктивной основой которых являются деревянные срубы внести какие -либо изменения, которые квалифицируются как «реконструкция» нельзя. Таким образом, на момент проведения экспертизы установлено, что реконструкция данных нежилых помещений не производилась.

Исполкомом ЗМР не доказано, что Ишкуватовым А.Х. произведена реконструкция двух нежилых строений, также не доказано нахождение зданий бывшего магазина и склада вне земельного участка с кадастровым . Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу установлено, что строения площадью ... и ... находятся именно на данном земельном участке (л.д.109).

Таким образом, встречные исковые требования Исполкома ЗМР к Ишкуватову А.Ф. о признании самовольными постройками и о сносе двух нежилых помещений площадью ... по адресу <адрес>, подлежат отклонению как необоснованные.

Постановлением Исполкома ЗМР от ДД.ММ.ГГГГ Габидуллову Р.И. был предоставлен в аренду сроком на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью .... с кадастровым из земель особо охраняемых территорий по адресу РТ<адрес> (л.д.48), ДД.ММ.ГГГГ Исполкомом ЗМР был заключен договор аренды земельного участка с Габидулоовым Р.И. (л.д.49-51).

Решением Арбитражного Суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ по делу признано недействительным постановление Исполкома ЗМР от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет гражданину Габидуллову Р.И. для размещения базы отдыха» (л.д.102-106). Постановлением кассационной инстанции - Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от ДД.ММ.ГГГГ данное решение в данной части оставлено без изменения (л.д.112-116).

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым был сформирован исключительно для целей предоставления его в аренду Габидуллову Р.И. (л.д.46). В решении Арбитражного Суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на данном земельном участке кроме объекта недвижимости, принадлежащего Габидуллову Р.И. <адрес> имеются также иные объекты недвижимости, собственники которых имеют право приватизировать земельные участки под данными объектами недвижимости в соответствии со ст.36 ч.1 ЗК РФ. В связи с чем Арбитражным судом сделан вывод о том, что постановление Исполкома ЗМР от ДД.ММ.ГГГГ вынесено с нарушением ст.36 ЗК РФ и нарушает права других собственников недвижимости на данном земельном участке на приобретение в собственность или в аренду земельных участков под объекты недвижимости. Таким образом, формирование земельного участка с кадастровым было произведено с нарушением закона, и требование Ишкуватова А.Х. о снятии с кадастрового учета данного земельного участка является обоснованным, т.к. существование данного земельного участка, сформированного исключительно для предоставления его в аренду Габидуллову Р.И., нарушает права Ишкуватова А.Х.

Ишкуватовым А.Х. для суда подготовлена схема расположения земельного участка площадью ...., подготовленная ООО «Галактика», для предоставления данного участка под находящиеся на нем принадлежащие истцу на праве собственности три объекта недвижимости (л.д. 193). Других объектов недвижимости, согласно представленной схеме, на испрашиваемом земельном участке не имеется. Также истцом для суда представлена выдержка из межевого плана испрашиваемого земельного участка, подготовленного ООО «Галактика» с координатами участка (л.д.194-196). Как пояснила в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца Санникова Т.Е., единственным смежником испрашиваемого земельного участка является Октябрьское СП, которому истцом было направлено заявление о согласовании границ участка ДД.ММ.ГГГГ (л.д.197), возражений от которого не поступило, поэтому границы участка считаются согласованными, в соответствии с ч.3 ст.40 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.2007г. Данные доводы суд признает обоснованными, т.е. спора по границам земельного участка не имеется.

В силу ч.1 ст.36 ЗК РФ, истец имеет право на предоставление ему в аренду данного испрашиваемого земельного участка, ничьи права при этом не будут нарушены. Поэтому требование истца об обязании МУ «ПИиЗО ЗМР» РТ утвердить схему расположения земельного участка, составленную ООО «Галактика», является законным и обоснованным.

Поскольку представитель истца поясняла, что по техническому заданию МУ «ПИиЗО ЗМР» ООО «Галактика» подготовила межевой план земельного участка площадью ...., то после утверждения схемы расположения земельного участка и утверждения межевого плана истец может обратиться в орган кадастрового учета для постановки на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка. Поскольку ответчик – орган кадастрового учета добровольно отказывается от постановки на кадастровый учет земельного участка, суд обязывает ФГБУ «ФКП ФСГРКиК» по РТ осуществить постановку на кадастровый учет испрашиваемого истцом земельного участка после утверждения межевого плана.

После формирования земельного участка, т.е. после постановки его на кадастровый учет, истец имеет право обратиться в Исполком ЗМР с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка сроком на ДД.ММ.ГГГГ. Оснований для отказа в предоставлении земельного участка площадью .... у Исполкома ЗМР не имеется. Каких-либо законных доводов в обоснование своего нежелания предоставить в аренду Ишкуватову А.Х. земельный участок под принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости Исполком ЗМР суду не предоставил. Поэтому требования Ишкуватова А.Х. к Исполкому ЗМР о предоставлении ему земельного участка в аренду сроком на ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

На основании ст.ст. 8, 131, 218, 223, 271 ГК РФ, ст.ст.22, 25, 29, 36, 64 ЗК РФ, ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст.ст. 3, 16, 37, 38, 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221- "О государственном кадастре недвижимости", ст.51 ГрК РФ и руководствуясь ст.ст. 6, 12, 56, 67, 194-199ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Ишкуватова А.Х. удовлетворить.

Обязать МУ «Палата имущественных и земельных отношений Исполкома ЗМР» утвердить схему расположения земельного участка площадью ... по адресу <адрес>, подготовленную ООО «Галактика».

Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РТ снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым площадью ... по адресу <адрес> и поставить на кадастровый учет земельный участок площадью ... расположенный по адресу <адрес> после утверждения межевого плана, составленного ООО «Галактика».

Обязать Исполком Зеленодольского муниципального района РТ после постановки на кадастровый учет земельного участка площадью ... расположенного по адресу РТ, ЗМР, сельское поселение Октябрьское, предоставить данный земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, относящийся к категории земель особо охраняемых территорий, в аренду Ишкуватову А.Х. сроком на ДД.ММ.ГГГГ под принадлежащие ему на праве собственности – ... (поз.26) <адрес> общей площадью .... с инвентарным лит А, .... (поз.27,28) с инвентарным литА.,А1, нежилое ... (поз.2) общей площадью .... с инвентарным лит.А.

В удовлетворении встречных исковых требований Исполкома Зеленодольского муниципального района РТ к Ишкуватову Альфреду А.Х. о признании самовольными постройками нежилого одноэтажного помещения площадью ... с инвентарным номером лит.А и одноэтажного помещения с мансардой площадью .... с инвентарным лит А.А1, расположенных на земельном участке с кадастровым по адресу <адрес>, и об их сносе - отказать.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 27 февраля 2012г. в Зеленодольском горсуде.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ в течение месяца, начиная с 28.02.2012г. через Зеленодольский городской суд РТ.

Судья: