Дело № 2-1576/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 мая 2012 года г.Зеленодольск Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Панфиловой А.А. при секретаре Фалиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной М.А. к Межрайонной ИФНС России № 8 по РТ о перерасчете и возврате излишне уплаченного налога, установил: Никитина М.А. обратились в суд с иском к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по РТ о признании незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России № 8 по РТ, выразившееся в неисполнении требования пункта 3 ст.78 НК РФ, обязывающей сообщить налогоплательщику Никитиной М.А о каждом ставшем известном факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, об обязании МРИ ФНС №8 по РТ произвести зачет излишне уплаченного налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме ... по КБК № в счет имеющейся недоимки по этому же налогу в размере .... по КБК №, в счет заложенности по пени в размере .... по КБК № и задолженности по пени в размере .... по КБК №. Кроме того, истица просит обязать ответчика произвести возврат излишне уплаченного налога в размере .... с применением упрощенной системы налогообложения по КБК №. В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истица получила решение № МРИ ФНС №8 по РТ об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога. Решение ответчика мотивировано тем, что на дату подачи налогоплательщиком заявления о возврате истек трехлетний срок, установленный п.7 ст.78 НК РФ для возврата переплаченной суммы налога. О наличии переплаты она узнала ДД.ММ.ГГГГ после получения справки № о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам в связи с прекращением своей предпринимательской деятельности. До этого времени ответчик не сообщал истице о переплате по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, чем нарушил требования п.3 ст.78 НК РФ. В судебном заседании Никитина М.А. и ее представитель – Азгамов Р.А, изменили свои исковые требования, от требований о признании незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России № 8 по РТ, выразившееся в неисполнении требования пункта 3 ст.78 НК РФ, обязывающей сообщить налогоплательщику Никитиной М.А о каждом ставшем известном факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, отказались, просили обязать МРИ ФНС №8 по РТ произвести зачет излишне уплаченного налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме .... по КБК № в счет имеющейся недоимки по этому же налогу в размере .... по КБК №, в счет заложенности по пени в размере ... коп. по КБК №. Кроме того, истица просит обязать ответчика произвести возврат излишне уплаченного налога с применением упрощенной системы налогообложения по КБК № в размере .... Представитель МРИ ФНС №8 по РТ – Хасанова Р.З., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истица сама рассчитывала сумму налога и сама ее оплачивала авансовыми платежами. Уточненная декларация была предоставлена ДД.ММ.ГГГГ, по ней должна могла быть проведена камеральная проверка как по инициативе Никитиной, так и по инициативе налогового органа, но акта об ошибках нет, значит проверка не проводилась. По словам налогового инспектора отсутствовала техническая возможность выявить переплату. Заявила о пропуске истицей срока исковой давности, пояснив, что, налоговая служба считает, что началом срока исковой давности следует считать дату уплаты налога. По сумме ..., уплаченной в ... г. прошло более трех лет, поэтому она не подлежит возврату и зачету. Решением от ДД.ММ.ГГГГ Никитиной М.А. произведен зачет в счет погашения задолженности на сумму .... Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно п.1 ст.38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Статья 346.11 НК РФ предусматривает, что упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах…. 3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса. Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Согласно п.5 ч.1 ст.21 НК РФ, налогоплательщики имеют право: … на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов… Как следует из п.7 ч.1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны: 7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом… Статья 78 НК РФ предусматривает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. 2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. 3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. 4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. 5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно. В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда. Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. 6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). 7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. 8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. 9. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения…. 13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации. 14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Как следует из п.3.1.1 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС РФ от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ (далее - Регламент), должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками формирует акт сверки по форме N 23-а (краткая). П.3.1.3 Регламента предусматривает, что в случае отсутствия в форме 23-а (краткая) расхождений данных налогового органа с данными налогоплательщика на документ ставятся подписи налогоплательщика или его уполномоченного представителя и должностного лица отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр подготовленного акта сверки по форме 23-а (краткая) в течение 3 рабочих дней вручается налогоплательщику или передается в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте. Если акт сверки расчетов налогоплательщика по форме 23-а (краткая) вручается лично, то на втором экземпляре ставится дата получения и подпись налогоплательщика (его представителя). Согласно п.3.1.4 Регламента при выявлении расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками осуществляет сверку расчетов налогоплательщика по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по форме 23 (полная). В силу п.3.1.7 Регламента первый экземпляр акта сверки расчетов по форме 23-а (краткая) с подписями налогоплательщика, должностного лица отдела работы с налогоплательщиками передается налогоплательщику (его представителю). Если акт сверки расчетов по форме 23-а (краткая) вручается лично, то на втором экземпляре ставится дата получения и подпись налогоплательщика (его представителя). П.3.1.8 Регламента предусматривает, что в случае отправки акта сверки расчетов по форме 23-а (краткая) по почте оба экземпляра акта и Уведомление (приложение 4) передаются в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте. В судебном заседании из материалов дела установлено, что Никитина М.А. состояла на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.10). ДД.ММ.ГГГГ в связи с прекращением предпринимательской деятельности Никитиной М.А. была выдана справка № о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (л.д.11), согласно которой у истицы имеется переплата по единому налогу, распределяемому по уровням бюджетной системы РФ / ЕУСН по КБК №, в размере .... ДД.ММ.ГГГГ Никитина М.А. обратилась к ответчику с заявлением о покрытии недоимок по пени в размере ...., .... и .... за счет переплаты по единому налогу, а также о возврате оставшейся части излишне уплаченного единого налога (л.д.12а). Решением МРИ ФНС №8 по РТ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.12) Никитиной М.А. было отказано в осуществлении возврата денежных средств ввиду подачи ею заявления по истечении трех лет со дня уплаты налога в соответствии с п.8 ст. 78 НК РФ. ДД.ММ.ГГГГ решением МРИ ФНС №8 по РТ № (л.д.17) были зачтены переплаты Никитиной М.А. по Единому налогу в сумме ... в счет уплаты налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы. Таким образом, согласно справке № о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (л.д.29-30) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимка Никитиной М.А. по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, составила ..., начисленные пени – ...., переплата по Единому налогу составила .... Суд считает не подлежащим применению заявленный представителем ответчика срок исковой давности по следующим основаниям. Как пояснила в судебном заседании истица и ее представитель, о наличии переплаты истица узнала только ДД.ММ.ГГГГ после получения справки № о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам. Каких-либо доказательств того, что истица уведомлялась ответчиком об образовавшейся переплате (актов совместной сверки расчетов по налогам, уведомлений и т.д.), суду не предоставлено. Таким образом, отсутствие уведомления, доказательств направления и получения каких-либо документов о наличии переплаты по налогам налогоплательщиком, а равно его подписей либо подписей его законного представителя, свидетельствуют о несоблюдении требований налогового законодательства со стороны ответчика. Следовательно, в установленные законом сроки налоговый орган о наличии переплат по налогам, сборам, пеням и штрафам не уведомил налогоплательщика, в связи с чем моментом, когда налогоплательщик узнал об этом факте, является ДД.ММ.ГГГГ Факт наличия у Никитиной М.А. переплаты в сумме .... МРИ ФНС №8 по РТ не оспаривалось. Исходя из вышеизложенного, суд считает исковые требования об обязании МРИ ФНС №8 по РТ произвести зачет излишне уплаченного налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения по КБК № в счет имеющейся недоимки по этому же налогу в размере .... по КБК № в счет заложенности по пени в размере .... по КБК №, а также об обязании ответчика произвести возврат излишне уплаченного налога в размере .... с применением упрощенной системы налогообложения по КБК №, подлежащими удовлетворению. В связи с удовлетворением исковых требований в соответствии со ст.100 ГПК РФ, с ответчика в пользу Никитиной М.А. подлежат взысканию судебные расходы на оплату юридических услуг, подтвержденные квитанциями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-28). На основании изложенного, ст. 21, 32, 38, 78 НК РФ, и руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд, решил: Исковые требования Никитиной М.А. удовлетворить. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС №8 по РТ произвести зачет излишне уплаченного Никитиной М.А. налога в связи с применением упрощенной системой налогообложения по КБК № в счет: - имеющейся недоимки по этому же налогу в размере ... по КБК №; - имеющейся задолженности по пеням в размере ... по КБК №; Обязать Межрайонную инспекцию ФНС №8 по РТ возвратить Никитиной М.А. излишне уплаченную сумму налога в связи с применением упрощенной системой налогообложения по КБК № в сумме .... Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС №8 по РТ в пользу Никитиной М.А. судебные расходы в размере .... С мотивированным решением стороны могут ознакомиться с 10 мая 2012 г. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РТ в течение 1 месяца, начиная с 10 мая 2012 г. Судья: