о предоставлении земельного участка в аренду, обязании заключения договора аренды земельного участка, об утверждении схемы расположения, о постановке на ГКН



Дело № 2-2587/2012

РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.07.2012года г.Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Бартеневой В.М.

при секретаре Губайдуллиной А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сибгатуллиной Р.А. к МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ», Исполнительному комитету ЗМР РТ об утверждении схемы расположения земельного участка, постановке на государственный кадастровый учет, предоставлении земельного участка в аренду, обязании заключения договора аренды,

УСТАНОВИЛ:

Сибгатуллина Р.А. обратилась в суд с иском к МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ», Исполнительному комитету ЗМР РТ об обязании Исполкома ЗМР РТ предоставить ей в аренду сроком на ... лет земельный участок площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, путем вынесения руководителем Исполкома ЗМР РТ соответствующего постановления, об обязании МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» утвердить схему расположения указанного земельного участка с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства, обязать осуществить постановку на государственный кадастровый учет в соответствии с планом, подготовленным ... и заключить договор аренды.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем Исполкома ЗМР РТ согласовано включение пяти земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью ....м. в границы населенного пункта <адрес> РТ. Использование указанного участка для жилищного строительства было согласовано с соответствующими службами. ДД.ММ.ГГГГ Сибгатуллиной Р.А. на имя главы Осиновского сельского поселения подано заявление о предоставлении ей из вышеуказанного земельного участка земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Кабинета Министров РТ принято предложение Министерства земельных и имущественных отношений РТ, Исполкома Осиновского сельского поселения о включении земельного участка площадью ....м. в границы <адрес> для жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ руководителем Исполкома Осиновского сельского поселения на имя руководителя Исполкома ЗМР РТ подано ходатайство о предоставление истице спорного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ в газете «... опубликовано сообщение МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» о наличии земельных участков, расположенных на территории ЗМР РТ, предлагаемых для передачи в аренду, в том числе и испрашиваемый истицей земельный участок. В ДД.ММ.ГГГГ. решением Совета Осиновского сельского поселения главе Осиновского сельского поселения было поручено обратиться с ходатайством к главе Зеленодольского муниципального района РТ о предоставлении земельных участок для ведения личного подсобного хозяйства согласно прилагаемого списка, в который входила и истица. Однако до настоящего времени земельный участок в аренду не предоставлен, соответствующий договор не заключен, в связи с чем истица вынуждена обратиться с указанными требованиями.

В судебном заседании истица, её представитель Трушникова О.Н., действующая по доверенности, на иске настаивала, указав, что Сибгатуллина Р.А. за счет собственных средств были проведены мероприятия по межеванию спорного земельного участка, выполнены все необходимые, предусмотренные действующим законодательством процедуры, связанные с предоставлением земельного участка. Однако до настоящего времени ответчики не предоставили ей земельный участок в аренду.

Представитель Исполкома ЗМР РТ и МУ «Палата земельных и имущественных отношений ЗМР» Сайдашева Э.Л., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что заявления о предоставлении земельного участка в уполномоченный распоряжаться государственными землями, каковым является Исполком ЗМР РТ от истицы не поступало. Земельный участок, который она имеет намерение приобрести в аренду, не существует, так как до настоящего времени он не сформирован. В силу вышеуказанного, публикация в газете была преждевременной.

Выслушав пояснения истицы, представителей сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 11 ЗК РФ указывает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п.п.1, 2, 4 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В силу ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

2.     Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

3.       В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

4.      Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

5.        Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Ст.36 п.6.ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли- продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Статья 30.1. ЗК РФ указывает, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

2.         Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

3.       Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

В ходе судебного разбирательства установлено, что распоряжением Кабинета Министров РТ от 11.02.2008г. №197-р <адрес> РТ вошло в перечь населенных пунктов РТ, предлагаемых к расширению в ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ руководитель Исполкома ЗМР РТ сообщил главе Осиновского сельского поселения о том, что согласовано включение пяти земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью ....м. в границах населенного пункта <адрес> РТ. Использование указанного участка для жилищного строительства согласовано с соответствующими службами (л.д.18).

Постановлением Кабинета Министров РТ №831 от 25.11.2008г. принято предложение Министерства земельных и имущественных отношений РТ, Исполкома Осиновского сельского поселения о включении земельного участка площадью ....м. в границы <адрес> для жилищного строительства (л.д.19).

ДД.ММ.ГГГГ Сибгатуллиной Р.А. на имя главы Осиновского сельского поселения подано заявление о предоставлении ей из вышеуказанного земельного участка земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и строительства дома площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.16).

ДД.ММ.ГГГГ руководителем Исполкома Осиновского сельского поселения на имя руководителя Исполкома ЗМР РТ подготовлено ходатайство о предоставлении Сибгатуллиной Р.А. земельного участка площадью ....м. по адресу: <адрес> (л.д.18). Отметки о приеме этого заявления ответчиком не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ в газете ... опубликовано сообщение МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» о наличии земельных участков, расположенных на территории ЗМР РТ, предлагаемых для передачи в аренду, в том числе, и испрашиваемого истицей (л.д.20).

В суде представитель истицы пояснила, что решениями Совета Осиновского сельского поселения , от ДД.ММ.ГГГГ присвоены наименования вновь застраиваемым улицам в <адрес>: <адрес>. Главе Осиновского сельского поселения поручено обратиться с ходатайством к главе Зеленодольского муниципального района РТ о предоставлении указанных земельных участок для ведения личного подсобного хозяйства согласно прилагаемого списка (л.д.23-26). В указанном списке по<адрес> указана и фамилия истицы. Однако до настоящего времени испрашиваемый земельный участок в аренду Сибгатуллиной Р.А. не предоставлен, соответствующий договор не заключен. Поскольку Сибгатуллиной Р.А. за счет собственных средств выполнены все необходимые, предусмотренные действующим законодательством процедуры, связанные с предоставлением земельного участка, истица просит обязать предоставить ей указанный земельный участок в аренду, заключив с ней соответствующий договор.

Суд доводы представителя истца находит необоснованными, а требования не подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с ч.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п. 10 ст. 3-1 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов

Пункт 2 ст.34 ЗК РФ указывает, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Сибгатуллиной Р.А. же заявление о предоставлении спорного земельного участка, подано на имя главы Осиновского сельского поселения, что противоречит установленным нормам и не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ.

Справкой Совета ЗМР РТ от 12.07.2012г. №2\2720 подтверждается, что в перио<адрес>гг. заявлений по вопросу предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства либо для ведения личного подсобного хозяйства на имя главы Зеленодольского муниципального района не поступало.

Допустимых доказательств обратного истицей суду не представлено.

По факту присвоения наименований вновь застраиваемым улиц в <адрес>, Зеленодольской городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес Совета Осиновского сельского поселения ЗМР РТ принесен протест на решение от ДД.ММ.ГГГГ «О наименовании вновь застраиваемых улиц», в котором указано, что оно является незаконным и подлежит отмене, поскольку противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район РТ», которому в соответствии с нормами гражданского законодательства и принадлежит право присваивать наименование улицам.

Кроме того, ст.42 Устава муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» предусмотрено, что Глава поселения не наделен полномочиями на обращение к главе ЗМР РТ о предоставлении земельных участков гражданам. В соответствии со ст.31 ЗК РФ гражданин, заинтересованный в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подает заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления самостоятельно.

Из пояснений директора ... следует, что указанной организации руководителем МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ» было поручено выполнить раздел земельного участка площадью ...., расположенного по адресу: <адрес> по направлению на запад, для чего выдано техническое задание (л.д.8-9). Межевание земельных участков по договорам с гражданами не производилось.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей должностные лица Осиновского сельского поселения, работавшие в рассматриваемый период, Орлова и Гарипова пояснили, что процедурой оформления занимались они по сложившейся практике. Однако в их должностные обязанности указанное не входило, граждане им доверенности не выдавали.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.55-57,194 - 199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Сибгатуллиной Р.А. к МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ», Исполнительному комитету ЗМР РТ об обязании утвердить схему расположения земельного участка площадью ....м., расположенного по адресу: <адрес>, постановке его на государственный кадастровый учет, предоставлении его в аренду, заключении договора аренды оставить без удовлетворения, в иске отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском горсуде РТ 20.07.2012г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через Зеленодольский городской суд РТ, начиная с 21.07.2012г.

Судья: