земельные споры



Дело № 2-3136/2012

РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02.08.2012года г.Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Бартеневой В.М.

при секретаре Губайдуллиной А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зарипова ФИО8 к МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ», Исполнительному комитету ЗМР РТ об утверждении схемы расположения земельного участка, постановке на государственный кадастровый учет, предоставлении земельного участка в аренду, обязании заключения договора аренды,

УСТАНОВИЛ:

Зарипов Р.Т. обратился в суд с иском к МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ», Исполнительному комитету ЗМР РТ об обязании Исполкома ЗМР РТ предоставить ему в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> имущественных и земельных отношений ЗМР» утвердить схему расположения указанного земельного участка с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства, обязать осуществить постановку на государственный кадастровый учет в соответствии с планом, подготовленным ООО «Земля плюс», и заключить договор аренды.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем Исполкома ЗМР РТ согласовано включение пяти земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 12057кв.м. в границы населенного пункта <адрес> РТ. Использование указанного участка для жилищного строительства было согласовано с соответствующими службами. В ноябре 2008<адрес> Министров РТ принято предложение Министерства земельных и имущественных отношений РТ, Исполкома Осиновского сельского поселения о включении земельного участка площадью 120575кв.м. в границы <адрес> для жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ руководителем Исполкома Осиновского сельского поселения на имя руководителя Исполкома ЗМР РТ подано ходатайство о предоставление истцу спорного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ в газете «Яшел узен» опубликовано сообщение МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» о наличии земельных участков, расположенных на территории ЗМР РТ, предлагаемых для передачи в аренду, в том числе и испрашиваемый истцом земельный участок. В декабре 2011г. решением Совета Осиновского сельского поселения главе Осиновского сельского поселения было поручено обратиться с ходатайством к главе Зеленодольского муниципального района РТ о предоставлении земельных участок для ведения личного подсобного хозяйства согласно прилагаемого списка, в который входил и истец. Однако до настоящего времени земельный участок в аренду не предоставлен, соответствующий договор не заключен, в связи с чем истец вынужден обратиться с указанными требованиями.

В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующий по доверенности, на иске настаивал.

Представитель Исполкома ЗМР РТ ФИО5, действующая по доверенности, и представитель МУ «Палата земельных и имущественных отношений ЗМР» ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что земельный участок, который истец имеет намерение приобрести в аренду, не существует, так как до настоящего времени он не сформирован, схема не утверждена, государственная собственность не разграничена. В силу вышеуказанного, публикация в газете была преждевременной.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 11 ЗК РФ указывает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п.п.1, 2, 4 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В силу ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

2.     Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

3.       В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

4.      Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

5.        Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Ст.36 п.6.ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли- продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Статья 30.1. ЗК РФ указывает, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

2.         Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

3.       Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

В ходе судебного разбирательства установлено, что распоряжением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> РТ вошло в перечь населенных пунктов РТ, предлагаемых к расширению в 2008-2010гг.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ руководитель Исполкома ЗМР РТ сообщил главе Осиновского сельского поселения о том, что согласовано включение пяти земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 12057кв.м. в границах населенного пункта <адрес> РТ. Использование указанного участка для жилищного строительства согласовано с соответствующими службами.

Постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ принято предложение Министерства земельных и имущественных отношений РТ, Исполкома Осиновского сельского поселения о включении земельного участка площадью 120575кв.м. в границы <адрес> для жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ руководителем Исполкома Осиновского сельского поселения на имя руководителя Исполкома ЗМР РТ подготовлено ходатайство о предоставление ФИО1 земельного участка площадью 600кв.м. по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, Осиновское сельское поселение, <адрес> (л.д.15). Отметки о приеме этого заявления ответчиком не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ в газете «Яшел узен» опубликовано сообщение МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» о наличии земельных участков, расположенных на территории ЗМР РТ, предлагаемых для передачи в аренду, в том числе, и испрашиваемого истцом(л.д.16).

В суде представитель истца пояснил, что решениями Совета Осиновского сельского поселения , от ДД.ММ.ГГГГ присвоены наименования вновь застраиваемым улицам в <адрес>: <адрес> муниципального района РТ о предоставлении указанных земельных участок для ведения личного подсобного хозяйства согласно прилагаемого списка (л.д. ). В указанном списке указана и фамилия истца. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лично с заявлением обратился к главе Зеленодольского муниципального района РТ о предоставлении в аренду ему спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Однако до настоящего времени испрашиваемый земельный участок в аренду ему не предоставлен, соответствующий договор не заключен, схема расположения не утверждена, на государственный кадастровый учет земельный участок не поставлен.

Суд доводы представителя истца находит необоснованными, а требования не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п. 10 ст. 3-1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов

Пункт 2 ст.34 ЗК РФ указывает, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Указанное заявление от ФИО1 поступило в адрес главы ЗМР ДД.ММ.ГГГГ

Однако, указанное не является основанием для удовлетворения заявленных требования на основании следующего.

По факту присвоения наименований вновь застраиваемым улиц в <адрес>, Зеленодольской городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес Совета Осиновского сельского поселения ЗМР РТ принесен протест на решение от ДД.ММ.ГГГГ «О наименовании вновь застраиваемых улиц», в котором указано, что оно является незаконным и подлежит отмене, поскольку противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район РТ», которому в соответствии с нормами гражданского законодательства и принадлежит право присваивать наименование улицам.

Кроме того, ст.42 Устава муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» предусмотрено, что Глава поселения не наделен полномочиями на обращение к главе ЗМР РТ о предоставлении земельных участков гражданам.

Решением Совета Осиновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении протестов Зеленодольского городского прокурора», постановлено: «Решение Совета Осиновского сельского поселения , от ДД.ММ.ГГГГ О предоставлении земельных участков, подготовленные и принятые единолично главой Осиновского сельского поселения, признать не имеющими юридическую силу» (л.д. ).

В связи с вышеуказанным, ДД.ММ.ГГГГ в газете «Яшел узен» опубликовано опровержение с указанием, что сообщение в газете от ДД.ММ.ГГГГ МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» о наличии земельных участков, расположенных на территории ЗМР РТ, предлагаемых для передачи в аренду считать недействительным (л.д. ).

Из письма руководителя МУ «ПИиЗО» от ДД.ММ.ГГГГ, технического задания на подготовку раздела земельного участка следует, что руководителем МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ» было поручено ООО «Земля плюс» выполнить раздел земельного участка площадью 5.2875га., расположенного по адресу: РТ <адрес> примерно в 60м. от <адрес> по направлению на запад (л.д.).

Как пояснила директор ООО «Земля плюс» ФИО7, допрошенная в качестве свидетеля по делам об утверждении схемы расположения земельного участка, постановке на государственный кадастровый учет, предоставлении земельного участка в аренду, обязании заключения договора аренды, рассматриваемые Зеленодольским городским судом РТ ДД.ММ.ГГГГ, что руководителем МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ» было поручено ООО «Земля плюс» выполнить лишь раздел земельного участка площадью 5.2875га., расположенного по адресу: РТ <адрес> примерно в 60м. от <адрес> по направлению на запад, для чего выдано техническое задание. Межевание земельных участков по договорам с гражданами не производилось. По техническому заданию подготовлен проект раздела земельного участка на 51 участок.

Допустимых доказательств обратного представителем истца суду не представлено.

Кроме того, из кадастрового плана земельного участка площадью 52875га. с кадастровым номером <адрес> видно, что земельный участок не разделен (л.д. ).

Из письма Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в 2006году с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – организация сельскохозяйственного производства. Впоследующем, постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ данному земельному участку присвоена категория – земли населенных пунктов. В 2010г. в категорию данного участка внесены соответствующие изменения в документы государственного кадастра недвижимости как «земли населенных пунктов».

Таким образом, судом установлено, что сведения о присвоении земельному участку с кадастровым номером 16:20:080803:21 категории – земли населенных пунктов внесены в государственный кадастр недвижимости только в 2010г., сам земельный участок, который истец имеет намерение приобрести в аренду, не существует, до настоящего времени он не сформирован, схема не утверждена, государственная собственность не разграничена. Решения Совета Осиновского сельского поселения , от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков, подготовленные и принятые единолично главой Осиновского сельского поселения» признаны не имеющими юридическую силу».

Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.55-57,194 - 199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Зарипова ФИО9 к МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ», Исполнительному комитету ЗМР РТ об обязании утвердить схему расположения земельного участка площадью 600в.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, постановке его на государственный кадастровый учет, предоставлении его в аренду, заключении договора аренды оставить без удовлетворения, в иске отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском горсуде РТ ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через Зеленодольский городской суд РТ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ

Судья: