14.08.2012г. г.Зеленодольск Зеленодольский городской суд республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Ерулаевой Р.Ф. при секретаре Гайсиной А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой О.В к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ, МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района РТ» о предоставлении земельного участка в аренду, обязании заключения договора аренды, установил: Иванова О.В. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ (далее – Исполком ЗМР РТ) и МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» (далее – МУ «ПИЗО ЗМР РТ ») об обязании руководителя Исполкома ЗМР РТ вынести постановление о предоставлении земельного участка площадью 600кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства в аренду сроком на пять лет, об обязании МУ «ПИЗО ЗМР РТ » заключить с ней договор аренды земельного участка площадью 600кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> сроком на 5 лет. В обосновании иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ от Главы Осиновского сельского поселения на имя Главы ЗМР РТ было подано ходатайство о предоставлении истцу земельного участка площадью 600кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома в рамках программы «Социальное развитие села до 2012г.». Истец была включена в список Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ по обеспечению жильем семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной программы «Социальное развитие села до 2012г.» как молодой специалист в сельской местности и признана нуждающейся в улучшении жилищных условий путем строительства индивидуального жилого дома с предоставлением субсидий на основании решения Главы Осиновского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ руководителем Исполкома Осиновского сельского поселения ЗМР РТ утверждено распоряжение № «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012г.» в соответствии с которым истец с семьей из 4-х человек принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с требуемым видом жилья- строительством индивидуального жилого дома. На основании заявления истца, решения Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению заявлений граждан и специализированных организаций о бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Зеленодольского муниципального района для осуществления жилищного строительства в системе социальной ипотеки сформирован земельный участок площадью 600кв.м., расположенный по адресу: РТ <адрес> Решением МУ «ПИЗО ЗМР РТ» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка площадью 600кв.м. из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, расположенного по адресу: РТ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ земельному участку присвоен кадастровый номер - № Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет. Для получения кадастрового паспорта на указанный земельный участок истец обратилась в МУ «ПИЗО ЗМР РТ и Исполком ЗМР РТ для предоставления земельного участка в аренду, оформления и заключения договора аренды земельного участка, представ оригиналы документов на земельный участок. Однако до настоящего времени договор аренды на земельный участок с истцом не заключен, руководителем Исполкома ЗМР РТ не вынесено постановление о предоставлении земельного участка в аренду. Истец считает, что бездействие ответчиков в не предоставлении в аренду земельного участка и в не заключении договора аренды данного земельного участка нарушает ее права. В судебном заседании истец на иске настаивала, просила удовлетворить. Представитель ответчика – Исполкома ЗМР РТ Рахимова В.Ш., действующая по доверенности 2/2146 от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала. Представитель ответчика - МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» Баранова Р.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала. Представитель 3-его лица Управления капитального строительства ЗМР РТ Демина М.Г., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ иск не поддержала. 3-е лицо – Осиновское сельское поселение своего представителя на судебное заседание не направило, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя (л.д.101). Выслушав пояснения истца, представителя ответчиков, представителя 3-его лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 11 ЗК РФ указывает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. 2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии со ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Согласно ч.1,2,4 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В силу ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. 2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. 3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. 4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". 5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Статья 30.1. ЗК РФ указывает, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. 2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. 3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. В ходе судебного разбирательства установлено следующее. Решением Зеленодольского муниципального района Совета Осиновского сельского поселения №2 от 25.10.2005г. Орлова Т.И. избрана Главой Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района (л.д.31). ДД.ММ.ГГГГ Глава Осиновского сельского поселения Орлова Т.И. обратилась к Главе Зеленодольского муниципального района с ходатайством о предоставлении Ивановой О.В. земельного участка площадью 600кв.м., расположенного по адресу: РТ Зеленодольский муниципальный район <адрес> для строительства индивидуального жилого дома (л.д.11). ДД.ММ.ГГГГ Иванова О.В. обратилась с заявлением в Исполком Осиновского сельского поселения о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной программы «Социальное развитие села до 2012г.» с указанием членов состава семьи: мужа-Иванова Р.В., детей- ФИО10 и ФИО10 (л.д.10). Иванова О.В. как молодой специалист в сельской местности включена в список Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ по обеспечению жильем семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности и признана нуждающейся в улучшении жилищных условий путем строительства индивидуального жилого дома с предоставлением субсидий, что подтверждается решением Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12). ДД.ММ.ГГГГ Иванова О.В. обратилась к Главе Зеленодольского муниципального района РТ о предоставлении земельного участка площадью 600кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома(л.д.102). ДД.ММ.ГГГГ распоряжением МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» № утверждена схема расположения земельного участка площадью 600кв.м. из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.15). Согласно п.2 указанного решения истцу предложено обеспечить проведение кадастрового учета вышеуказанного земельного участка (л.д. 15). Иванова О.В. обратилась в ООО «Земля плюс» для составления межевого плана в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности по адресу: <адрес> (л.д.18-27). Из кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что земельному участку, площадью 600+/-17кв.м., расположенному по адресу: <адрес> присвоен кадастровый номер №, сведения о правах на него отсутствуют. Данный земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32). В ходе судебного разбирательства истец и ее представитель поясняли, что исковые требования основывают на ст. 28 ЗК РФ, согласно которой земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду(…).Кроме того истец пояснил, что является участником федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» в рамках которой рассматривается заявление о предоставлении земельного участка. Однако согласно п.17 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением КМ РТ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления субсидий из бюджета РТ бюджетам муниципальных образований на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской, в том числе молодых семей и молодых специалистов» министерство на основании представленных органами местного самоуправления списков формирует и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждает их сводные списки по форме согласно приложению (…), а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки. п.10 вышеуказанного Положения указывает, что Право граждан на получение социальных выплат удостоверяется свидетельством (…). Выдача свидетельство осуществляется Министерством. Согласно ст.1 Закона РТ ДД.ММ.ГГГГ N69-ЗРТ Закон распространяется на органы местного самоуправления, заключившие договоры с органами государственной власти РТ об участии в реализации мер государственной поддержки развития жилищного законодательства в <адрес>. Согласно ст. 3 Закона РТ ДД.ММ.ГГГГ N69-ЗРТ В силу ст. 6.1. Закона РТ ДД.ММ.ГГГГ N69-ЗРТ однократно в собственность граждан, участвующих в социальной ипотеке, реализуемой в рамках настоящего Закона, из числа зарегистрированных по месту постоянного проживания в сельских поселениях молодых специалистов, работников бюджетной сферы и сельскохозяйственной отрасли для осуществления индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в случае, если они заключили договоры, предусматривающие инвестиции, со специализированной организацией, осуществляющей деятельность в соответствии с основными направлениями, предусмотренными статьей 9 настоящего Закона; в собственность специализированной организации, осуществляющей деятельность в системе социальной ипотеки.(…) В силу п.1.3 Положения «О порядке принятия решений о бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления жилищного строительства в системе социальной ипотеки, расположенных на территории Зеленодольского муниципального района РТ», утвержденного решением № от ДД.ММ.ГГГГ Советом Зеленодольского муниципального района РТ земельные участки, расположенные в границах муниципального района, для осуществления жилищного строительства в системе социальной ипотеки могут быть предоставлены бесплатно : -однократно в собственность граждан, участвующих в социальной ипотеке, из числа, зарегистрированных по месту постоянного проживания в сельских поселениях молодых специалистов, работников бюджетной сферы и сельскохозяйственной отрасли для осуществления индивидуального строительства или ведения личного подсобного хозяйства в случаях, если они заключили договоры, предусматривающие инвестиции, со специализированной организацией. В соответствии с представленной МУП «Управление капитального строительства Зеленодольского муниципального района РТ информацией по программе «Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности РТ» в Зеленодольском муниципальном районе в рамках целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» Иванова О.В. в списки получателей субсидий не включена, свидетельство не выдавалось. Следовательно, предоставление земельного участка в собственность по социальной ипотеке невозможно. Доводы Ивановой О.В. о том, что она заключила договор на выполнение строительных работ № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ИнтеллектСтрой» не имеет правового значения для разрешения иска в силу вышеуказанного (л.д.104). Кроме того ООО «Интеллект Строй» не является специализированной организацией, с которой подлежат заключению договора, предусматривающие инвестиции. В силу изложенного предоставление истцу Ивановой О.В. земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства возможно по общим основаниям в соответствии со ст.ст. 28, 29, 30, 30.1 ЗК РФ. Согласно ст. 30.1 Статья 30.1. ЗК РФ указывает, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. 4. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. 5. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Из материалов дела усматривается, что истец Иванова О.В. обратилась в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения спорного земельного участка, Иванова О.В. за свой счет в отношении земельного участка выполнила кадастровые работы и поставила земельный участок на кадастровый учет (л.д.10, 15, 18-33). ДД.ММ.ГГГГ в газете « Яшел Узен» МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ» опубликовало сообщение о наличии земельных участков, расположенных на территории ЗМР РТ, предлагаемых для передачи в аренду для ведения личного подсобного хозяйства по адресам <адрес>, <адрес> Сведений о наличии земельного участка по адресу РТ <адрес> не указано. (л.д. 40). Судом достоверно установлено, что в двухнедельный срок со дня получения заявления Ивановой О.В., ИК ЗМР РТ не опубликовал сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка по адресу РТ <адрес>. Поскольку нарушена процедура предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, то суд приходит к выводу, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат. На основании ст.9 Конституции РФ, ст.ст.28, 29, 30.1. ЗК РФ, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, решил: Исковые требования Ивановой О.В. к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ, МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района РТ» о предоставлении земельного участка площадью 600кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в аренду, обязании заключения договора аренды – оставить без удовлетворения. С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ с ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ в течение месяца. Судья:
« О государственной поддержке развития жилищного строительства в <адрес>» Закон регулирует отношения в области государственной поддержки развития жилищного строительства в <адрес>, в том числе возникающие в связи с приобретением, строительством или реконструкцией гражданами индивидуального и многоквартирного жилья и объектов инженерной инфраструктуры, посредством реализации различных жилищных программ как за счет государственных, внебюджетных, так и привлеченных средств.
« О государственной поддержке развития жилищного строительства в <адрес>» (…) специализированные организации- республиканские некоммерческие организации или органы, созданные или уполномоченные Президентом Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом в целях его непосредственной реализации.
« О государственной поддержке развития жилищного строительства в <адрес>» для осуществления на территории Республики Татарстан жилищного строительства в системе социальной ипотеки земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены бесплатно: