Дело № 2-2273/2012 19 июня 2012г. Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Панфиловой А.А.. при секретаре Фалиной М.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Хисматулловой И.Г. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РТ, МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района», ООО «Земля плюс» об обязании утвердить схему расположения земельного участка, об обязании поставить на кадастровый учет земельный участок, подготовить межевой план, установил: Хисматуллова И.Г. обратилась в суд с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РТ, МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района», ООО «Земля плюс» об обязании МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» утвердить схему расположения земельного участка площадью ... кв.м. с категорией земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – эксплуатация жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подготовленную ООО «Земля плюс»; об обязании ООО «Земля плюс» подготовить межевой план указанного земельного участка в соответствии со схемой расположения, подготовленной ООО « Земля плюс»; об обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РТ осуществить государственный кадастровый учет указанного земельного участка. В обоснование требований указано, что истице и Хисматуллову И.Р., Хисматулловой Л.И., Хисматуллову И.А. на праве долевой собственности по 1/4 доле каждому принадлежит трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> Жилой дом № является двухквартирным. Квартира № в указанном жилом доме принадлежит Хасьяновой Ч.Р., Хасьянову Р.Р., Хасьяновой А.Р., Хасьяновой А.Р. на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Истица обратилась в МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» с заявлением о предоставлении земельного участка, на котором расположен жилой дом, однако, ей было отказано ввиду того, что земельный участок расположен на территории ГМУ Республиканский детский тубсанаторий «Обсерватория». В целях межевания земельного участка истица обратилась в ООО «Земля плюс», но также получила отказ. Из заключения кадастрового инженера ООО «Земля плюс» следует, что имеется кадастровая ошибка, совершенная ранее при измерениях при установлении границ земельного участка, на котором расположен жилой дом истицы, хотя фактически относительное местоположение и границы земельного участка не менялись. Представитель истицы – Лапин А.Е., действующий по доверенности, в судебном заседании на требованиях настаивал. В судебном заседании представитель ответчика МУ «Палата имущественных и земельных отношений» - Баранова Р.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения требований возражала, пояснив, что истцом не соблюден досудебный порядок обращения, в связи с чем МУ «Палата имущественных и земельных отношений» не могло рассмотреть заявление истицы и дать на него ответ, т.е. права и законные интересы истицы не нарушало, следовательно, является ненадлежащим ответчиком. Представитель ответчика - ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ Багманова З.Ф., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании решение по данному делу оставила на усмотрение суда. Третьи лица – представитель Управления Росреестра по РТ, Хисматуллов И.И., Хисматуллова Л.И., Хисматуллов И.А., Хасьянова Ч.Р., Хасьянов Р.Р., Хасьянова А.Р., Хасьянова А.Р., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Выслушав пояснения представителя истицы, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Часть 1 ст.264 ГК РФ предусматривает, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. В соответствии со ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии с ч.ч.1-2 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе. В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения. Согласно ч.3 ст.1 ФЗ РФ №221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с ч.1,2,4 ст.16 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости. В силу ч. 28 Федерального закона РФ №221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях). 2. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке. 3. Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки. В случае исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении такой ошибки, направляет данное решение по почтовому адресу правообладателя указанного объекта недвижимости или, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об этом адресе, по почтовому адресу правообладателя в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений). Решение об исправлении технической ошибки в сведениях может быть обжаловано в судебном порядке. 4. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. 5. Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях. В судебном заседании из материалов дела установлено, что Хисматулловой И.Г., Хисматуллову И.Р., Хисматулловой Л.И., Хисматуллову И.А. на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного у Главы администрации Зеленодольского района РТ ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №, зарегистрированного в органе технической регистрации Зеленодольского района ДД.ММ.ГГГГ рег.№ на праве долевой собственности по 1/4 доле каждому принадлежит трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-19,21). Собственниками квартиры № в жилом доме <адрес> на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ являются Хасьянова Ч.Р., Хасьянов Р.Р., Хасьянова А.Р., Хасьянова А.Р., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-16). Указанный жилой дом <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером № (л.д.11-12). В судебном заседании представитель истца пояснил, что истица намерена оформить документы на земельный участок, на котором расположен жилой дом, но не может этого сделать, поскольку земельный участок расположен на территории ГМУ Республиканский детский тубсанаторий «Обсерватория». Истица обращалась в МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» с заявлением о предоставлении земельного участка, однако, ей было отказано. В ООО «Земля плюс» межевой план составлять отказываются, а в ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ не могут внести изменения в государственный кадастр недвижимости. Как следует из заключения кадастрового инженера (л.д.20), в целях выявления ошибок измерений, переопределения координат земельных участков и обеспечения внесения в ГКН достоверных сведений специалистом ООО «Земля плюс» Зеленодольского района РТ, ФИО 1 проведено обследование на земельном участке с кадастровым номером №. В ходе обследования установлено, что относительное местоположение и граница земельного участка не менялись. Выявилась ошибка, совершенная ранее при измерениях, проведенных при установлении координат узловых и поворотных точек границ земельного участка кадастровым номером №. В результате обследования установлено, что земельный участок с кадастровым номером № находится в населенном пункте (<адрес>), на котором расположен двухквартирный жилой дом. ООО «Земля плюс» также составлена схема расположения спорного земельного участка площадью ... кв.м. (л.д.22). Таким образом, суд, исследовав обстоятельства дела, каких-либо препятствий к удовлетворению заявленных исковых требований не установил, споров по его границам не имеется, кроме того, суд учитывает, что представитель ответчика - ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ исковые требования оставила на усмотрение суда, следовательно, исковые требования Хисматулловой И.Г. об обязании МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» утвердить схему расположения земельного участка площадью ... кв.м. с категорией земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – эксплуатация жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подготовленную ООО «Земля плюс»; об обязании ООО «Земля плюс» подготовить межевой план указанного земельного участка в соответствии со схемой расположения, подготовленной ООО « Земля плюс»; об обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РТ осуществить государственный кадастровый учет указанного земельного участка, является обоснованным и подлежат удовлетворению. На основании ст.ст. 1, 16, 27 ФЗ РФ №221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости», руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, решил: Исковые требования Хисматулловой И.Г. удовлетворить. Обязать МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» утвердить схему расположения земельного участка площадью ... кв.м. с категорией земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – эксплуатация жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подготовленную ООО «Земля плюс». Обязать ООО «Земля плюс» подготовить межевой план земельного участка площадью ... кв.м. с категорией земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – эксплуатация жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии со схемой расположения, подготовленной ООО « Земля плюс». Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РТ осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью ... кв.м. с категорией земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – эксплуатация жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в апелляционном порядке в течение 1 месяца. Судья: