Дело №2-2193/2012 03 сентября 2012 года г.Зеленодольск Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Панфиловой А.А. при секретаре Фалиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства РТ к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района, Ведерникову М.В., Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ в лице Зеленодольского отдела Управления Росреестра по РТ о признании постановления руководителя исполнительного комитета ЗМР РТ от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным, расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установил: Министерство лесного хозяйства РТ обратилось в суд с иском к Исполкому ЗМР, Ведерникову М.В., Зеленодольскому отделу Управления Росреестра по РТ о признании недействительным постановления руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 (пять) лет гражданину РФ Ведерникову М.В. для ведения личного подсобного хозяйства»; расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Исполкомом ЗМР и Ведерниковым М.В.; возложении обязанности на Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним путем исключения записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем исполкома ЗМР вынесено постановление № «О предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 (пять) лет гражданину РФ Ведерникову М.В. для ведения личного подсобного хозяйства». Считают данное постановление принятым в нарушение закона, поскольку министерством установлен факт незаконного использования земель лесного фонда, расположенных на территории Зеленодольского муниципального района, <адрес>, а именно, земельного участка <адрес> Государственного казенного учреждения РТ «Зеленодольское лесничество». Указанный лесной участок относится к землям лесного фонда РФ. Право собственности РФ на данные лесной участок зарегистрировано в установленном порядке. Перевода земель лесного фонда в земли других категорий осуществлено не было, целевое назначение данного земельного участка не менялось, согласование границ данного земельного участка со смежными землепользователями, которым является Министерство лесного хозяйства РТ, не производилось. В судебном заседании представитель истца Ямалеев Р.Х., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, на иске настаивал. Представитель ответчика - Исполкома ЗМР РТ Нечаева Ю.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, пояснила, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с нормами закона, данным постановлением ничьи права и законные интересы не нарушены. Ответчик Ведерников М.В. исковые требования не признал, указав, что им земельный участок оформлен с соблюдением всех необходимых требований закона. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ Фахритдинова И.Р., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, оставила решение на усмотрение суда. Представитель третьего лица – государственного казенного учреждения РТ «Зеленодольское лесничество» Закиров Д.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал. Представитель третьего лица – ФГБУ «ФКП «Росреестра» Багманова З.Ф., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, оставила решение на усмотрение суда, пояснила, что спорный участок находится в границах населенного пункта, точных сведений о границах земель лесного фонда нет. Границы на местности не определялись. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. В силу ч.3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Пунктом 6 статьи 1 ЗК РФ предусмотрено, что настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: …приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; На основании ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:…земли населенных пунктов; …5) земли лесного фонда;… 2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Согласно ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; … 3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую. Статья 9 Градостроительного кодекса РФ гласит, что не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997г. №22-ФЗ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно ст.3 Федерального закона от 04.12.2006г. №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии со ст. 2. Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ «Зеленодольское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ лесной участок в <адрес> лесничества является землями лесного фонда Российской Федерации (л.д.19-37). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., право собственности на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью ..., находящийся по адресу: <адрес> зарегистрировано за Российской Федерацией, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № (л.д.18). Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что земельный участок по адресу: <адрес>, отнесен к землям населенных пунктов (л.д.11-12). ДД.ММ.ГГГГ руководителем исполнительного комитета ЗМР вынесено постановление № «О предоставлении земельного участка в аренду срок на 5 (пять) лет гражданину РФ Ведерникову М.В. для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д.9). На основании вышеуказанного постановления ДД.ММ.ГГГГ между Исполкомом ЗМР и Ведерниковым М.В. был заключен договор аренды № земельного участка, площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № (л.д.14-15). Из материалов дела усматривается, что большая часть, а именно ... кв.м. выделенного Ведерникову М.В. земельного участка находится в границах земель лесного фонда, что следует из информации Казанского филиала ФГУП «Рослесинфорг» (л.д.33-37). Таким образом, доводы истца о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и находятся в собственности Российской Федерации, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. И напротив, ответчики не предоставили доказательств перевода спорного земельного участка из категорий земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов. Законом не допускается принятие органами местного самоуправления решений о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования. Иное приводило бы к несоразмерному ограничению права собственности Российской федерации, поскольку означало бы, что прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате автоматического перевода спорных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов происходит по воле и в интересах Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района в отсутствии согласия самого собственника – Российской Федерации и при игнорировании того обстоятельства, что лесной фонд представляет собой публичное достояние народа Суд считает, что осуществленное без соблюдения предусмотренной законом процедуры, отнесение спорных участков к землям населенных пунктов при осуществлении кадастрового учета, правообразующего значения не имеет. Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований. Кроме того, включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков. Следовательно, даже в случае смены категории земель, Исполком ЗМР не вправе распоряжаться федеральной собственностью. Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в аренду срок на 5 (пять) лет гражданину РФ Ведерникову М.В. для ведения личного подсобного хозяйства» вынесено руководителем исполнительного комитета ЗМР в нарушение законных интересов Российской Федерации, а потому, оно является недействительным и подлежит отмене. Следовательно, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Исполнительным комитетом ЗМР и Ведерниковым М.В. на основании этого постановления, должен быть расторгнут, а запись о государственной регистрации договора аренды земельного участка исключена из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок. При таких обстоятельствах исковые требования Министерства лесного хозяйства РТ подлежат удовлетворению. В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ истец и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины. На основании ст.ст. 13,129 ГК РФ, ст.ст.1,7,8 ЗК РФ, ст.8 ЛК РФ, ст. 2. Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", руководствуясь ст.ст.55-57,194-199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования Министерства лесного хозяйства РТ удовлетворить. Признать недействительным постановление руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 (пять) лет гражданину РФ Ведерникову М.В. для ведения личного подсобного хозяйства». Расторгнуть договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ и Ведерниковым М.В.. Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним путем исключения записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ с 7 сентября 2012 года. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ путем подачи апелляционной жалобы в течение 1 месяца, начиная с 8 сентября 2012 года. Судья: