Дело №2-2194/2012 28 августа 2012 года г.Зеленодольск Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Панфиловой А.А. при секретаре Фалиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ашраповой Х.Х. к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района о признании дома непригодным для проживания, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, взыскании судебных расходов, к Исполнительному комитету Мамадыш-Акиловского сельского поселения об обязании поставить в очередь на получение жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1998г. №5-ФЗ «О ветеранах», установил: Ашрапова Х.Х. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района о признании дома <адрес> непригодным для дальнейшего проживания, признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере ..., к Исполнительному комитету Мамадыш-Акиловского сельского поселения об обязании поставить ее в очередь на получение жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1998г. №5-ФЗ «О ветеранах». В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к главе Зеленодольского муниципального района с просьбой о выдаче ей жилищного сертификата, как вдове участника ВОВ, поскольку она не имеет в собственности жилого помещения, а жилой дом по адресу: <адрес>, в котором она проживает, обветшал и жить в нем опасно для жизни. По ее заявлению ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией было произведено обследование, которым определен уровень износа указанного жилого дома 61%. На основании этого обследования было вынесено заключение о пригодности данного жилого дома для проживания. С этим заключение она не согласна, поэтому вынуждена была заказать независимое заключение, которым было выявлено, что физический износ дома составляет 70% и сделан вывод о непригодности данного дома для постоянного проживания. В связи с вышеизложенным она вынуждена обратиться в суд, поэтому она обратилась за юридической помощью. Оплату услуг представителя в размере ... она просит взыскать с Исполкома ЗМР РТ. В судебном заседании представитель истца Кутдусов А.Ф., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, на иске настаивал. Представитель ответчика Исполкома ЗМР РТ Баранова Р.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, указав, что решением межведомственной комиссии жилой дом истицы признан пригодным для проживания, в установленные сроки Ашрапова Х.Х. данное заключение не обжаловала. А независимая экспертиза, проведенная спустя два года, не может служить доказательством доводов истицы. Глава Исполнительного комитета Мамадыш-Акиловского сельского поселения Мингазова Р.Н., представившая удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, требования истицы не признала, указала, что основания для постановки Ашраповой Х.Х. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отсутствуют, поскольку дом, в котором она проживает, не признан ветхим, непригодным для проживания, а само жилое помещение имеет жилую площадь более 18 кв.м. на человека, то есть, более установленной учетной нормы. Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: … 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. 3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;… В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; Статьей 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. Согласно п.п.2,7,47,49,52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением правительство российской федерации от 28 января 2006 г. №47 признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. В ходе судебного разбирательства установлено, что Ашрапова Х.Х. является супругой Ашрапова З.А. - Ветерана – инвалида Великой отечественной войны, имеющего право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ "О ветеранах", и Ветераном Великой Отечественной войны (л.д.18,105). ДД.ММ.ГГГГ Ашрапов З.А. умер, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.19). Согласно выписке из похозяйственной книги № (2007-2012г.г.), выданной Советом Мамадыш-Акиловского сельского поселения ЗМР РТ от ДД.ММ.ГГГГ за №, Ашрапова Х.Х. проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д.17). Из технического паспорта на указанный жилой дом, составленного Зеленодольским отделением Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РТ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что жилой дом построен в ДД.ММ.ГГГГ, его общая площадь составляет ... кв.м., жилая площадь жилого дома ... кв.м. (л.д.9-16). Право собственности на указанный объект недвижимости не зарегистрировано (л.д.8). Представители истца, Исполкома Мамадыш-Акиловского сельского поселения в судебном заседании пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ Ашрапова Х.Х. обращалась в Исполком Мамадыш-Акиловского сельского поселения с просьбой о выдаче жилищного сертификата, в связи с тем, что жилой дом, в котором она проживает, является непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ общественно-жилищной комиссией проведена проверка жилищный условий Ашраповой Х.Х., в результате которой выявлено, что жилому дому требуется ремонт, замена оконных рам, ремонт бани (л.д.20-21). ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением к заместителю руководителя Исполнительного комитета ЗМР о признании жилого дома, непригодным для проживания. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан пригодным для проживания (л.д.22,24,25). Указанное заключение истицей в судебном порядке не обжаловано. Из материалов дела усматривается, что Ашрапова Х.Х. обращалась в ООО «ПСФ «Ремстрой проект»» для проведения независимого исследования дома на предмет его состояния и пригодности для постоянного проживания. Техническим заключением, выданным ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что физический износ жилого дома по адресу: <адрес>, составляет около 70%. Дальнейшая эксплуатация указанного жилого дома невозможна. Общее состояние дома оценивается как аварийное. Жилой дом подлежит сносу (л.д.26-50). Суд не может принять во внимание указанное заключение, поскольку в материалах дела имеется заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которым жилой дом истицы признан пригодным для проживания, указанное заключение Ашраповой Х.Х. не оспорено, соответствующих доказательств истицей не представлено. Признание жилых помещений непригодными для проживания не входит в компетенцию суда, следовательно, требования истицы о признании жилого дома №<адрес> непригодным для дальнейшего проживания не подлежат удовлетворению. Кроме того, согласно техническому паспорту общая площадь спорного жилого дома составляет ... кв.м. (л.д.9-16). Следовательно, площадь жилого дома, в котором проживает истица, превышает учетную норму жилой площади жилого помещения 18 кв.м., исходя из которой определяется уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, судом установлено, что истица обеспечена общей площадью жилого помещения не менее учетной нормы на одного человека, указанное жилое помещение не признано непригодным для проживания, следовательно, основания для постановки Ашраповой Х.Х. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отсутствуют, а потому истица не может быть поставлена в очередь на получение жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1998г. №5-ФЗ «О ветеранах». Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. На основании договора на оказание представительских услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Ашраповой Х.Х. и Абдуллиным Л.С., последний принял на себя обязательство по оказанию истице юридических услуг, за которые ему было оплачено ..., что подтверждается также распиской (л.д.6,7). Поскольку исковые требования Ашраповой Х.Х. оставлены судом без удовлетворения, основания для взыскания в ее пользу судебных расходов на оплату услуг представителя отсутствуют. На основании ст.ст. 21,23.1 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ "О ветеранах", ст.ст. 51,52 ЖК РФ, руководствуясь ст.ст.55-57,100,194-199 ГПК РФ, суд Решил: Отказать в удовлетворении исковых требований Ашраповой Х.Х. к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района о признании дома непригодным для проживания, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, взыскании судебных расходов, к Исполнительному комитету Мамадыш-Акиловского сельского поселения об обязании поставить в очередь на получение жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1998г. №5-ФЗ «О ветеранах». С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде Республики Татарстан с 31 августа 2012г. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение 1 месяца. Судья: