Дело №2-1893/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 июля 2012г. г.Зеленодольск РТ Зеленодольский горсуд РТ в составе: председательствующего судьи Фризиной С.В., при секретаре Зверевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокиной Е.Е. к Исполнительному комитету ЗМР о признании незаконным бездействия, об обязании принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, установил: Сорокина Е.Е. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ в установленный Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» месячный срок, об обязании устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина путем принятия постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью ..., расположенным по адресу: РТ<адрес> с вида «организация сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации в нем». В обоснование иска она указала, что ДД.ММ.ГГГГ она как собственник указанного земельного участка обратилась с заявлением на имя руководителя Исполнительного комитета ЗМР РТ об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка, категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения», расположенного по адресу: <адрес> по направлению на северо-запад с вида «организация сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации в нем». В заявлении она просила направить ей ответ в письменной форме по Федеральной почте с уведомлением о вручении по адресу: <адрес>. Однако, до настоящего времени ответ не получен, в нарушение ст.12 Федерального Закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», которым предусмотрен месячный срок рассмотрения заявлений и обращений граждан. В связи с чем она была вынуждена обратиться в суд. В судебном заедании представитель истца Сорокина О.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24), на исковых требованиях настаивала, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Представитель ответчика Исполнительного комитета ЗМР РТ, Баранова Р.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23), в судебном заседании требования не признала, пояснив, что истцом избран не ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Требования истца складываются из признания бездействия исполкома ЗМР и обязании исполкома ЗМР произвести действия в отношении земельного участка. Изменение категорий земель сельскохозяйственного назначения относится к компетенции Кабинета Министров РТ, Исполком такими полномочиями не обладает. Что касается бездействия исполкома в отношении истца, то каждый гражданин имеет право обратиться в орган местного самоуправления. Исполком не отрицает, что Сорокина Е.Е. обратилась с заявлением ДД.ММ.ГГГГ. Исполком должен был рассмотреть заявление Сорокиной Е.Е. в месячный срок, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Заявление было сложным и Исполком не смог на него ответить в течение месяца. Они должны были уведомить Сорокину Е.Е. об увеличении срока рассмотрения ее заявления до 2-х месяцев. В части второго требования Исполком его не признает, так как в отношении земель сельхозназначения законом не предусмотрена возможность строительства жилых домов для постоянного проживания, т.к. согласно ст. 36 ГрК РФ действие градостроительных регламентов на такие земли не распространяется. По сути, заявлены требования об изменении вида разрешенного использования на «индивидуальное жилищное строительство», которое возможно лишь для категории «земли населенных пунктов». Третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда. В силу ст.255 ГПК, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии со ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Согласно ст. 7 Земельного Кодекса РФ, земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории: - земли сельскохозяйственного назначения; - земли населенных пунктов (…). Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (…). В силу ст.8 ЗК РФ, перевод земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, органом исполнительной власти субъекта РФ. В соответствии со ст.40 Земельного Кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить на нем жилые и иные здания в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Согласно ст.42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (…). Участок, который находится в собственности истца, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования, в соответствии с требования Земельного Кодекса РФ, для сельскохозяйственного производства. В силу ст.77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Согласно ч.1 ст. 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (…) В соответствии со ст. 36 ГрК РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: 1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия; 2) в границах территорий общего пользования; 3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; 4) предоставленные для добычи полезных ископаемых. Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. В случае, если использование указанных в части 8 настоящей статьи земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов. Согласно ст. 1 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Как следует из ст.12 указанного Закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Судом установлено, что Сорокина Е.Е. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью ... с кадастровым №, расположенным по адресу <адрес> по направлению на северо-запад, что подтверждается свидетельством о регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7). В свидетельстве о государственной регистрации права указано, что земельный участок предназначен для организации сельскохозяйственного производства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. В кадастровом плане земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ также указано, что весь земельный участок площадью .... относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для организации сельскохозяйственного производства (л.д.32). ДД.ММ.ГГГГ Сорокина Е.Е. обратилась в Исполком ЗМР с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида «организация сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем» (л.д.5). Представитель ответчика Баранова Р.В. в судебном заседании не отрицала, что истица обращалась с данным заявлением ДД.ММ.ГГГГ, и тот факт, что Исполком в установленный срок не дал ответа на данное заявление. Таким образом, в данной части о признании бездействия ответчика незаконным суд считает требования Сорокиной Е.Е. подлежащими удовлетворению, т.е. Исполком обязан был дать ответ Сорокиной Е.Е. в установленный ФЗ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» срок. Требований об обязании Исполкома дать ей ответ на ее заявление, истица не представляла. Истица просит обязать ответчика изменить вид разрешенного использования земельного участка и вынести об этом постановление. Суд считает доводы представителя ответчика в этой части обоснованными и требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим мотивам. Земельный участок, находящийся в собственности истицы, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», находится вне черты населенного пункта <адрес> РТ. Строительство индивидуальных жилых домов допускается на землях населенных пунктов, в отношении земель сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст.36 Градостроительного Кодекса РФ действие градостроительных регламентов не распространяется, т.е. законом не предусмотрена возможность строительства жилых домов для постоянного проживания на землях сельскохозяйственного назначения. Изменение категории земельного участка сельскохозяйственного назначения относится к компетенции Кабинета Министров РТ, а не Исполнительного комитета ЗМР. Истица в обоснование своих требований об изменении вида разрешенного использования земельного участка не ссылается на закон, нормативные акты, на основании которых просит удовлетворить требования. При таких обстоятельствах исковые требования Сорокиной Е.Е. в данной части подлежат отклонению. На основании изложенного и ст.ст. 7, 8, 40, 42, 72, 78 ЗК РФ, ст. 36 Грк РФ, ст.ст. 1, 12 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и руководствуясь ст.ст. 6, 12, 56, 194-199, 254-256 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Сорокиной Е.Е. удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета Зеленодольского района РТ, выразившееся в не рассмотрении в установленный ФЗ от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» срок заявления Сорокиной Е.Е. об изменении вида разрешенного использования земельного участка. В остальной части исковых требований к Исполнительному комитету ЗМР, а именно – об обязании принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью ... с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>, с вида «организация сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации в нем» - Сорокиной Е.Е. отказать. С мотивированным решением суда стороны могут ознакомиться 17 июля 2012г. в Зеленодольском горсуде. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ в течение месяца через Зеленодольский городской суд РТ, начиная с 18 июля 2012г. Судья: