Дело № 2-3107 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 сентября 2012 года г. Зеленодольск РТ Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Фризиной С.В., при секретаре Зверевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасьевой И.П. к МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ», Исполнительному комитету ЗМР РТ об утверждении схемы расположения земельного участка, постановке на государственный кадастровый учет, предоставлении земельного участка в аренду, обязании заключения договора аренды, УСТАНОВИЛ: Афанасьева И.П. обратилась в суд с иском к МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ», Исполнительному комитету ЗМР РТ об обязании предоставить в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 600 кв.м. по адресу <адрес>; об обязании заключить договор аренды данного земельного участка; об обязании предпринять действия по постановке на кадастровый учет данного земельного участка; об обязании утвердить схему расположения земельного участка по адресу <адрес>. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем Исполкома ЗМР РТ согласовано включение пяти земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью ... кв.м. в границы населенного пункта <адрес> РТ. Использование указанного участка для жилищного строительства было согласовано с соответствующими службами. ДД.ММ.ГГГГ руководителем исполнительного комитета Осиновского сельского поселения на имя руководителя исполнительного комитета ЗМР РТ было подано ходатайство о предоставлении ему из вышеуказанного земельного участка, земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в газете «Яшел узен» опубликовано сообщение МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» о наличии земельных участков, расположенных на территории ЗМР РТ, предлагаемых для передачи в аренду, в том числе и испрашиваемый истцом земельный участок. В ДД.ММ.ГГГГ. решением Совета Осиновского сельского поселения главе Осиновского сельского поселения было поручено обратиться с ходатайством к главе Зеленодольского муниципального района РТ о предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства согласно прилагаемого списка, в который входил и истец. Однако до настоящего времени земельный участок в аренду не предоставлен, соответствующий договор не заключен, в связи с чем истец вынуждена обратиться в суд с данным иском. В судебном заседании представитель истца Афанасьевой И.П. - Савватин В.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7) на заявленных требованиях настаивал, иск просил удовлетворить, пояснив, что Афанасьевой И.П. за счет собственных средств были проведены мероприятия по межеванию спорного земельного участка, выполнены все необходимые, предусмотренные действующим законодательством процедуры, связанные с предоставлением земельного участка. Однако до настоящего времени ответчики не предоставили ей земельный участок в аренду. Представитель ответчика Исполкома ЗМР РТ и МУ «Палата земельных и имущественных отношений ЗМР» - Нечаева Ю.Н., действующая на основании доверенностей (л.д.88,89), в судебном заседании исковые требования не признала. В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель Исполкома ЗМР Рахимова В.Ш., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, пояснив, что заявления о предоставлении земельного участка в орган, уполномоченный распоряжаться государственными землями, каковым является Исполком ЗМР РТ, от истца не поступало. Земельный участок, который она имеет намерение приобрести в аренду, не существует, так как до настоящего времени он не сформирован. В силу вышеуказанного, публикация в газете от ДД.ММ.ГГГГ была преждевременной и признана недействительной. Решения Совета Осиновского СП № «О наименовании вновь застраиваемых улиц» и № «О предоставлении земельных участков» отменены решением Совета Осиновского СП. Представитель МУ «ПИиЗО ЗМР» Сайдашева Э.Л., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ иск не признала, пояснив, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, где находится испрашиваемый земельный участок, не зарегистрировано, государственная собственность на данный земельный участок не разграничена, следовательно, право распоряжения таким земельным участком принадлежит Исполкому ЗМР. В исполком ЗМР истица с заявлением о предоставлении участка в аренду не обращалась. Участок, испрашиваемый истицей, не формировался. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 11 ЗК РФ указывает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. 2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии со ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Согласно п.п.1, 2, 4 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В силу ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. 2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. 3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. 4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". 5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Ст.36 п.6 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли- продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. Статья 30.1 ЗК РФ указывает, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. 2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. 3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. В ходе судебного разбирательства установлено, что распоряжением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ №-р <адрес> РТ вошло в перечь населенных пунктов РТ, предлагаемых к расширению в ДД.ММ.ГГГГ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № руководитель Исполкома ЗМР РТ сообщил главе Осиновского сельского поселения о том, что согласовано включение пяти земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью ... кв.м. в границах населенного пункта <адрес> РТ. Использование указанного участка для жилищного строительства согласовано с соответствующими службами (л.д.90). Постановлением Кабинета Министров РТ № от ДД.ММ.ГГГГ принято предложение Министерства земельных и имущественных отношений РТ, Исполкома Осиновского сельского поселения о включении земельного участка площадью ... кв.м. в границы с.Осиново для жилищного строительства, в том числе и земельного участка с кадастровым номером № площадью ... га (л.д.91). ДД.ММ.ГГГГ руководителем Исполкома Осиновского сельского поселения на имя руководителя Исполкома ЗМР РТ подготовлено ходатайство о предоставлении Афанасьевой И.П. земельного участка площадью 600 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.8). Отметки о приеме этого заявления ответчиком не имеется. ДД.ММ.ГГГГ в газете «Яшел узен» опубликовано сообщение МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» о наличии земельных участков, расположенных на территории ЗМР РТ, предлагаемых для передачи в аренду, в том числе, и испрашиваемого истицей (л.д.9). В суде представитель истицы пояснил, что решениями Совета Осиновского сельского поселения №, № от ДД.ММ.ГГГГ присвоены наименования вновь застраиваемым улицам в <адрес>. Главе Осиновского сельского поселения поручено обратиться с ходатайством к главе Зеленодольского муниципального района РТ о предоставлении указанных земельных участок для ведения личного подсобного хозяйства согласно прилагаемого списка (л.д.71-74). В указанном списке под № указана и фамилия истицы. Однако до настоящего времени испрашиваемый земельный участок в аренду Афанасьевой И.П. не предоставлен, соответствующий договор не заключен. Поскольку Афанасьевой И.П. за счет собственных средств выполнены все необходимые, предусмотренные действующим законодательством процедуры, связанные с предоставлением земельного участка, истица просит обязать предоставить ей указанный земельный участок в аренду, заключив с ней соответствующий договор. Суд доводы представителя истца находит необоснованными, а требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего. В соответствии с ч.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В силу п. 10 ст. 3-1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пункт 2 ст.34 ЗК РФ указывает, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Судом установлено, что истец Афанасьева И.П. сама с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, не обращалась. Справкой Совета ЗМР РТ от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что в период ДД.ММ.ГГГГ. заявлений по вопросу о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства либо для ведения личного подсобного хозяйства на имя главы Зеленодольского муниципального района от Афанасьевой И.П. не поступало (л.д.47). Согласно справки директора ООО «Земля плюс» Антоновой С.В., в ДД.ММ.ГГГГ ООО «Земля плюс» на основании письма МУ «ПИиЗО ЗМР» от ДД.ММ.ГГГГ №, был изготовлен предварительный проект схемы с расположением земельных участков на земельном участке с кадастровым номером №. До утверждения Исполкомом ЗМР предлагаемый проект является предварительным. Формирование земельных участков производится только после утверждения схемы расположения земельных участков Исполком ЗМР. Без согласования и утверждения такой схемы она не имеет юридической силы (л.д.61). Судом установлено, что до настоящего времени схема расположения земельных участков на земельном участке с кадастровым номером № разработанная ООО «Земля плюс» не утверждена. Данный земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет в ДД.ММ.ГГГГ. с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования – «организация сельскохозяйственного производства». На основании постановления Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ. № данному земельному участку была присвоена категория «земли населенных пунктов». В ДД.ММ.ГГГГ в категорию данного земельного участка внесены соответствующие изменения в документы государственного кадастра недвижимости как «земли населенных пунктов» (л.д.67). Согласно уведомлению Зеленодольского отдела Управления ФСГРКиК по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРП отсутствует информация о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером № (л.д.66). Поскольку судом установлено, что государственная собственность на данный земельный участок не разграничена, управление и распоряжение таким земельным участком осуществляется Исполкомом ЗМР. Следовательно, Совет Осиновского сельского поселения не вправе распоряжаться указанным земельным участком. По факту присвоения наименований вновь застраиваемым улицам в с.Осиново, Зеленодольской городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес Совета Осиновского сельского поселения ЗМР РТ принесен протест на решение № от ДД.ММ.ГГГГ «О наименовании вновь застраиваемых улиц», в котором указано, что оно является незаконным и подлежит отмене, поскольку противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район РТ», которому в соответствии с нормами гражданского законодательства принадлежит право присваивать наименование улицам (л.д.57-58). На решение Совета Осиновского СП № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков», которым главе Осиновского СП поручено обратиться с ходатайством к Главе ЗМР о предоставлении земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, согласно списку, также принесен протест прокурора, т.к. оно противоречит ст.44 Устава МО «Зеленодольский муниципальный район», где указано, что полномочиями о предоставлении земельного участка наделен Исполком ЗМР (л.д.59-60). Решением Главы Осиновского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные решения признаны не имеющими юридической силы (л.д.75-76). Кроме того, ст.42 Устава муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» предусмотрено, что Глава поселения не наделен полномочиями на обращение к главе ЗМР РТ о предоставлении земельных участков гражданам. В соответствии со ст.31 ЗК РФ гражданин, заинтересованный в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подает заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления самостоятельно. В газете «Яшел Узен» от ДД.ММ.ГГГГ имеется публикация о том, что публикацию в газете от ДД.ММ.ГГГГ № МУ «ПИиЗО ЗМР» о наличии земельных участков, предлагаемых в аренду, считать недействительной, за исключением земельных участков, расположенных по адресам <адрес> (л.д.28). При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Афанасьевой И.П. суд не находит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.55-57,194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Отказать Афанасьевой И.П. в удовлетворении исковых требований к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ об обязании предоставить в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью ... кв.м. по адресу <адрес>; об обязании заключить договор аренды данного земельного участка; об обязании предпринять действия по постановке на кадастровый учет данного земельного участка. Отказать Афанасьевой И.П. в удовлетворении исковых требований к Муниципальному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» об обязании утвердить схему расположения земельного участка по адресу <адрес>. С мотивированным решением суда стороны могут ознакомиться с 07 сентября 2012г. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в апелляционном порядке в течение месяца, начиная с 08 сентября 2012г., через Зеленодольский городской суд РТ. Судья: