Дело №2-2631/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 25 июля 2012 года г. Зеленодольск РТ Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Фризиной С.В. при секретаре Зверевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яббаровой А.Р. к Исполнительному комитету города Зеленодольск об обязании включить в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, установил: Яббарова А.Р. обратилась с иском в Зеленодольский городской суд к Исполнительному комитету города Зеленодольск и Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ об обязании включить ее в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, мотивируя следующим. Яббарова (Шакирова) А.Р. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, т.к. ее мать Шакирова Р.Р. отказалась от нее в роддоме, а данные об отце были записаны в свидетельстве о рождении со слов матери, его она также не знала. Воспитывалась в детских домах на территории РТ, затем обучалась <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась с заявлением в администрацию Зеленодольского района и г.Зеленодольска РТ о включении ее в списки нуждающихся в получении жилья. Постановлением Главы администрации ей было предоставлено койко-место в общежитии, но на учет в качестве нуждающейся не была поставлена. Затем она вышла замуж и уехала жить в <адрес>. В настоящее время проживает с семьей мужа в приватизированной на их семью квартире, доли в праве на данную квартиру не имеет, имеет только регистрацию, т.е. в настоящее время жильем не обеспечена. Считает, что по вине Администрации г.Зеленодольска не была обеспечена жильем как ребенок-сирота, и имеет право в настоящее время на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилья и просит включить ее в список на получение сертификата. Определением Зеленодольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований Яббаровой А.Р. к Исполнительному комитету ЗМР прекращено ввиду отказа истца от иска (л.д.32). В судебное заседание истица не явилась Ее представитель Зиновьева Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, на исковых требованиях настаивала, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении. Представитель ответчика Нечаева Ю.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, мотивируя следующим. Яббарова (Шакирова) А.Р. обращалась в администрацию Зеленодольского района и г.Зеленодольска с заявлением о предоставлении ей койко-места в общежитии, которое ей было предоставлено по адресу <адрес>. Затем на основании ее личного заявления она была снята с регистрации по данному адресу, т.к. вышла замуж и уехала проживать в <адрес>. С заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий как ребенок-сирота в возрасте до ... она не обращалась, учетное дело на нее не заводилось, поэтому оснований для включения истицы в список на получение государственного жилищного сертификата не имеется. Представитель 3-его лица – отдела опеки и попечительства Исполкома ЗМР в судебное заседание не явился, представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что Шакирова (Яббарова) А.Р. в отдел опеки и попечительства не обращалась, документы на предоставление жилищного сертификата не предоставляла (л.д.37). Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. В силу ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. В соответствии со ст.1 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для целей настоящего Федерального закона используются понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. В силу ст.8 указанного ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства В соответствии с п.1 Указа Президента РТ от 12.02.2009г. №УП-70 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», считать необходимым создание в Республике Татарстан единого банка данных о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, и лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - лица из категории детей-сирот), получивших жилье на льготных условиях с использованием сертификатов в соответствии с законодательством Республики Татарстан, а также имеющих жилье на праве собственности по иным основаниям. Согласно п.2 данного Указа, жилые помещения предоставляются лицам из категории детей-сирот на льготных условиях за счет средств бюджета Республики Татарстан с использованием сертификатов на основании договоров, заключаемых со специализированной организацией на определенный срок, в соответствии с законодательством Республики Татарстан. В соответствии с «Правилами выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения», утвержденными Постановлением Кабинета Министров РТ от 16.05.2008г. №326, п.1 - настоящие Правила устанавливают порядок выдачи и реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. В соответствии с п.4 Правил, право на получение сертификата имеют следующие категории граждан, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий: б) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или возможности возвращения в ранее закрепленное за ними жилое помещение, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях всех видов профессионального образования и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - дети-сироты). В силу п.10 указанных Правил, граждане, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, состоящие на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, подают в органы местного самоуправления по избранному ими месту жительства следующие документы (…). Судом установлено, что Яббарова (Шакирова) А.Р. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.6). В свидетельстве о рождении родителями Шакировой А.Р. указаны отец - Шакиров Р. и мать - Шакирова Р.Р.. В материалах дела имеется копия заявления Шакировой Р.Р. от ДД.ММ.ГГГГ, подписанная главным врачом Республиканской клинической больницы Министерства здравоохранения ТАССР о том, что Шакирова Р.Р. отказывается от ребенка, рожденного ДД.ММ.ГГГГ в гинекологическом отделении РКБ (л.д.8). Имеется также копия справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ старшей медсестрой Зеленодольского дома ребенка, в которой указаны сведения о родителях Шакировой А. – «мать-одиночка Шакирова Р.Р. от ребенка отказалась, в доме ребенка ни разу не была, писем не писала» (л.д.9). Из пояснений истицы следует, что отца своего она не знает, он ни разу ее не навещал, и она предполагает, что в свидетельстве о ее рождении отец был указан со слов ее матери. Как следует из пояснений Яббаровой А.Р. и материалов дела, она воспитывалась в Зеленодольском, Нурлатском домах ребенка, в <адрес> в <адрес>, затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Новокаширской вспомогательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10, 12). Из личной карточки на воспитанника Шакирову А. следует, что ее мать - Шакирова Р.Р., об отце сведений нет (л.д.12). В соответствии с письмом директору Новокаширской школы-интерната от заведующей Зеленодольским РОО Сельментовой А.Ш, от ДД.ММ.ГГГГ, Шакирова А. определена на учебу в <адрес> и будет проживать в общежитии лицея (л.д.13). В ДД.ММ.ГГГГ Шакирова А.Р. обратилась с заявлением в Администрацию Зеленодольского района и г.Зеленодольска о предоставлении ей жилой площади (койко-места) в общежитии. Постановлением Главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ Шакировой А.Р. было предоставлено койко-место в общежитии по адресу <адрес>, учитывая, что она является воспитанницей детского дома и своей жилой площади не имеет (л.д.14). ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована по данному адресу (л.д.24). ДД.ММ.ГГГГ Шакирова заключила брак с Яббаровым Н.Х., после заключения брака ей присвоена фамилия Яббарова (л.д.15). ДД.ММ.ГГГГ она была снята с регистрации в <адрес> в <адрес> (л.д.24). В настоящее время она зарегистрирована по адресу <адрес> (л.д.16). Данная квартира принадлежит на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ на праве совместной собственности Яббарову Х.Х., Яббаровой Г.К., Яббарову Н.Х., Яббаровой Г.Х., Яббарой Г.Х. (л.д.17-18). Таким образом, судом установлено, что Яббарова (Шакирова) А.Р. является лицом, оставшимся в детстве без попечения родителей. В настоящее время жилым помещением не обеспечена. В соответствии с действующим законодательством данная категория граждан имеет право на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилья, но только в том случае, если гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления. Однако, как следует из пояснений представителя ответчика, и иного не доказано истцом, Яббарова (Шакирова) А.Р. в Исполком города Зеленодольск с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по данному основанию, т.е. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не обращалась, на учете по данному основанию как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения в Исполкоме города Зеленодольск не состояла, учетное дело на нее не заводилось, тогда как в соответствии с требованиями ст.52 ЖК РФ постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях носит заявительный характер. К заявлению должны быть приложены соответствующие документы. О принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в получении жилого помещения уполномоченным органом должно быть принято решение, которое направляется гражданину. Яббаровой А.Р. такое решение Исполкома города Зеленодольск суду не представлено. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что в настоящее время Яббаровой А.Р. более ..., и она утратила право на внеочередное получение жилья, суд считает требования истицы не подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и ст.52 ЖК РФ, п.4 Правил, утвержденных Постановлением Кабинета Министров РТ №326 от 16.05.2008г., и руководствуясь ст.6, 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд решил: Отказать Яббаровой А.Р. в удовлетворении исковых требований к Исполнительному Комитету города Зеленодольск об обязании включить ее в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата как ребенка, оставшегося без попечения родителей. С мотивированным решением суда стороны могут ознакомиться 30 июля 2012г. в Зеленодольском горсуде РТ. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в апелляционном порядке в течение месяца, начиная с 31.07.20123г. через Зеленодольский городской суд РТ. Судья: