о включении периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



         Дело № 2-1257

Решение

Именем Российской Федерации

21 апреля 2011 года                                                           Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Назыровой А.А.

при секретаре Клементьевой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емелиной И.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам РТ о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

установил:

Емелина И.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам РТ (далее УПФР) о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода отпуска по уходу за ребенком в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о признании права на досрочную трудовую пенсию, об обязании назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование иска указала, что решением УПФР ей было отказано в назначении досрочной пенсии, ввиду отсутствия требуемого специального стажа, который по ее мнению на момент обращения к ответчику составлял 27 лет 6 дней. Из специального стажа исключены периоды прохождения курсов повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время ее работы в должности медсестры травматологического отделения в ЦРБ <адрес> учтен без применения льготного исчисления 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

Истец - Емелина И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена.

В судебном заседании представитель истца - Туранова Е.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, отказалась от исковых требований в части признания за Емелиной И.В. права на досрочную трудовую пенсию, об обязании УПФР назначить и выплачивать Емелиной И.В. досрочную трудовую пенсию по старости. Отказ от иска в данной части судом принят.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам РТ, Латфуллин Э.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода отпуска по уходу за ребенком в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не признал.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно подп.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста…

В соответствии с п.2 ст. 27 указанного федерального закона, право на досрочную пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью определяется с учетом Списка соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), утвержденного Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002г. и Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г.

В силу ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Согласно Постановлению Конституционного суда 2-П от 29.01.2004г. в случае отсутствия права на назначение пенсии по действующим Списку и Правилам при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения данной работы.

В судебном заседании установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в УПФР с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.

Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ Емелиной И.В. было отказано в назначении пенсии по выслуге лет в связи с лечебной деятельностью ввиду отсутствия, требуемого специального стажа 30 лет. В специальный стаж не были включены периоды прохождения Емелиной И.В. курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002г., не предусмотрено включение в специальный стаж периодов учебы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. Спорный период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был учтен без применения льготного исчисления 1 год работы за 1 год 6 месяцев, так как п.2 Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991г. №464 предусмотрено применение льготного исчисления (1 год работы считать за 1 год 6 месяцев) к периодам работы, протекавшим в отделениях хирургического профиля. В периоды получения пособия по беременности и родам, отпусков по уходу за детьми работа не выполняется.

Ввиду отсутствия требуемого специального стажа Емелиной И.В. предложено обратиться за назначением пенсии по достижению возраста 55 лет, либо доработать специальный стаж - 2 года 11 месяцев 24 дня (л.д. 7-9).

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства № 516 от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются период работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Из материалов дела следует, что в периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности палатной медсестры Травматологического отделения ЦРБ, в периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала медицинской сестрой приемного покоя, непосредственно обслуживающая больных туберкулезом Филиала ГУЗ «РКПД» «Зеленодольский противотуберкулезный диспансер» (л.д. 7-8, 10-12).

Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В периоды прохождения курсов повышения квалификации за истцом был сохранен средний заработок по основной должности, с которого уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работника.

Поскольку для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, суд считает исключение ответчиком из специального стажа, дающего право на досрочную пенсию, периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации необоснованным.

Из изложенного следует, что периоды нахождения Емелиной И.В. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В период работы в должности палатной медсестры Травматологического отделения ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по уходу за ребёнком до трех лет. Данный период был включен ответчиком в стаж лечебной деятельности Емелиной И.В. в календарном исчислении, поскольку, как указал ответчик, в этот период работа фактически не выполняется.

В силу п.21 Разъяснения Министерства труда РФ №5 от 22.05.1996г., утвержденного Постановлением Минтруда РФ №29 от 22.05.1996г. в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Кроме того, в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребёнком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» пунктом 2 которого предусматривалось, что с 01.12.1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличивалась до достижении им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Учитывая, что ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст. 18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, независимо от времени возникновения права на пенсию, времени обращения за пенсией, специальный стаж истицы должен исчисляться по правилам, действовавшим в период её работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Исходя из вышеизложенного, суд считает период работы Емелиной И.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежащим включению в специальный стаж, так как в период осуществления истицей медицинской деятельности и нахождения в отпуске по уходу за ребенком, действовало правило исчисления стажа, предусмотренное ст.167 КЗОТ РФ, согласно которого указанный период нахождения в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.

В силу п.2 постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991г. № 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

В соответствии с п.7 Разъяснения от 29.11.1989г. № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного совместным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. № 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Подпунктом 4 оговорено, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Таким образом, суд считает, что исковые требования Емелиной И.В. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода отпуска по уходу за ребенком в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г., руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Емелиной И.В. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам РТ включить в специальный стаж Емелиной И.В. для назначения досрочной пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включить в специальный стаж Емелиной И.В. в льготном исчислении - один год работы считать за один год и 6 месяцев.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 26.04.2011г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд в течение десяти дней, начиная с 27.04.2011г.

Судья: