О взыскании компенсации морального вреда



К...          Дело №2-23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 апреля 2011г.         г. Зеленодольск

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Калачевой О.А.,

при секретаре Сергеевой Г.З.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Сусарова М.И. к Министерству обороны РФ, Казне РФ о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Сусаров М.И. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, Казне РФ о взыскании утраченного заработка в размере ... ..., компенсации морального вреда в размере .... В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ исковые требования в части взыскания утраченного заработка в сумме ... были выделены в отдельное производство по заявлению представителя истца.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец был призван Отделом Военного Комиссариата РТ по г.Зеленодольску и Зеленодольскому району РТ на военную службу. ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен контракт на прохождение военной службы в воинском звании «младший сержант», на должности «командир танка» в войсковой части , дислоцированной в <адрес>. В ночь на ДД.ММ.ГГГГ во время дежурства в суточном наряде по батальону истец был избит сослуживцем - Миняшевым А.Ф., вследствие чего получил телесные повреждения в виде закрытой травмы живота, разрыва селезенки, внутрибрюшного кровотечения, геморрагического шока второй степени, причинившие тяжкий вред здоровью. Истец считает, что причинение вреда стало возможным по вине должностных лиц Министерства Обороны РФ, не обеспечивших должного порядка в войсковых частях, что подтверждается административным расследованием, проведенным командованием войсковой части.

В судебном заседании представители истца - Исаева Н.И., действующая по доверенности, адвокат Порванова О.А., действующая на основании ордера, на требованиях настаивали.

Определением Зеленодольского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу в качестве соответчика была привлечена казна РФ в лице Министерства финансов РФ (л.д.167), от имени которого действует Управление Федерального казначейства по РТ.

Представитель ответчика - Управления Федерального казначейства по РТ, действующего от имени Министерства финансов РФ- Хуснутдинова Л.И., действующая по доверенности, исковые требования не признала, указав, что Министерство финансов РФ в данном случае является ненадлежащим ответчиком, надлежащим ответчиком является Министерство обороны Российской Федерации как Главный распорядитель средств Федерального бюджета. Кроме того, из материалов дела не усматривается противоправность действий должностных лиц Министерства обороны РФ. Вред причинен рядовым Миняшевым А.Ф., который должностным лицом не является.

Представитель Министерства обороны РФ - Гиззатуллин Т.Р., действующий по доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что вред причинен не должностным лицом Министерства обороны РФ. Исходя из Устава Вооруженных сил РФ Сусаров М.И. являлся младшим сержантом, то есть старшим над Миняшевым А.Ф. Кроме того, в отношении самого истца было возбуждено уголовное дело, которое прекращено в связи с примирением сторон, то есть не по реабилитирующим обстоятельствам. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

Третье лицо - Миняшев А.Ф., в судебное заседание не явился, был допрошен Сургутским районным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, пояснил, что согласен с исковым заявлением Сусарова М.И., ответчики не обеспечивают безопасность военнослужащих (л.д.135).

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 53 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993г. предусматривает, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ч.1,2 ст.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В силу ч.1, 2 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе").

К военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ;

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Как следует из ч.1, 2 ст. 5 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - общевоинские уставы).

2. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

В силу п.3,5 ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы (отчислении с военных сборов граждан, призванных на военные сборы) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере:

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе офицерам, призванным на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, - 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия;

военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, гражданам, призванным на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, - 60 месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия.

5. Возмещение морального вреда и убытков, причиненных военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч.1,2 ст. 27 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Как следует из ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Статья 151 ГК РФ предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Как следует из ч.1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

В силу статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

2. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В судебном заседании из пояснений сторон и материалов дела установлено, что Сусаров М.И. проходил военную службу по контракту в войсковой части , дислоцированной в <адрес>, в военном звании «младший сержант» на воинской должности «командир танка» с ДД.ММ.ГГГГ

Как установлено в судебном заседании из материалов дела, пояснений представителей истца, в ночь на ДД.ММ.ГГГГ старший сержант Сусаров М.И. нес службу в суточном наряде по батальону. Около 3 часов рядовой Миняшев А.Ф. в казарме войсковой части , дислоцирующейся в <адрес>, предъявил к Сусарову М.И., дежурному по батальону, претензии по поводу того, что последний не обеспечил сохранность его телефона, находившегося на зарядке рядом с местом несения службы Сусаровым М.И. После возникшей словесной перебранки Миняшев А.Ф. ушел в спальное помещение, а затем вернулся и нанес Сусарову М.И. два удара металлической дужкой от кровати в область спины и поясницы, причинив повреждения в виде закрытой травмы живота, кровоподтека в области реберной дуги слева, разрыва селезенки, потребовавшей проведение операции - спленэктомии (удаление селезенки), внутрибрюшного кровотечения геморрагического шока второй степени, что расценивается как тяжкий вред здоровью, опасный для жизни. В связи с данными повреждениями Сусаров М.И. находился на стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на амбулаторном лечении. В период амбулаторного и стационарного лечения был нетрудоспособен. Указанные обстоятельства были установлены в ходе рассмотрения уголовного дела в отношении Миняшева А.Ф. (л.д.40-41), а также подтверждаются обвинительным заключением (л.д.27-34), административным расследованием (л.д. 11-13).

...

Как следует из материалов административного расследования (л.д.11-13), проведенного командованием войсковой части, инцидент между Сусаровым М.И. и Миняшевым А.Ф. произошел в результате слабого контроля за поддержанием правопорядка и воинской дисциплины в подразделении со стороны командира ..., низкой воспитательной работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины с личным составом в подразделении заместителем командира ... по воспитательной работе, бесконтрольности и самоустранения офицера, контролирующего распорядок дня в подразделении в ночное время командира .... Командир ... лейтенант ..., контролирующий распорядок дня в ночное время в ..., во время драки находился в канцелярии ..., не видел из-за чего произошла драка и что Сусаров М.И. получил травмы.

Таким образом, судом установлено, что военнослужащему по контракту Сусарову М.И. в период исполнения обязанностей военной службы был причинен вред здоровью по вине командиров, которые в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" отвечают в мирное время и военное время за воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, и которые не обеспечили правопорядок и безопасность военной службы в мирное время.

В связи с тем, что травма была получена истцом при исполнении обязанностей военной службы, ему были выплачены страховые суммы в связи с его досрочным увольнением вследствие признания ограниченно годным к военной службе (л.д.71).

Поскольку вред здоровью Сусарову М.И. был причинен в период прохождения им военной службы, в том числе в результате бездействия должностных лиц войсковой части, суд приходит к выводу о наличии оснований для компенсации морального вреда истцу.

Однако, суд считает сумму компенсации морального вреда ..., заявленную истцом, завышенной. При определении компенсации морального вреда суд учитывает характер причиненных истцу физических и нравственных страданий: истцу был причинен тяжкий вред здоровью, получена тяжелая травма живота в виде разрыва жизненно важного органа - селезенки, которая была удалена, открылось внутрибрюшное кровотечение, в результате которого Сусаров М.И. потерял 2200 мл. крови (л.д.25), была создана реальная угроза жизни, истец претерпел страшную физическую боль, перенес сложную операцию, геморрагический шок второй степени, суд принимает во внимание фактические обстоятельства, при которых причинен вред: травма получена истцом при исполнении обязанностей военной службы - Сусаров М.И. исполнял свой воинский долг - находился на дежурстве в суточном наряде по батальону.

Степень вины причинителя вреда суд оценивает с учетом того, что в результате бездействия командования части стало возможным нарушение правопорядка военнослужащим Миняшевым А.Ф., совершившим умышленное преступление против личности.

Исходя из требований разумности и справедливости суд считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме ....

При этом суд учитывает, что в результате описанных выше обстоятельств истец лишился жизненно важного органа, никакой другой орган не может выполнять функцию селезенки, что в дальнейшем может отразиться тяжелыми последствиями.

Со слов представителя истицы, всю оставшуюся жизнь Сусаров М.И. вынужден принимать дорогостоящие лекарства и витамины, ограничивать себя в питании, поддерживать диету, ограничивать активную жизнедеятельность.

Наиболее ценным для человека является жизнь и здоровье, отражающее полноту физического, духовного и социального благополучия.

Состояние здоровья истца при отсутствии жизненно важного органа ограничивает истца в выборе работы, получении дохода.

Доводы представителей ответчиков о том, что Сусаров М.И. сам содействовал возникновению и увеличению вреда, суд не может принять во внимание.

Как следует из материалов дела, в момент причинения вреда истец исполнял свои обязанности военной службы - дежурил в суточном наряде по батальону. Удары по спине были нанесены Миняшевым А.Ф. в тот момент, когда Сусаров М.И. сидел за столом дежурного. Никакими своими действиями Сусаров М.И. не содействовал ни возникновению вреда, ни его увеличению.

Побои Миняшеву А.Ф. истец нанес в ответ на противоправные действия Миняшева А.Ф., что подтверждается материалами уголовных дел (л.д.27-42) и после того, как были причинены повреждения Сусарову М.И.

...

Суд считает, что вред должен быть возмещен за счет казны Российской Федерации, поскольку причинен в результате необеспечения правопорядка в войсковой части командованием части, то есть должностными лицами Министерства обороны РФ.

Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что надлежащим ответчиком является Министерство обороны РФ как главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с п.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, поскольку бюджетным кодексом РФ регулируются бюджетные правоотношения, перечень участников бюджетного процесса определен в ст. 152 БК РФ. Физические лица в этом перечне не указаны, следовательно, они не являются участниками бюджетного процесса и положения БК РФ к отношениям с участием граждан не применимы. Кроме того, в соответствии с положениями гл. 24.1 БК РФ исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации в порядке ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ осуществляет Министерство финансов России. Именно Министерству финансов России, а не главному распорядителю средств соответствующего бюджета выделяются денежные средства на исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Сусарова М.И. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Сусарова М.И. компенсацию морального вреда в сумме ....

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 12.04.2011г.

Судья: ...

...

...а

-32300: transport error - HTTP status code was not 200