Дело № 2-2779/2011 Решение Именем Российской Федерации 01 августа 2011 года г. Зеленодольск РТ Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Фризиной С.В., при секретаре Зверевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой М.М. к Исполнительному комитету Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника ВОВ, об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся, об обязании обеспечить жилым помещением, установил: Степанова М.М. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника ВОВ, об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся и обязании обеспечить жилым помещением. В обоснование иска Степанова М.М. указала, что она является вдовой участника великой отечественной войны, а именно своего супруга Степанова А.Т., умершего ДД.ММ.ГГГГ, нуждается в жилом помещении и в силу Федерального Закона «О ветеранах» имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в адрес Исполнительного комитета Осиновского СП ЗМР РТ, с заявлением об обеспечении ее жильем либо о предоставлении субсидии на покупку жилья. Постановлением руководителя Исполкома Осиновского СП ЗМР РТ № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ввиду того, что представленные ею документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением. В настоящее время она проживает у дочери своей умершей подруги, так как другого жилья у нее нет, по адресу: <адрес>, где она и зарегистрирована. Данный отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении она считает неправомерным и вынуждена обратится в суд. В судебном заседании представитель истца Иванов В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, на исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить в полном объеме (л.д.4). Ответчик Исполком Осиновского сельского поселения в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, иск не признают (л.д.44). В предварительном судебном заседании представитель ответчика Хайруллин М.Х., действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22), исковые требования не признал, мотивируя тем, что в жило помещении, где зарегистрирована и проживает истица, приходится свыше ... на человека, т.е. она не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поэтому принято решение об отказе Степановой М.М. в постановке на учет. Для постановки на учет гражданина как нуждающегося в предоставлении жилого помещения, на каждого человека должно приходиться не более ... Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу Указа Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов великой отечественной войны 1941 - 1945 годов», в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, Президент РФ постановляет считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; В силу ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства… В силу подп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2. настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Согласно ст.21 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; Согласно п.п.1,2; подп.2 п.3, п.п.3.1, 4, 6, 8, 11 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при полном их соответствии критериям, установленным статьей 21 Федерального закона "О ветеранах". В ходе судебного разбирательства установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак между Степановым А.Т. и Михайловой М.М., после заключении брака супруге была присвоена фамилия «Степанова», что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.8). ДД.ММ.ГГГГ Степанов А.Т. умер (л.д.10). Согласно справки, выданной Заведующим районным (городским) отделом социального обеспечения № от ДД.ММ.ГГГГ, Степанова М.М. является женой умершего инвалида Отечественной войны Степанова А.Т. и это удостоверяет ее право на получение льгот по оплате жилой площади и коммунальных услуг, предусмотренных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №812 от 26.07.1984г. «О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников ВОВ и семей погибших военнослужащих» (л.д.9). Кроме того у Степановой А.Т. имеется удостоверение вдовы участника ВОВ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39,47). ДД.ММ.ГГГГ Степанова М.М. обратилась в адрес Исполнительного комитета Осиновского СП ЗМР РТ с заявлением об обеспечении ее жильем, либо предоставлении субсидии на покупку жилья, в связи с тем, что она является вдовой участника войны Степанова А.Т., умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12). Постановлением руководителя Исполкома Осиновского СП ЗМР РТ № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в виду того, что представленные ею документы не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.13). Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, Степановой М.М. принадлежали на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Право на указанное недвижимое имущество было прекращено ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29). Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых требований № от ДД.ММ.ГГГГ и справки МФ №4 РГУП БТИ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за Степановой М.М. жилого недвижимого имущества на праве собственности на территории <адрес> не зарегистрировано (л.д.35,43). Согласно справки выданной Исполнительным комитетом Осиновского сельского поселения ЗМР РТ от ДД.ММ.ГГГГ, Степанова М.М. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>. Кроме нее в указанном жилом помещении зарегистрированы: Иванов В.В., его супруга Иванова А.А. и сын Иванов А.В. (л.д.11). Указанное жилое помещение принадлежит Ивановой А.А. и Иванову А.В., на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38). На имя Ивановой А.А. открыт финансовый лицевой счет на указанную квартиру (л.д.41). Из пояснений представителя истца и материалов дела следует, что истица является вдовой участника великой отечественной войны. Она проживает у дочери своей умершей подруги, так как другого жилья у нее нет, по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ., членом данной семьи она не является. Ранее истица проживала в деревне в ветхом доме не пригодном для жилья в <адрес>. Степанова М.М. сильно болела, что также подтверждается выпиской из истории болезни амбулаторного, стационарного больного, выданной Министерством здравоохранения Республиканским противотуберкулезным диспансером МЗ РТ (л.д.40), и дочь умершей подруги Иванова А.А. взяла ее к себе. С ДД.ММ.ГГГГ она жила в деревне <адрес>, а до этого в деревне <адрес> в своем доме. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в исполком Осиновского сельского поселения о предоставлении ей жилья, на что она получила отказ, в связи с тем, что нет документов, подтверждающих, что она нуждается в жилье. Согласно ч.2 ст. 46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Исследовав и оценив доказательства, суд считает незаконным отказ Исполкома Осиновского сельского поселения ЗМР в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника ВОВ и отказ предоставить жилое помещение Степановой М.М., так как истица является вдовой участника ВОВ и не имеет своей жилой площади. В жилом помещении, где она зарегистрирована и проживает, членом семьи она не является и другого жилого помещения не имеет, следовательно, она является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Степановой М.М. о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника ВОВ, об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся и обязании обеспечить жилым помещением, подлежат удовлетворению в полном объеме. Поскольку истец при подаче данного искового заявления не оплачивала государственную пошлину, госпошлина в доход государства в размере ..., подлежит взысканию с ответчика, в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ. На основании вышеизложенного и ст.46 Конституции РФ, ст.ст.51, 52 ЖК РФ, Указа президента № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов», ст.ст.15, 21, 23.2. Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», и руководствуясь ст.ст. 6, 12, 56, 67, 103, 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Степановой М.М. удовлетворить. Признать незаконным отказ Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ в постановке на учет Степановой М.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны. Обязать Исполнительный комитет Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района поставить на учет Степанову М.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной Войны. Обязать Исполнительный комитет Осиновского сельского поселения предоставить Степановой М.М. как вдове участника Великой Отечественной Войны жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее ... в соответствии с ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» и жилищным законодательством. Взыскать с Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения госпошлину в доход государства в размере .... С мотивированным решением суда стороны могут ознакомиться 05 августа 2011г. в Зеленодольском горсуде РТ. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Верховный Суд РТ в течение 10 дней, начиная с 05.08.2011г. через Зеленодольский городской суд РТ. Судья: