Дело №2-1929 Решение Именем Российской Федерации 27 июня 2011 года Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Назыровой А.А. с участием прокурора Кадырова Х.Р. при секретаре Клементьевой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минуллиной М.Ш. к исполнительному комитету Нурлатского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ, исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, установил: Минуллина М.Ш. обратилась в суд с иском к исполкому Нурлатского сельского поселения ЗМР РТ, исполкому ЗМР РТ об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной Войны, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере ..., компенсации морального вреда в размере .... В обоснование иска указано, что Минуллина М.Ш. является вдовой участника ВОВ, ветераном труда, инвалидом второй группы. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением к главе Нурлатского сельского поселения ЗМР РТ по вопросу водоснабжения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в исполком Нурлатского сельского поселения ЗМР РТ о постановке ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, на заявлении была оставлена резолюция «Включить в список». В доме, где проживает Минуллина М.Ш. отсутствуют системы водопровода и водоотведения, но на улице, где расположен ее дом проходит инженерная сеть холодного водоснабжения и есть техническая возможность для проведения водопровода, который имеют более 80% жителей улицы. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в исполком ЗМР РТ о проведении обследования жилого дома и о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. По трех месяцев комиссия по учету и распределению жилой площади исполкома ЗМР РТ затягивала решение указанного вопроса, в нарушение требований законодательства комиссия выясняла вопрос о пригодности помещения для проживания. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия из пяти человек внешним осмотром обследовала дом. ДД.ММ.ГГГГ вынесено заключение о пригодности жилого дома для проживания. Минуллина М.Ш. получила заключение комиссии только ДД.ММ.ГГГГ. На основании данного заключения глава поселения села Нурлаты Багаутдинов И.Ф., ссылаясь только на учетные нормы жилой площади, письмом от ДД.ММ.ГГГГ дал ответ о том, что поставить Минуллину М.Ш. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не представляется возможным, хотя она заявляла только о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель истца, Минуллин Ф.А., действующий по доверенности, на удовлетворении иска настаивал. Ответчики - исполком Нурлатского сельского поселения ЗМР РТ, исполком ЗМР РТ своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте слушания дела извещены. Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования, в части постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и взыскании расходов по оплате госпошлины, подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:… обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;… На основании ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:… по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:…участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период… В силу ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям… Согласно ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства… Пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 предусмотрено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. В судебном заседании установлено, что согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в ЗМР, Минуллина М.Ш. является вдовой участника Великой Отечественной Войны, Минуллина А.Г., и имеет право на льготы согласно ст.21 закона «О ветеранах» РФ (л.д. 7), инвалидом (л.д.8), ветераном труда (л.д. 9). Минуллина М.Ш. проживает по адресу: РТ, <адрес>, указанное жилое помещение, построенное в 1973 году, не оснащено системами водоснабжения и водоотведения, что подтверждается техническим паспортом жилого дома. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, МУП Нурлатское МПП ЖКХ Зеленодольского района РТ имеет технические возможности для проведения водопровода и канализации в индивидуальный жилой дом вдовы ветерана ВОВ Минуллиной М.Ш., проживающей в Зеленодольском муниципальном районе, <адрес> (л.д. 26). ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением к главе Нурлатского сельского поселения ЗМР РТ по вопросу водоснабжения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано, в связи с тем, что в настоящее время выполнить водоснабжение ее жилого дома из-за финансовых затруднений, сельское поселение ни в состоянии. Для решения вопроса изыскивается спонсорская возможность предприятий села. На указанном письме имеется отметка от 07.10. 2010 года о том, что изыскать спонсорскую помощь не представилось возможность (л.д. 10). ДД.ММ.ГГГГ Минуллина М.Ш. обратилась с заявлением в исполком Нурлатского сельского поселения ЗМР РТ о постановке ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, на заявлении была оставлена отметка «Включить в список» (л.д. 12). ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением в исполком ЗМР РТ о проведении обследования жилого дома и о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д. 11). Заключением от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: РТ, <адрес>, признан пригодным для проживания (л.д. 14). Письмом главы Нурлатского сельского поселения ЗМР № от ДД.ММ.ГГГГ Минуллиной М.Ш. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как площадь жилого дома, в котором она проживает, имеет общую площадь 51,3 кв.м, что превышает учетную норму жилой площади жилого помещения 18 кв.м, исходя из которой, определяется уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. А также, что согласно заключению межведомственной комиссии ЗМР № от ДД.ММ.ГГГГ, ее дом непригодным для проживания не признан (л.д. 31). ДД.ММ.ГГГГ Минуллиной М.Ш. направлено сообщение Зеленодольской городской прокуратуры о том, что в связи с тем, что заключение Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» не соответствует установленным требованиям действующего законодательства, Зеленодольским городским прокурором внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства с постановкой требования о проведении повторного обследования жилого дома (л.д. 32). ДД.ММ.ГГГГ Межведомственная комиссия вынесла заключение № «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» аналогичное предыдущему от ДД.ММ.ГГГГ о том, что жилой дом, расположенный по адресу: РТ, <адрес>, признан пригодным для проживания. Допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ глава исполкома Нурлатского сельского поселения ЗМР РТ Кашапов И.Б., пояснил, что не согласен с иском, поскольку в настоящее время у Нурлатского сельского поселения нет финансирования, кода будет надлежащее финансирование неизвестно. Поскольку жилое помещение Минуллиной М.Ш., согласно акту обследования жилищных условий, пригодно для проживания, они не могут поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика, поскольку отсутствие финансирования в надлежащим объеме не может являться основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Таким образом, судом установлено, что Миннулина М.Ш., являясь вдовой участника ВОВ, ветераном труда, инвалидом второй группы, проживает в жилом доме, 1973 года постройки, не имеющего систем водопровода и канализации, при наличии технической возможности их подведения. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Минуллиной М.Ш. об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной Войны, подлежат удовлетворению. Исковые требования Минуллиной М.Ш. к исполкому Нурлатского сельского поселения ЗМР РТ, исполкому ЗМР РТ о взыскании компенсации морального вреда в сумме ... удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлено доказательств, причинения ей морального вреда действиями ответчиков. В соответствии со ст.98 ГПК РФ исковые требования истца в части взыскания расходов по оплате госпошлины также подлежат удовлетворению в сумме .... На основании ст.ст.51, 52 ЖК РФ, Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах", руководствуясь ст.ст. 55-56, 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Минуллиной М.Ш. удовлетворить частично. Обязать исполнительный комитет Нурлатского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан поставить на учет Минуллину М.Ш., в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной Войны. Взыскать с исполнительного комитета Нурлатского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в пользу Минуллиной М.Ш. расходы на оплату государственной пошлины в сумме .... В иске Минуллиной М.Ш. к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ о взыскании компенсации морального вреда в сумме ... отказать. С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 01.07.2011г. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через Зеленодольский городской суд РТ, начиная с 02.07.2011г. Судья: