об обязании органа местного самоуправления как собственника жилого помещения установить в нем прибор учета потребления электроэнергии и обеспечить ввод его в эксплуатацию



                Дело № 2-667/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2011 года                г.Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Садыкова И.И.

при секретаре Чулковой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баранова Ю.Н., Тикуновой М.В. и Баранова С.Ю. к Исполнительному комитету муниципального образования «город Зеленодольск Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» и Муниципальному автономному учреждению «Департамент Жилищно-коммунального хозяйства города Зеленодольска Республики Татарстан»,

установил:

Баранов Ю.Н., Тикунова М.В. и Баранов С.Ю. обратились в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования «город Зеленодольск ЗМР РТ» и МАУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска» об обязании установить прибор учета электрической энергии класса точности 2.0 или выше для жилого помещения по <адрес> обеспечить его ввод в эксплуатацию.

В обосновании требований истцы указали, что пользуются вышеуказанным жилым помещением на основании договора социального найма от 18 декабря 2009 года. Расходы за потребленную электроэнергию оплачиваются ими по показаниям электросчетчика. Однако, 24 августа 2010 года Зеленодольский ОПУ филиала ОАО "Татэнергосбыт" полностью ограничил им режим энергопотребления, по причине якобы имеющейся задолженности по оплате за потребленную электроэнергию, а также из-за отсутствия прибора учета более высокого класса точности, нежели установленный в жилом помещении истцов. После оплаты истцами 4715 руб. 31 августа 2010 года электроэнергия была подключена. Отключением электроэнергии в квартире истцов из-за имеющейся задолженности по ее оплате, возникшей по причине своевременно незамененного прибора учета потребляемой электрической энергии, были нарушены права истцов, в связи с чем они вынуждены обратиться в суд.

В судебном заседании истцы Баранов Ю.Н., Тикунова М.В. и Баранов С.Ю. от исковых требований к МАУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска» об обязании установить прибор учета электрической энергии класса точности 2.0 или выше для жилого помещения по <адрес> и обеспечить его ввод в эксплуатацию отказались; на исковых требованиях к Исполнительному комитету муниципального образования «г.Зеленодольск ЗМР РТ» об обязании установить прибор учета электрической энергии класса точности 2.0 или выше для жилого помещения по <адрес> и обеспечить его ввод в эксплуатацию настаивали.

В судебном заседании представитель ответчика МАУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска» Талова Е.Е., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21), против отказа от исковых требований не возражала.

В судебном заседании представитель ответчика Исполнительный комитет муниципального образования «г.Зеленодольск ЗМР РТ» Нургалеева Э.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34), исковые требования не признала, мотивируя тем, что Исполком г.Зеленодольск ЗМР РТ надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку на основании постановления Руководителя Исполкома г.Зеленодольск ЗМР РТ от 21 января 2009 года №01-08-6 за МАУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска» закреплено право оперативного управления долей муниципального имущества в многоквартирных домах г.Зеленодольска, состоящей из жилых неприватизированных (муниципальных) помещений и приходящейся на данную долю жилых неприватизированных (муниципальных) помещений общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и в том числе на вартирном доме.на вышеуказанную квартиру. Денежные средства, поступающие от сдачи в наем муниципальных жилых помещений, расположенных на территории г.Зеленодольска, направляются в МАУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска», обязанность заключения договоров социального найма также возложена на МАУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска».

В судебном заседании представитель третьего лица ОАО "Татэнергосбыт" в лице Приволжского отделения не явился. В предыдущем судебном заседании представитель ОАО "Татэнергосбыт" Гутарева Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40), исковые требования поддержала, мотивируя тем, что поскольку замена прибора учета возлагается законом на собственника жилого помещения, следовательно, Исполком г.Зеленодольска и должен ее осуществить. Со стороны ОАО "Татэнергосбыт" расчет платы за поставленную электрическую энергию истцам был произведен в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по РТ (Управление Роспотребнадзора по РТ) в судебное заседание не явился. В предыдущем судебном заседании представитель Управление Роспотребнадзора по РТ Гибадуллина Ю.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41), оставила решение по данному гражданскому делу на усмотрение суда.

Выслушав пояснения истцов, представителей ответчиков, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, владелец объекта, на котором установлен прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором.

В судебном заседании установлено следующее.

Трехкомнатная квартира по <адрес>, находящаяся в муниципальной собственности, была передана МАУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска РТ», действующим от имени собственника данного жилого помещения - Исполнительного комитета муниципального образования «город Зеленодольск ЗМР РТ», в пользование Баранову Ю.Н. и членам его семьи: супруге Тикуновой М.В., сыновьям Баранову С.Ю. и Баранову А.Ю., на основании договора социального найма жилого помещения от 18 декабря 2009 года (л.д.8-9).

Из пояснений истца и материалов дела следует, что прибор учета электроэнергии 1975 года выпуска с классом точности 2.5 расположен на лестничной площадке в жилом доме истцов. Поскольку срок поверки такого прибора учета электрической энергии истекает спустя 16 лет с момента изготовления и установки на нем заводской госповерительной пломбы, то у данного прибора он истек в 1991 году.

В соответствии ГОСТ 6570-96 выпуск приборов учета электроэнергии класса точности 2,5 запрещен 01 июля 1997 года, а согласно решения НТК Госстандарта России по метрологии и измерительной технике от 01 июня 1999 года и от 12 сентября 2000 года приборы учета электроэнергии с классом точности 2,5 должны быть последовательно заменены на приборы учета электроэнергии с классом точности 2,0.

В силу п.141Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше.

Согласно положениям ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации…

Поскольку вышеуказанный прибор учета потребления электрической энергии технически устарел, то истцам стала начисляться плата за потребленную электрическую энергию исходя из нормативов потребления коммунальных услуг электроснабжения населением на территории Республики Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 г. N 543, в редакции Постановления КМ РТ от 14.01.2009 N 10.

В связи с тем, что истцы оплачивали потребляемую электрическую энергию по фактическим показаниям установленного у них прибора учета, а Приволжским отделением ОАО "Татэнергосбыт" расчет оплаты за потребляемую электрическую энергию им начислялся по вышеуказанным нормативам, то у истцов возникла задолженностьпо оплате потребленной электрической энергии, и 24 августа 2010 года им был ограничен режим потребления электроэнергии. По данным ОАО "Татэнергосбыт" задолженность истцов на 01 июля 2010 год составила 3394 руб. 29 коп. После погашения возникшей задолженности 31 августа 2010 года режим энергоснабжения истцам был восстановлен (л.д.10,38-39).

На обращение Баранова Ю.Н. в ООО «УК «Жилкомплекс» с заявлением о замене прибора учета электрической энергии (л.д.14) ему было сообщено, что владелец объекта (наниматель - согласно договора социального найма) на котором установлен данный прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. Даже в том случае, если прибор учета электрической энергии установлен не в жилом помещении, а на лестничной клетке, то бремя его содержания надлежит нести владельцу объекта, на котором он установлен. В связи с чем ему было предложено в срок до 01 января 2012 года обеспечить установку и ввод в эксплуатацию прибора учета электроэнергии в жилом помещении, владельцем которого он является (л.д.12-13).

Вышеуказанные утверждения, суд находит противоречащими действующему законодательству, поскольку Баранов Ю.Н. и члены его семьи собственниками жилого помещения по <адрес>, не являются. Поскольку в соответствии с договором социального найма от 18 декабря 2009 года предоставление истцам коммунальных услуг как то электроснабжение, газоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, обеспечивается собственником данного жилого помещения, то есть Исполнительным комитетом муниципального образования « г.Зеленодольск ЗМР РТ» (л.д.53).

Данное обстоятельство также подтверждается п.4 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым до 01 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

На основании постановления Руководителя Исполкома г.Зеленодольска ЗМР РТ от 21 января 2009 года №01-08-6 за МАУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска» закреплено право оперативного управления долей муниципального имущества в многоквартирных домах г.Зеленодольска, состоящей из жилых неприватизированных (муниципальных) помещений и приходящейся на данную долю жилых неприватизированных (муниципальных) помещений общего имущества в многоквартирном доме, денежные средства, поступающие от сдачи в наем муниципальных жилых помещений, направляются в МАУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска», обязанность заключения договоров социального найма также возложена на МАУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска». Однако вопросы установки приборов учета в жилых помещениях муниципального жилищного фонда данным постановлением не регулируются.

В силу ст.51 Конституции РТ Республика Татарстан защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав, что образует дополнительные гарантии защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Применение положения о том, что установка приборов учета потребления электрической и тепловой энергии, газа, холодной и горячей воды в жилых помещениях, не имеющих таких приборов либо если такие приборы технически устарели и требуют замены, осуществляется потребителем за свой счет, должно учитывать различие правомочий собственников жилых помещений и граждан, занимающих жилые помещения по договору найма. Поэтому суд приходит к выводу о правомерности возложения обязанности несения расходов, связанных с установкой квартирных приборов учета, на собственников жилых помещений в домах жилищного фонда независимо от его формы собственности.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку жилое помещение по <адрес>, находится в муниципальной собственности, то в соответствии с действующим законодательством, замену приборов учета потребляемой электрической энергии осуществляет собственник жилого помещения, то есть, в данном случае Исполнительный комитет муниципального образования «город Зеленодольск ЗМР РТ».

На основании изложенного и Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530, Постановления Конституционного суда Республики Татарстан от 24 ноября 2003 года №11-П, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Баранова Ю.Н., Тикуновой М.В., Баранова С.Ю. удовлетворить.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования «город Зеленодольск Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» установить прибор учета электрической энергии класса точности 2.0 или выше для жилого помещения по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ул. Мичурина, д. 30, кв.34 с вводом его в эксплуатацию.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 16 марта 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через Зеленодольский городской суд РТ, начиная с 17 марта 2011 года.

Судья: