Дело № 2-2730/2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 сентября 2011 года г.Зеленодольск РТ Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Садыкова И.И. при секретаре Чулковой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кораблевой М.А. к Гарафутдиновой Л.Т., МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ», Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными заключений, акта выбора земельного участка, постановлений, обязании освободить земельный участок, сносе автостоянки, установил: Кораблева М.А. обратилась в суд с иском к Гарафутдиновой Л.Т., МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР», Исполкому ЗМР РТ о признании незаконными: экспертного заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Зеленодольском районе и г.Зеленодольск в отношении земельного участка <адрес>, передаваемого в аренду; санитарно-эпидемиологического заключения по отводу вышеуказанного земельного участка под строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РТ в Зеленодольском районе и г.Зеленодольске; акта выбора земельного участка для размещения автостоянки от ДД.ММ.ГГГГ, согласованного комиссией в составе: Руководителей Исполкома ЗМР РТ, МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ», Заместителя начальника Зеленодольского отдела Росреестра по РТ, Главного архитектора, Главного государственного санитарного врача, Главного ветеринарного врача, Начальников ЦТУ Минэкологии РТ, ЭПУ «Зеленодольскгаз», Зеленодольского РУЭС и ЗРЭС, Главы Осиновского сельского поселения ЗМР РТ; заключения Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка <адрес>, передаваемого в аренду; постановления Руководителя Исполкома ЗМР РТ № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в порядке ст.34 ЗК РФ « О предоставлении земельного участка гражданину РФ Гарафутдиновой Л.Т. в аренду под автостоянку»; договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Исполкомом ЗМР РТ в лице МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ» и Гарафутдиновой Л.Т. на предмет аренды вышеуказанного земельного участка; А также об обязании освободить земельный участок <адрес>, путем сноса автостоянки и проведении рекультивации нарушенных земель. В обоснование иска Кораблева М.А. указала, что она проживает в <адрес>. В ноябре 2009 года Гарафутдиновой Л.Г. был самовольно занят пустующий земельный участок, находящийся вблизи ее дома, где ответчицей была организована автостоянка на 50 автомашин. Также для строительства автостоянки были незаконно вырублены деревья. Каждый день ей приходиться испытывать неудобства из-за высокой концентрации выхлопных газов в воздухе, которыми приходится дышать, повышенного уровня шума, пыли и грязи от автомобилей. Поскольку ответчица стала оборудовать указанный земельный участок под автостоянку с 2009 года, согласование отведения его под автостоянку со службами города и района ею были получены в 2010 году, а в договор на передачу этого участка в аренду был оформлен с Исполкомом ЗМР РТ только в 2011 году, то есть, была нарушена установленная законом процедура отвода земельного участка и оформления прав на него. В связи с чем, владение и пользование Гарафутдиновой Л.Т. данным участком являются незаконными. В судебном заседании истица Кораблева М.А. и ее представитель Романова Н.В., действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, на требованиях настаивали, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении. В судебном заседании представитель ответчика Гибадуллин И.Х., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования не признал. В судебном заседании представитель ответчика Исполкома Зеленодольского муниципального района РТ Баранова Р.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования не признала, мотивируя тем, что имеется необходимость в создании автостоянки в с.Осиново для размещения машин. Выделение участка под стоянку было согласовано со всеми службами города и района, документы оформлены в установленном законом порядке. Представитель ответчика МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» в судебное заседание не явился, извещен. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Соколова Ю.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования не признала. Представитель третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РТ в судебное заседание не явился, извещен. В предыдущем судебном заседании представитель третьего лица Фахритдинова И.Р., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №Д, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лица Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения ЗМР РТ в судебное заседание не явился, просит рассмотреть данное гражданское дело в свое отсутствие, решение по делу оставляет на усмотрение суда. Представитель третьего лица Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ в судебное заседание не явился, извещен, своих возражений по делу не представил. Выслушав пояснения истицы и ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст.11 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. 2.Граждане имеют право: … предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательством права. 3. Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. В силу ч.3 ст.13 данного закона настоящего закона должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке. Согласно ст.19 настоящего закона нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. 2. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. 3. Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст.22 настоящего Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: …нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды. 2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. В судебном заседании установлено следующее. Как пояснила суду истица Кораблева М.А., она проживает в жилом доме <адрес>. В ноябре 2009 года на смежном с ее домом земельном участке, занятом до этого зелеными насаждения, Гарафутдиновой Л.Т. была размещена автостоянка. С этой целью ответчицей были вырублены зеленые насаждения. Жители домов, расположенных вблизи указанной автостоянки, испытывают постоянные неудобства из-за повышенного содержания шума, большой концентрации выхлопных газов в воздухе. Отведение земельного участка площадью 874 кв.м. под автостоянку, согласование проекта ее размещения в указанном месте со службами города и района было незаконным, что ущемляет ее права в области санитарно-эпидемиологического благополучия. Судом установлено, что 14 октября 2009 года Гарафутдинова Л.Т. обратилась на имя руководителя Исполкома ЗМР РТ с заявлением о предоставлении ей земельного участка в районе <адрес> под автостоянку (л.д.92-93). 05 апреля 2010 года комиссией в составе: Руководителей Исполкома ЗМР РТ, МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ», Заместителя начальника Зеленодольского отдела Росреестра по РТ, Главного архитектора, Главного государственного санитарного врача, Главного ветеринарного врача, Начальников ЦТУ Минэкологии РТ, ЭПУ «Зеленодольскгаз», Зеленодольского РУЭС и ЗРЭС, Главы Осиновского сельского поселения ЗМР РТ, был согласован выбор Гарафутдиновой Л.Т. вышеуказанного земельного участка на 25 автомобилей (л.д.83). В соответствии с Санитарно-эпидемиологическим заключением по отводу земельного участка под строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РТ в Зеленодольском районе и г.Зеленодольске, земельный участок по вышеуказанному адресу соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, согласно которым нормативный разрыв от открытых автостоянок вместимостью от 11 до 50 машино-мест до жилых зданий составляет 15 м., а также соответствует требованиям СП2.6.1.1292-03 Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения. Санитарные правила, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.04.2003 N 58 (л.д.53). Из протокола дозиметрического исследования территории земельного участка <адрес> следует, что радиоактивный фон указанного земельного участка не превышен и соответствует СП 2.6.1.1292-03 (л.д.57). Согласно экспертному заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному Филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Зеленодольском районе и г.Зеленодольск, земельный участок <адрес> для размещения автостоянки на 25 машино-мест также соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СП2.6.1.1292-03 (л.д.55). Из материалов дела следует, что расстояние от жилого дома № по ул<адрес> до отведенного под автостоянку земельного участка составляет 30 м., тогда как в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 указанное расстояние должно составлять не менее 15 м. То есть, требования установленные действующим законодательством по нормированию расстояния от автостоянки, рассчитанной от 11 до 50 машино-мест, до жилых построек, в данном случае соблюдены. 22 июля 2010 года выбор указанного земельного участка был согласован с Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов РТ в лице начальника Управления Р.И. Хусаинова, при условии соблюдения Гарафутдиновой Л.Т. следующих условий, как то: использование указанного участка по его целевому назначению и разрешенными способами, не наносящими вреда окружающей среде; проведение мероприятий по благоустройству и озеленению прилегающей к автостоянке территории; проведении рекультивации нарушенных земель; организации сбора и утилизации отходов, образующихся при эксплуатации автостоянки; содержание территории автостоянки в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством в области охраны окружающей среды; организация санитарно-защитных зон объекта; эксплуатация автостоянки в соответствии с действующим законодательством. Также указано, что при нарушении Гарафутдиновой Л.Т. данных условий согласования данное заключение будет аннулировано (л.д.90-91). МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ» была утверждена схема расположения земельного участка по вышеуказанному адресу площадью 874 кв.м. с видом разрешенного использования - для размещения автостоянки, о чем свидетельствует Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.94), Землеустроительной организацией ООО Галактика был составлен межевой план указанного земельного участка (л.д.95-106). ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый № (л.д.77-78). МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ» в периодическом информационном издании Зеленодольского района и г.Зеленодольска «Зеленодольская правда» № от ДД.ММ.ГГГГ было размещено информационное сообщение о наличии земельного участка площадью 874 кв.м., предлагаемого для передачи в аренду под автостоянку сроком на 5 лет, расположенного <адрес> (л.д.43,108,110). Права на указанный земельный участок ни за кем не зарегистрированы (л.д.109), территория свободная от застройки, никем ранее не использованная. ДД.ММ.ГГГГ на имя руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ» от Гарафутдиновой Л.Т. поступило заявление о предоставлении ей этого участка в аренду под автостоянку, согласно вышеуказанного информационного сообщения (л.д.107). В виду того, что на передачу в аренду земельного участка <адрес>, поступила лишь одна заявка - от Гарафутдиновой Л.Т., то согласно выписки из протокола заседании комиссии по рассмотрению результатов предварительной и заблаговременной публикации сведений о предстоящих отводах земельных участков и переоформлении прав на земельные участки, расположенные в Зеленодольском районе и г.Зеленодольске РТ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.108), МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ» было приято решение передать данный земельный участок Гарафутдиновой Л.Т. без торгов (л.д.108). Согласно положениям ст.30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом. Согласно п.4 настоящей статьи предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: … 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Таким образом, поскольку больше заявок на предоставление данного земельного участка в аренду никем кроме Гарафутдиновой Л.Т. не подавалось, то при наличии лишь одной заявки процедура его передачи была проведена по упрощенной схеме, предусмотренной п.4 ст.30 ЗК РФ. В соответствии со ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. 2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. 3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. 4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". 5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. 6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения. Руководителем Исполкома ЗМР РТ в порядке ст.34 ЗК РФ вынесено Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении Гарафутдиновой Л.Т. в аренду сроком на 5 лет земельного участка из категории земель населенных пунктов площадью 874 кв.м. с кадастровым №, расположенного <адрес>, с видом разрешенного использования - под автостоянку; заключении договора аренды участка; регистрации данного договора аренды; внесении изменений в документы государственного кадастра; Гарафутдиновой Л.Т. рекомендовано регулярно проводить работы по облагораживанию прилегающей территории в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д.80). ДД.ММ.ГГГГ между Исполкомом ЗМР РТ в лице МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ» и Гарафутдиновой Л.Т. был заключен договор аренды земельного участка №. Настоящий договор заключен сроком на 5 лет и действует с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.2.2 договора условия настоящего договора по соглашению сторон могут применяться к отношениям, фактически возникшим между сторонами до его заключения, в порядке ст.425 ГК РФ (л.д.73-76,79,81). Согласно ч.2 ст.425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Применение указанного положения отражено в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", согласно которому таким образом, стороны легализуют свои предшествующие заключению договора аренды действия и отношения, не оформленные юридически, но фактически существующие. Поэтому, действия ответчицы Гарафутдиновой Л.Т., а также органов и служб Зеленодольского района и города Зеленодольска, направленные на проведение предварительной и заблаговременной подготовки предусмотренной законом документации на земельный участок, отводимый под автостоянку, выбора земельного участка, постановку его на государственный кадастровый учет, для оформления прав на земельный участок <адрес>, отводимый под автостоянку, соответствуют действующему законодательству, в связи с чем оснований для признания их незаконными у суда не имеется. Согласно ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет… Поскольку основания предоставления вышеуказанного земельного участка под автостоянку ответчице Гарафутдиновой Л.Т. в аренду предусмотрены действующим законодательством, процедура согласования земельного участка и оформление прав на него проведены надлежащим образом, следовательно, права владения и пользования ответчицей Гарафутдиновой Л.Т. этим земельным участком бесспорны, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований о сносе расположенной на нем автостоянки у суда не имеется. На основании изложенного и ст.222 ГК РФ, ст.ст.30,34 ЗК РФ, ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, СП2.6.1.1292-03, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.04.2003 N 58, суд решил: В удовлетворении исковых требований Кораблевой М.А. к Гарафутдиновой Л.Т., МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР», Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными: экспертного заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Зеленодольском районе и г.Зеленодольск в отношении земельного участка <адрес>, передаваемого в аренду; санитарно-эпидемиологического заключения по отводу вышеуказанного земельного участка под строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РТ в Зеленодольском районе и г.Зеленодольске; акта выбора земельного участка для размещения автостоянки от ДД.ММ.ГГГГ, согласованного комиссией в составе: Руководителей Исполкома ЗМР РТ, МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ», Заместителя начальника Зеленодольского отдела Росреестра по РТ, Главного архитектора, Главного государственного санитарного врача, Главного ветеринарного врача, Начальников ЦТУ Минэкологии РТ, ЭПУ «Зеленодольскгаз», Зеленодольского РУЭС и ЗРЭС, Главы Осиновского сельского поселения ЗМР РТ; заключения Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка <адрес>, передаваемого в аренду; постановления Руководителя Исполкома ЗМР РТ № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в порядке ст.34 ЗК РФ « О предоставлении земельного участка гражданину РФ Гарафутдиновой Л.Т. в аренду под автостоянку»; договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Исполкомом ЗМР РТ в лице МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ» и Гарафутдиновой Л.Т. на предмет аренды вышеуказанного земельного участка; об обязании освободить земельный участок <адрес>, путем сноса автостоянки и проведении рекультивации нарушенных земель, отказать. С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 14 сентября 2011 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через Зеленодольский городской суд РТ, начиная с 15 сентября 2011 года. Судья: