об устранении препятствий в пользовании недвижимым имуществом



      Дело № 2-2729/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2011 года                                   г.Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Садыкова И.И.

при секретаре Чулковой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фазлуллиной Н.Г. к Скрипиной Е.М. об устранении препятствий в пользовании земельным участком и жилым домом и по встречному иску Скрипиной Е.М. к Фазлуллиной Н.Г. об устранении препятствий в пользовании земельным участком и гаражом,

установил:

Файзуллина Н.Г. обратилась в суд с иском к Скрипиной Е.М. об устранении препятствий в пользовании жилым домом по <адрес>, путем обязания снести кирпичный гараж с надстроенной деревянной мансардой, по <адрес>, освободить земельный участок с кадастровым и восстановить его границы согласно карте объекта землеустройства.

В обоснование иска Файзуллина Н.Г. указала, что принадлежащий ей на праве собственности земельный участок и жилой дом по <адрес>, граничат с домовладением ответчицы, расположенным по <адрес>, на котором последняя своими силами возвела гараж, без получения в установленном законом порядке разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. Первый этаж этого гаража состоит из кирпича, второй - деревянный. Данный самовольно возведенный гараж нарушает права истицы как собственника смежного земельного участка, препятствует ей в пользовании ее земельным участком, а также несет в себе опасность для находящихся в его близи построек, поскольку возведен с нарушением норм противопожарной безопасности и строительных норм.

Скрипина Е.М. обратилась в суд со встречным иском к Файзуллиной Н.Г. об устранении препятствий в пользовании принадлежащими ей земельным участком с кадастровым общей площадью 877 кв.м. и гаражом под литерой Г1, являющимся надворной постройкой к ее жилому дому, по <адрес>, путем обязания Фазлуллиной Н.Г. снести находящиеся по <адрес> самовольно возведенные кухню под №3 площадью 21,4 кв.м., веранду под №4 площадью 4,7 кв.м. согласно техническому паспорту на жилой дом от 31.01.2006 г., а также сарай и баню, не указанные в техническом паспорте на жилой дом; обязании Фазлуллину Н.Г. освободить принадлежащий Скрипиной Е.М. на праве собственности земельный участок с кадастровым общей площадью 877 кв.м., расположенный по <адрес>, восстановить его границы согласно карте объекта землеустройства и не нарушать их.

В обоснование встречного иска указано, что расположение жилого дома и хозяйственных построек на земельном участке по <адрес>, принадлежащих Фазлуллиной Н.Г., противоречит требованиям пожарной безопасности, установленным действующим законодательством нормам застройки. Кроме того, Фазлуллиной Н.Г. самовольно возведены деревянная кухня, веранда, сарай и баня, а также передвинут забор, разделяющий их земельные участка, что нарушает права Скрипиной Е.М. как собственника смежного землепользования.

В судебном заседании истица по основному иску и ответчица по встречному Фазлуллина Н.Г. (далее по тексту - истица) и ее представитель Чигасова Н.В., действующая на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5), на требованиях настаивали, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении, встречный иск не признали.

В судебном заседании ответчица по основному иску и истица по встречному иску (далее по тексту - ответчица) Скрипина Е.М. и ее представитель Лапин Е.Е., действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ исковые, требования не признали, на встречных исковых требованиях настаивали.

В судебном заседании представители третьих лиц Управления Росрсеестра РФ по РТ Фахритдинова И.Р., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Д, и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ Габитова Л.М. уд.№861, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , решение по данному гражданскому делу оставили на усмотрение суда.

Выслушав пояснения истицы и ответчицы, их представителей, представителей третьих лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании п.7 ст.36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Статья 40 ЗК РФ указывает, что собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст.305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В соответствии со ст.69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону.

2. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями определяются как расстояния между наружными стенами или другими конструкциями зданий, сооружений и строений. При наличии выступающих более чем на 1 метр конструкций зданий, сооружений и строений, выполненных из горючих материалов, следует принимать расстояния между этими конструкциями.

3. Противопожарные расстояния между стенами зданий, сооружений и строений без оконных проемов допускается уменьшать на 20 процентов при условии устройства кровли из негорючих материалов, за исключением зданий IV и V степеней огнестойкости и зданий классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3.

В соответствии с п.2.12 СНиП 2.07.01-89* ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, утвержденными приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 269, постановлением Госстроя России от 25 августа 1993 г. № 18-32, противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий следует принимать по табл. 1*, а между производственными зданиями промышленных и сельскохозяйственных предприятий - по СНиП II-89-80 и СНиП II-97-76.

Минимальные расстояния от жилых, общественных и вспомогательных зданий I и II степеней огнестойкости до производственных зданий и гаражей I и II степеней огнестойкости следует принимать не менее 9 м, а до производственных зданий, имеющих покрытие с применением утеплителя из полимерных или горючих материалов, - 15 м.

Примечание: 1. Классификацию зданий по степени огнестойкости следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.01.02-85.

2. Расстоянием между зданиями и сооружениями считается расстояние в свету между наружными стенами или другими конструкциями. При наличии выступающих более чем на 1 м конструкций здании или сооружений, выполненных из горючих материалов, принимается расстояние между этими конструкциями.

Расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних земельных участках принимаются по табл. 1 с учетом примеч. 10.

В соответствии с Примечанием к п.2.12.: 1. В районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее, как правило, 6 м; а расстояние до сарая для скота и птицы - в соответствии с п. 2.19* настоящих норм. Хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м.

В судебном заседании установлено следующее.

Фазлуллиной Н.Г. принадлежат на праве собственности земельный участок площадью 472 кв.м. с кадастровым и жилой дом с инвентарным , расположенные по <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.6-7).

Смежный земельный участок площадью 877 кв.м. с кадастровым (л.д.47-48) и жилой дом с инвентарным по <адрес> принадлежат на праве собственности Скрипиной Е.М. (л.д.34-35).

Из пояснений истицы Фазлуллиной Н.Г. дела следует, что ответчицей на границе их земельных участков самовольно был возведен гараж, первый этаж которого состоит из кирпича, а второй - из досок. Данный гараж построен с нарушением норм противопожарной безопасности, поскольку расстояние между ним и жилым домом истицы составляет 1,15 м. Кроме того, частично данный гараж находится на ее земельном участке, так как при его возведении ответчица передвинула разделявший их участки забор. Также данное строение отсутствует в техническом паспорте домовладения.

Ответчица Скрипина Е.М. пояснила в судебном заседании, что расположенные на земельном участке Фазлуллиной Н.Г. хозяйственные постройки - деревянная кухня и веранда, возведенные последней самовольно, не соответствуют требованиям пожарной безопасности и создают угрозу для жизни и здоровья как самой ответчицы так и членов ее семьи, а также их имущества. Помимо этого, незаконно возведенная Фазлуллиной Н.Г. веранда расположена в непосредственной близости от ее дома, и частично располагается на ее земельном участке, что нарушает ее права как собственника этого земельного участка. Также на границе их с истицей участков последняя возвела гараж и баню. Указанные постройки отсутствуют в техническом паспорте домовладения.

Однако указанные обстоятельства опровергаются показаниями свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6, которые указали, что граница между участками и по <адрес> не менялась, забор разделяющий данные участки не передвигался. Скрипина Е.М. возвела на своем участке гараж около 20-30 лет назад, а недавно его расширила. Построенные на участке Файзуллиной Н.Г. хозяйственные постройки также возведены уже давно. После того как Файзуллина Н.Г. перекрыла крышу своего жилого дома, сток с крыши происходит на участок Скрипиной Е.М.

Из сообщения Отдела надзорной деятельности по ЗМР РТ УНД ГУ МЧС РФ следует, что индивидуальная жилая застройка по <адрес> не соответствует требованиям пожарной безопасности, поскольку расстояние от гаража, расположенного на соседнем участке по <адрес>, до жилого <адрес> составляют 1,15м., что противоречит требованиям п.1 ст.69 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (л.д.28). Данные обстоятельства подтверждаются фототаблицами (л.д.80-81).

Кроме того, из сообщения Зеленодольского отдела Роспотребнадзора РФ по РТ следует, что расстояния между постройками, расположенными на участках по вышеуказанным адресам не соответствуют требованиям СанПиН 2.2.1./2.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», согласно которым нормативный разрыв до фасадов жилых домов составляет 10 м. (л.д.29).

Судом установлено, что хозяйственные постройки, расположенные на обоих земельных участках и по <адрес>, возведены с нарушением строительных норм, не соответствуют требованиям пожарной безопасности и санитарным правилам и нормам, установленным действующим законодательством. Но доводы истицы и ответчицы о том, что хозяйственные постройки обеих находятся на границе земельных участков (или выходят за границы участков), своего подтверждения в ходе судебного заседания не нашли. План, составленный ООО «Азимут+» (л.д.70), суд не принимает в качестве доказательства факта нарушения границы, между земельными участками Фазлулиной Н.Г. и Скрипиной Е.М.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Сторонами не представлено доказательств того, что граница между их землепользованиями была нарушена по причине возведения обеими самовольных построек, а наличие установленных нарушений, допущенных при строительстве и истицей и ответчицей этих строений, не могут служить основанием для удовлетворения требования основного и встречного исков о сносе данных объектов недвижимости.

На основании изложенного и ст.ст.36,40 ЗК РФ, ст.ст. 304-305 ГК РФ, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СНиП 2.07.01-89* ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, утвержденными приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 269, постановлением Госстроя России от 25 августа 1993 г. № 18-32, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Фазлуллиной Н.Г. к Скрипиной Е.М. об устранении препятствий в пользовании жилым домом и земельным участком по <адрес> путем сноса кирпичного гаража с надстроенной деревянной мансардой, расположенной по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ул.Толстого, д.5, освобождении земельного участка и восстановлении границ согласно карте объекта землеустройства, отказать.

В удовлетворении встречных исковых требований Скрипиной Е.М. к Фазлуллиной Н.Г. об устранении препятствий в пользовании земельным участком и гаражом, расположенным по <адрес> путем сноса кухни, веранды, сарая, бани, расположенной по <адрес>, освобождении земельного участка и восстановлении границ согласно карте объекта землеустройства, отказать.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 08 сентября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через Зеленодольский городской суд РТ, начиная с 09 сентября 2011 года.

Судья: