по спорам, связанным с применением законодательства о ветеранах



Дело № 2-2770РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2011 года               г.Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Садыкова И.И.

при секретаре Чулковой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валиуллиной Р.Х. и Исполнительному комитету Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны,

установил:

Валиуллина Р.Х. обратилась в суд с иском к Исполкому Осиновского сельского поселения ЗМР РТ об обязании поставить ее на учет как вдову ветерана Великой Отечественной войны в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование иска Валиуллина Р.Х. указала, что он является вдовой ветерана Великой Отечественной войны и в силу Федерального закона «О ветеранах» имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, независимо от имущественного положения. Постановлением руководителя Исполкома города Осиновского сельского поселения ЗМР РТ №89 от 27 мая 2010 года ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что отсутствуют документы, подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. С указанным постановлением она не согласна, в связи с чем вынуждена обратиться в суд.

В судебном заседании представители истицы Баязитова М.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4) Дронова Т.А., действующая в соответствии с процессуальными полномочиями, предусмотренными ч.6 ст.53 ГПК РФ (л.д.57), на исковых требованиях настаивали, мотивируя тем, что истица является инвалидом II группы, лежачим больным, а также в соответствии со ст.5 ЗФ «О ветеранах» ей, как вдове участника Великой Отечественной войны, полагаются льготы, в том числе по улучшению жилищных условий, так как приходящаяся на нее жилая площадь меньше нормы жилой площади, установленной законом.

Представитель Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения ЗМ РТ Хайруллин М.Х., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28), исковые требования не признал, мотивируя тем, что имеющаяся у истицы жилплощадь превышает норму, установленную законом. Кроме того, истица намеренно ухудшила свои жилищные условия (ст.53 ЖК РФ), продав принадлежащий ей жилой дом в <адрес>. Из договора купли-продажи не усматривается в каком состоянии было указанное недвижимое имущество на момент продажи. Если бы истица предоставила справку, что дом находился в непригодном для проживания состоянии, то она могла бы обратиться в Исполком Апастовского района РТ по месту нахождения недвижимого имущества о предоставлении ей жилого помещения взамен старого.

Выслушав пояснения представителей сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения…

Согласно ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.21 Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения…

Статья 5 Закона РТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда РТ и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» гласит, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане:…не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

…членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. К таким заболеваниям относятся:

1. Активные формы туберкулеза всех органов и систем.

2. Психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.

3. Трахеостома, каловые, мочевые и влагалищные свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря, не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус, пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания.

4. Множественные поражения кожи с обильным отделяемым.

5. Проказа.

6. ВИЧ-инфекция у детей.

7. Отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок.

8. Органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов.

9. Состояние после трансплантации внутренних органов и костного мозга.

10. Тяжелые органические поражения почек, осложненные почечной недостаточностью II - III степени.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Валиуллина Р.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом II группы бессрочно (л.д.5). Согласно справке, выданной Васильевской районной больницей Зеленодольской ЦРБ ДД.ММ.ГГГГ, она состоит на диспансерном учете ... (л.д.43). Также Валиуллина Р.Х является вдовой участника Великой Отечественной войны (л.д.21), что дает право на льготы, установленные ст.21 ФЗ "О ветеранах".

Из материалов дела следует, что Валиуллина Р.Х. как член семьи нанимателя зарегистрирована и проживает в жилом помещении по <адрес>, помимо нее там зарегистрированы и проживают: Баязитов Р.З., его супруга Баязитова М.Н., сын Баязитов Р.Р., дочь Баязитова А.Р. (л.д.18), данная трехкомнатная квартира общей площадью 65,81 кв.м., в том числе жилой площадью -39,5 кв.м. принадлежит им на праве долевой собственности: Баязитову Р.З. - 1/4 доля в праве, Баязитовой М.Н. - 1/4 доля в праве, Баязитову Р.Р. - 1/4 доля в праве, Баязитовой А.Р. - 1/4 доля в праве (л.д.11-17).

Из пояснений представителей истицы следует, что по состоянию здоровья она лишена возможности передвигаться, постоянно находится в лежачем положении, рядом с кроватью располагается ведро, служащее ей отхожим местом, из-за чего в квартире постоянно стоит неприятный запах нечистот.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей ФИО1 и ФИО2, а также актом обследования жилищных условий Валиуллиной Р.Х, составленным комиссией Исполкома Осиновского сельского поселения ЗМР РТ (л.д.101).

В 2010 году Валиуллина Р.Х. обратилась в Исполнительный комитет Осиновского сельского поселения ЗМР РТ о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Постановлением Исполкома Осиновского сельского поселения ЗМР РТ №89 от 27 мая 2010 года отказано в постановке на учет в связи с отсутствием у Валиуллиной Р.Х. документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.6).

Согласно Постановления Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения ЗМР РТ №028 от 27 февраля 2010 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения в Осиновском сельском поселении ЗМР РТ» установлена учетная норма площади жилого помещения исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д.7-8).

Из свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что квартира по адресу<адрес>, где проживает и зарегистрирован истица имеет общую площадь 65,81 кв.м., а жилую 39,5 кв.м.

Таким образом, на каждого члена семьи приходится по 13,162 кв.м. (65,81 кв.м. /5 ), что превышает установленную законодательством учетную норму площади жилого помещения, приходящуюся на одного члена семьи -12 кв.м..

Из материалов дела следует, что Валиуллиной Р.Х. принадлежал жилой дом 1964 года постройки по <адрес>, где она проживала с 1988 года. Согласно справки руководителя Исполкома Шамбулыхчинского сельского поселения <адрес> РТ указанный жилой дом изношен (течет кровля, в стенах трещины), удобств не имеется - канализация отсутствует, печное отопление, колонка расположена на расстоянии 300 м. от дома, по состоянию здоровья Валиуллина Р.Х. не могла обходится без постороннего ухода и проживать одна, поскольку она не может передвигаться (л.д.104).

Согласно договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный жилой дом был продан истицей Новикову В.В. (л.д.92-94).

Указанные обстоятельства подтверждаются также показаниями свидетелей ФИО3 и ФИО4

Доводы представителей истицы о том, что она не имеет в собственности жилья, по своему статусу, как вдова ветерана Великой Отечественной войны, и по состоянию здоровья нуждается в улучшении жилищных условий суд не может приять как основание для удовлетворения исковых требований, поскольку Валиуллина Р.Х. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по <адрес>, в качестве члена семьи нанимателя данного жилого помещения и имеет право пользования данным жилым помещением. В данном жилом помещении на нее приходится 13,162 кв.м., тогда как действующим законодательством установлена учетная норма площади жилого помещения, дающая право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, - не более 12 кв.м.

Кроме того, имеющиеся у истицы заболевания (л.д.43) не входят в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, прав на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817.

С учетом вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Валиуллиной Р.Х. к Исполкому Осиновского сельского поселения ЗМР РТ об обязании осуществить постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны.

На основании ст.ст.51-52 ЖК РФ, ФЗ «О ветеранах», Закона РТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда РТ и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», руководствуясь ст.ст.55-57,194-199,254-258 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Валиуллиной Р.Х. к Исполнительному комитету Осиновского сельского поселения ЗМР РТ об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий, отказать.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 16 августа 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через Зеленодольский городской суд РТ, начиная с 17 августа 2011 года.

Судья: