об обязании включить в список в качестве нуждающегося в улучшении жилья



                                                                  Дело № 2-2978/2011

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2011 года                                                                   г.Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Садыкова И.И.

при секретаре Чулковой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Зеленодольского городского прокурора РТ, действующего в интересах С. к Исполнительному комитету муниципального образования «город Зеленодольск» Зеленодольского муниципального района РТ о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения по Зеленодольскому муниципальному району на 2012 год, о признании права на получение сертификата для обеспечения жильем,

установил:

Зеленодольский городской прокурор РТ, действующий в интересах С. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования «город Зеленодольск» Зеленодольского муниципального района РТ о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения по Зеленодольскому муниципальному району на 2012 год, о признании права на получение сертификата для обеспечения жильем.

В обоснование иска указано, что С. имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, до настоящего времени проживал и проживает в специализированных учреждениях для детей-сирот и инвалидов. Он адекватен, трудолюбив, психических отклонений не имеет. Однако, поскольку он не имеет жилья, то вынужден постоянно проживать в Зеленодольском психоневрологическом интернате и находится на полном государственном обеспечении. Поскольку в соответствии с действующим законодательством он имеет право на внеочередное обеспечение жильем, но Исполнительным комитетом г.Зеленодольск ему было отказано в этом, поэтому он вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании представитель истца - помощник Зеленодольского городского прокурора РТ Кадыров Х.Р., на исковых требованиях настаивал.

Истец С. и его представитель Перфильев В.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ иск поддержали.

Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования «город Зеленодольск» Зеленодольского муниципального района РТ Нургалеева Э.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ иск не признала, мотивируя тем, что С. обратился с требованием о предоставлении ему жилого помещения внеочередном порядке после достижения им 23 лет.

Представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> Мухамадиева Ф.М., действующая на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании с иском не согласилась.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

С. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 13). Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ С. отказалась от ребенка родившегося в родильном <адрес> (л.д.6). Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление ЗАГС при Исполнительном комитете МО <адрес> выслать справку формы № 25 о том, что сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери не представляется возможным, так как ребенок брошенный и сведений о матери нет. Регистрация рождения С. произведена по заявлению Сергеевой Р.Д., медсестры детской поликлиники <адрес> (л.д.59).

С 1987 года по 1991 год С. обучался и воспитывался в ... коррекционной школе интернат. С 1991 года по 1997 год проживал в ... детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (л.д.62).

С 24 апреля 2003 года переведен из ... дома-престарелых в АУСО «Зеленодольский психоневрологический интернат» МТЗСЗ РТ, где проживает по настоящее время, находится на полном государственном обеспечении (л.д.7,10).

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичное положение содержится в части 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, а также содержалось в действовавшей до 01.03.2005 г. ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст.1 Закона, где даны понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», положения Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ распространяются на указанные категории граждан до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализовано только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Данной правовой позиции также придерживается Президиум Верховного Суда РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2006 г. («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007 г., № 1).

Установлено, что С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании постановления руководителя Исполнительного комитета г.Зеленодольск от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). Кроме того, в 2011 году обращался в органы исполнительной власти и местного самоуправления с просьбой о внеочередном предоставлении жилья. Письмом главы Зеленодольского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ С. отказано во внеочередном предоставлении жилья в связи с подачей им заявления после достижения 23 лет (л.д.9).

Доказательств обращения С. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения им двадцатитрехлетнего возраста, суду истцом не представлено, а представитель ответчика данное обстоятельство отрицал.

Также не представлено и доказательств невозможности такого обращения по уважительным причинам (наличие тяжелого заболевания, ввиду необходимости ухода за тяжелобольными членами семьи, и тому подобное).

При этом в соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Вопреки доводам представителя истца, безграмотность С. не является уважительной причиной отсутствия до 2003 года обращения в компетентные органы о предоставлении жилья.

Суд также отклоняет довод представителя истца о том, что С. должны были поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий без его заявления, поскольку он противоречит действовавшим до 1.03.2005 г. ст.30,31 Жилищного кодекса РСФСР, пункту 12 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 г. № 335, а также действующей в настоящее время ч. 3 ст.52 Жилищного кодекса РФ.

Также не подлежат удовлетворению требования о признании за С. права на получение сертификата для обеспечения жильем.

Согласно п.1 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.05.2008 г. № 326 настоящие Правила устанавливают порядок выдачи и реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.

Сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств бюджета Республики Татарстан субсидий для приобретения жилого помещения (далее - субсидия).

Поскольку С., достигнув возраста 31 года, перестал подпадать под категорию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то право на получение жилищной субсидии он утратил.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

Кроме того, С. являясь инвалидом 2 группы, вправе реализовать свое право на жилье по категории «инвалиды» в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

На основании изложенного и, Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.05.2008 г. № 326, ст.52 ЖК РФ, руководствуясь ст.ст.56, 194-199, 209, 264-268 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Зеленодольского городского прокурора РТ, действующего в интересах С. к Исполнительному комитету муниципального образования «город Зеленодольск» Зеленодольского муниципального района РТ о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения по Зеленодольскому муниципальному району на 2012 год, о признании права на получение сертификата для обеспечения жильем, отказать.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 21 сентября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через Зеленодольский городской суд РТ, начиная с 22 сентября 2011 года.

Судья: