по спорам, связанным с наследованием имущества



                                               Дело №2-3453/2011

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2011 года                   г.Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Садыкова И.И.

при секретаре Низамутдиновой М.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В. к Д., К., У. о признании права общей долевой собственности на пристрой, права собственности на 6/18 доли в праве на жилой дом и 3/12 доли в праве собственности на земельный участок в порядке наследования,

установил:

В. обратился в суд с иском к Д., К., У. о признании права за ним и М., умершей ДД.ММ.ГГГГ, права общей долевой собственности по 1/2 доле за каждым на пристрой под лит.А1 к жилому дому с инвентарным с кадастровым площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) 58,5 кв.м., в том числе общей площадью жилого помещения 50,3 кв.м., жилой - 31,2 кв.м., и на земельный участок с кадастровым площадью 809 кв.м., расположенные по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, пгт. Васильево, <адрес>; признании за ним право собственности на 6/18 долейв праве собственности на жилой дом и права собственности на 3/12 доли земельного участка по вышеуказанному адресу.

В обосновании иска В. указал, что 09 июня 2010 года умерла его мать М., после смерти которой открылось наследство в виде 1/2 доли жилого дома и 1/2 доли в праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок по вышеуказанному адресу. Принадлежащую М. 1/2 долю в праве собственности на жилой дом она завещала истцу, а принадлежащая ей 1/2 доля земельного участка наследуется по закону истцом и ответчиками в равных долях. В связи с возведением пристроя под лит.А1 к жилому дому общая и жилая площади дома изменились, однако право собственности на жилой дом с учетом вновь возведенной постройки зарегистрировано при жизни М. не было, что в настоящее время препятствует истцу в оформлении наследственных прав на ее имущество.

В судебном заседании представитель истца Л., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6), на требованиях настаивал, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.

Ответчицы Д., К., У. в судебном заседании исковые требования не признали.

Третье лицо - Исполком пгт. Васильево ЗМР РТ своего представителя в судебное заседание не направил, извещен, своих возражений по делу не представил.

Представитель третьего лица - Т, Р., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования поддержала.

В судебном заседании третье лицо - Х, исковые требования поддержала.

Выслушав пояснения представителя истца, ответчиков, третьего лица, представителя третьего лица, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

В силу ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В судебном заседании установлено, что А принадлежал на основании договора на предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности жилой дом <адрес> (л.д.35).

После смерти А наследникам супруге М. и сыну В. в равных долях на указанное недвижимое имущество было выдано свидетельство о праве на наследство по закону (л.д.35).

В соответствии с Решением Васильевского поселкового Совета местного самоуправления Зеленодольского района РТ №271 от 30 ноября 1998 года М. и В. в долевую собственность был передан земельный участок под вышеуказанным домовладением (л.д.20).

В связи с присвоением новых почтовых адресов в пгт.Васильево в Решение №271 от 30 ноября 1998 года были внесены изменения - вышеуказанному жилому дому был присвоен <адрес> (л.д.32-33).

14 октября 2002 года земельной участок по данному адресу был поставлен на государственный кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый (л.д.30-31).

Из пояснений представителя истца и материалов дела следует, что в соответствии с проектом газоснабжения, составленным по заказу В. проектной конторой «Татжилремпроект» МЖКХ ТАССР 1984 года, вышеуказанный жилой дом был газифицирован (л.д.90-95). В 1986 году к данному жилому дому был возведен пристрой под лит.А1, в связи с чем общая и жилая площади дома изменились: общая увеличилась на 8,6 кв.м., а жилая на 6,8 кв.м. (л.д.33). М. и В. совместно владели и пользовались указанным домом и земельным участком как собственным, несли расходы по их содержанию, что подтверждается страховыми свидетельствами и полисами и оплаченными квитанциями, квитанциями об оплате земельного налога, налога на имущество (л.д.96-139).

09 июня 2010 года М. умерла (л.д.68).

Постоянно по день смерти она проживала по <адрес>. Совместно с ней проживал и продолжает проживать сын В. (л.д.34).

При жизни М. принадлежащую ей 1/2 долю указанного выше домовладения завещала сыну В., что подтверждается завещанием от 27 августа 1980 года. На сегодняшний день данное завещание отменено или изменено не было (л.д.8).

К имуществу умершей нотариусом Зеленодольского нотариального округа Фаттаховой Н.М. было заведено наследственное дело №186/2010. К нотариусу с заявлением о принятии наследства обратились дети наследодателя: сын В., дочь К., дочь У., дочь Д. (л.д.69-78). Дочь наследодателя Х и сын Т от причитающихся им долей в наследственном имуществе умершей М. отказались в пользу брата В. (л.д.80-83).

Как пояснили в судебном заседании ответчицы К., У. и Д. строительством спорного жилого дома <адрес> занимался только их отец А После его смерти никакого строительства на земельном участке по вышеуказанному адресу не велось. Проведение газа в дом они оплачивали на свои средства в долг. Истец никогда домом и участком не занимался, денежные средства на страхование имущества всегда давала их мать М. Обрабатывают земельный участок, следят за домом они и их мужья. Истец хозяйством не занимается, употребляет спиртные напитки, пускает проживать в дом посторонних людей.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей свидетель 1, свидетель 2 - внучки М., подтвердили доводы ответчиц, но когда проводилась газификация дома, велось ли строительство на земельном участке пояснить затруднились.

свидетель 3 и свидетель 4 - соседи истца, допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей пояснили, что газификация проходила комплексно по всей <адрес>, газ проводили в каждый дом бесплатно работники обслуживающей организации. Кроме того, свидетель 4 пояснил, что работал с истцом вместе на лесокомбинате, и оба, по-соседски, безвозмездно помогали друг другу по строительству. Он лично помогал истцу возводить на его участке летнюю кухню, помогал при проведении газа в дом.

Таким образом, судом установлено, что М. и В. на праве общей долевой собственности принадлежал земельный участок и жилой дом по <адрес>, которым они совместно владели и пользовались, несли расходы по содержанию принадлежащего им недвижимого имущества.

Доводы ответчиц о том, что строительство на вышеуказанном земельном участке с 1975 года после смерти А никем не велось опровергается материалами дела, поскольку по результатам технической инвентаризации в 1986 году к жилому дому был возведен пристрой под лит.А1, в связи с чем общая площадь домовладения изменилась на 8,6 кв.м., а жилая -на 6,8 кв.м. Данное обстоятельство подтверждается показаниями свидетеля свидетель 4, который сам принимал участие в строительстве данного пристроя. Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, поскольку он является лицом, не заинтересованным в исходе дела.

Однако в силу ст.8 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" Правила об обязательной доле в наследстве, установленные частью третьей Кодекса, применяются к завещаниям, совершенным после 1 марта 2002 года.

Таким образом, поскольку завещание в пользу В. было составлено М. в 1980 году, следовательно, к порождаемым им правоотношениям применяются правила, установленные разделом VII Наследственное право ГК РСФСР 1964 года, в частности правила об обязательной доле в наследстве, которые были закреплены ст. 535 ГК РСФСР, а именно: несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные), а также нетрудоспособные супруг, родители (усыновители) и иждивенцы умершего наследуют, независимо от содержания завещания, не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля). При определении размера обязательной доли учитывается и стоимость наследственного имущества, состоящего из предметов обычной домашней обстановки и обихода.

Поскольку М. принадлежала 1/2 доля в праве собственности на жилой дом по <адрес>, то обязательная доля каждого из шестерых наследников составит: 1/2 : 6 х 2/3= 1/18. Ответчикам принадлежит право на обязательную долю в наследстве: 3 х 1/18 = 3/18. Таким образом, доля истца в наследственном имуществе на жилой дом составляет 1/2 - 3/18 = 6/18.

В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В связи с тем, что принадлежащая М. 1/2 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок по <адрес>, ею никому завещана не была, то она переходит к истцу и ответчикам на основании наследования по закону: 3/12 доли В. (в пользу которого отказались от наследства Т и Х), и по 1/12 доли каждой - К., У. и Д.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования В. подлежащими удовлетворению.

На основании ст.ст.218, 1111,1142, 1149 ГК РФ, ст.8 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования В. удовлетворить.

Признать за В. и за М., умершей 09 июня 2010 года право общей долевой собственности по 1/2 доле за каждым: на пристрой под литерой А1 к жилому дому с инвентарным с кадастровым площадью всех частей здания 58,5 кв.м., в том числе общей площадью жилого помещения 50,3 кв.м., жилой площадью 31,2 кв.м. и на земельный участок с кадастровым площадью 809 кв.м. по <адрес>.

Признать за В. право собственности на 6/18 долей в праве собственности на жилой дом с инвентарным с кадастровым площадью всех частей здания 58,5 кв.м., в том числе общей площадью жилого помещения 50,3 кв.м., жилой площадью 31,2 кв.м. и право собственности на 3/12 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым площадью 809 кв.м. по <адрес>, в порядке наследования после смерти М., умершей 09 июня 2010 года.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 26 сентября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через Зеленодольский городской суд РТ, начиная с 27 сентября 2011 года.

Судья: