Дело №2-4443
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2011 года г.Зеленодольск
Зеленодольский городской суд республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Калачевой О.А.
при секретаре Сергеевой Г.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Московкина Ю.С., Московкиной В.Н., Васюниной И.Ю. к Московкину Д.Ю., Исполнительному комитету муниципального образования г.Зеленодольска Республики Татарстан о признании недействительным договора передачи жилого помещения в собственность граждан, государственной регистрации права общей долевой собственности, передаче квартиры в муниципальную собственность,
установил:
Московкин Ю.С., Московкина В.Н., Васюнина И.Ю. обратились в суд с иском к Московкину Д.Ю., Исполнительному комитету г.Зеленодольска о признании недействительным договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № по адресу: <адрес>, и зарегистрированного права общей долевой собственности за Московкиным Ю.С., Московкиной В.Н., Московкиным Д.Ю., на указанную квартиру в УФСГРКиК по РТ ДД.ММ.ГГГГ, №, №, №; передаче квартиры по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность муниципального образования Город Зеленодольск Республики Татарстан, на том основании, что сделка была совершена под влиянием заблуждения и с нарушением права Васюниной И.Ю., которая фактически проживала в спорной квартире на момент совершения сделки, на участие в приватизации квартиры. При совершении сделки стороны не были предупреждены о праве каждого собственника отдельно распоряжаться своей долей в квартире.
В судебном заседании истцы Московкин Ю.С., Московкина В.Н., их представитель Трушникова О.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Васюнина И.Ю. настаивали на своих требованиях, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.
Московкин Д.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, из представленных возражений на исковое заявление следует, что с момента приватизации прошло более трех лет, поэтому к требованиям необходимо применить срок исковой давности. Кроме того, возможность продажи им или другим сособственником доли в квартире – это обычная сделка с жильем и отрицать возможность ее совершения – это не заблуждение относительно природы сделки, а незнание гражданского законодательства (л.д.18).
Исполком г.Зеленодольска в судебное заседание своего представителя не направил, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, против удовлетворения исковых требований не возражает (л.д.27,28).
Представитель третьего лица Управления Росреестра по РТ Фахритдинова И.Р., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21), оставила решение на усмотрение суда.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
2. Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Статья 167 ГК РФ предусматривает, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
2. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
3. Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.
Согласно ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
На основании статьи 178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.
Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения.
2. Если сделка признана недействительной как совершенная под влиянием заблуждения, соответственно применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 167 настоящего Кодекса.
Кроме того, сторона, по иску которой сделка признана недействительной, вправе требовать от другой стороны возмещения причиненного ей реального ущерба, если докажет, что заблуждение возникло по вине другой стороны. Если это не доказано, сторона, по иску которой сделка признана недействительной, обязана возместить другой стороне по ее требованию причиненный ей реальный ущерб, даже если заблуждение возникло по обстоятельствам, не зависящим от заблуждавшейся стороны.
В соответствии со ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
2. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу п.7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан, право на приватизацию жилых помещений имеют все граждане, постоянно прописанные в нем …
В соответствии с п. 8 Инструкции о порядке приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан, с момента вступления в силу Закона Республики Татарстан «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» граждане, проживающие в жилых помещениях, подлежащих приватизации, имеют право обратиться с заявлением в пункт приема граждан (при ЖЭО, поселковых (сельских) Советах) для оформления и получения документов по приватизации жилья. Заявитель - квартиросъемщик должен иметь при себе следующие документы: заявление о приватизации жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи; ордер на занимаемое жилое помещение или иной документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением; паспорт; свидетельство о рождении на несовершеннолетних членов семьи нанимателя; документ, подтверждающий отсутствие задолженности по квартплате и плате за коммунальные услуги на момент приватизации; документ об оплате комиссионного сбора… если заявление принимаются хозрасчетным центром, необходимо представить также: копии ордера и финансово-лицевого счета, заверенные ЖЭО; справку (форма N 8), заверенную ЖЭО, о составе членов семьи.
В соответствии со ст.51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями.
Согласно ст.53 ЖК РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Если граждане, указанные в части второй настоящей статьи, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в занимаемом жилом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи.
В соответствии со ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В силу ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Московкину Ю.С. была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, и членам его семьи супруге Московкиной В.Н.., дочери Московкиной И.Ю., сыну Московкину Д.Ю., что подтверждается ордером от ДД.ММ.ГГГГ Согласно справке с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ все члены семьи были зарегистрированы и проживали в данной квартире (л.д.9).
Из пояснений сторон и материалов дела следует, что в связи с заключением брака и рождением ребенка Васюнина (в девичестве Московкина) И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ была снята с регистрационного учета по вышеуказанному адресу и зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.8). Со слов истцов Васюнина И.Ю. фактически проживала в квартире по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Чухловой Е.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом Зеленодольского нотариального округа РТ Соколовой Е.В., реестровый №, от имени уполномоченного органа РТ – Министерства земельных и имущественных отношений РТ и Московкиным Ю.С., Московкиной В.Н., Московкиным Д.Ю. был заключен договор № передачи жилого помещения по адресу: <адрес>, в общую долевую собственность (л.д.11). Право общей долевой собственности Московкина Ю.С., Московкиной В.Н. Московкина Д.Ю. было зарегистрировано в УФРС по РТ ДД.ММ.ГГГГ, №, №, № (л.д.10).
Таким образом, судом установлено, что истцам Московкину Ю.С., Московкиной В.Н. и ответчику Московкину Д.Ю. принадлежит на праве долевой собственности квартира по адресу: <адрес>, на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ №. Истица Васюнина И.Ю. участия в приватизации не принимала, поскольку на момент заключения договора передачи жилого помещения в собственность граждан была зарегистрирована по другому адресу: <адрес>.
Суд считает неподлежащими удовлетворению исковые требования Московкиных Ю.С., В.Н., Васюниной И.Ю. по следующим основаниям.
Как установлено судом, истцы не представили доказательств наличия заблуждения относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению.
В данном случае истцы пояснили, что не заключили бы договор, если бы знали о праве каждого собственника распоряжаться отдельно от других собственников своей долей жилого помещения. Данное обстоятельство не может являться заблуждением относительно природы сделки. Из текста договора (л.д.11) видно, что «покупатели» получили спорную квартиру в общую долевую собственность. Права собственника предусмотрены статьей 209 ГК РФ, с содержанием которой Московкины Ю.С., В.Н. имели возможность ознакомиться.
Кроме того, истцами пропущен срок исковой давности – 1 год, предусмотренный статьей 181 ч.2 ГК РФ для предъявления требований о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности.
Начало течения срока следует исчислять со дня совершения сделки, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Исковые требования о признании недействительным договора № передачи жилого помещения в собственность граждан ДД.ММ.ГГГГ, о признании недействительной государственной регистрации права общей долевой собственности за Московкиными Ю.С., В.Н., Д.Ю. на спорную квартиру, о передаче квартиры в муниципальную собственность г.Зеленодольска РТ, на том основании, что данным договором нарушены права Васюниной И.Ю., не участвовавшей в приватизации, хотя и проживающей фактически в спорной квартире также не подлежат удовлетворению.
Как установлено судом из объяснений сторон, Васюнина И.Ю. не была зарегистрирована «по месту жительства» в спорной квартире на дату приватизации – ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, она не считала данную квартиру своим местом жительства. Каких-либо доказательств того, что Васюнина И.Ю. была снята с регистрации помимо своей воли, суду не предоставлено.
Кроме того, ею также пропущен срок исковой давности – 3 года, установленный для предъявления требований о применении последствий недействительности ничтожной сделки, предусмотренный ст.181 ч.1 ГК РФ.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Васюнина И.Ю. поясняла, что знала о приватизации спорной квартиры родителями ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3). Таким образом, установлено, что срок исковой давности истек ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах в иске должно быть отказано.
На основании ст.ст.168,178,181 ГК РФ, Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Инструкции о порядке приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан от 22 марта 1994 года № 121, ст.ст.51,53 ЖК РСФСР, ст.ст.60,69 ЖК РФ и руководствуясь ст.ст.12,56,194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Московкина Ю.С., Московкиной В.Н., Васюниной И.Ю. к Московкину Д.Ю., Муниципальному образованию Исполнительный комитет г.Зеленодольска РТ о признании недействительным договора передачи жилого помещения в собственность граждан, зарегистрированного права собственности, передаче квартиры <адрес> в муниципальную собственность, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней через Зеленодольский городской суд РТ.
Судья: