о сносе самовольных построек



        Дело №2-3448/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2011г.                                                                      г. Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд РТ в составе:

председательствующего судьи Фризиной С.В.

при секретаре Беловой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ, Исполнительного комитета г.Зеленодольска РТ к Соловьеву А.В. о признании самовольными постройками жилого дома и гаража и об их сносе,

УСТАНОВИЛ:

        Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ, Исполнительный комитет г.Зеленодольска РТ обратились в Зеленодольский горсуд РТ с иском к Соловьеву А.В. о признании самовольными постройками жилого дома и гаража, расположенных по адресу <адрес>, на земельном участке с кадастровым площадью ...., и об их сносе, мотивируя тем, что ответчик без оформления разрешения на строительство возвел на своем земельном участке данные объекты недвижимости, которые, следовательно, являются самовольными, что посягает на интересы истцов. Ответчик не приобретает право собственности на самовольно возведенные объекты недвижимости.

       В судебное заседание явились представитель истцов и 3-его лица - МБУ «Департамент архитектуры и градостроительства г.Зеленодольска» Гаврилов А.М. и ответчик Соловьев А.В.

       Представитель истцов на исковых требованиях настаивал, пояснил следующее. При строительстве жилого дома и гаража ответчиком были существенно нарушены градостроительные и строительные нормы и правила, так, ответчиком не выдержано расстояние 5 метров от фасада дома и гаража до установленных красных линий. Данное нарушение является грубым, поскольку также создает угрозу жизни и здоровья граждан, порчи частного и муниципального имущества в результате возможности падения с крыши и фасада строений снега и прочее. Между спорными объектами и строениями на соседних земельных участках не выдержано необходимое расстояние - 12 метров - что не отвечает требованиям пожарной безопасности. Также заявил ходатайство о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы для определения того, соответствуют ли объекты недвижимости градостроительным и строительным нормам, требованиям противопожарной безопасности, санитарных норм и правил.

       Ответчик исковые требования не признал, в ходе судебного разбирательства пояснял, что является собственником земельного участка, разрешенным использованием которого является индивидуальное жилищное строительство. Как собственник земельного участка он имеет право возводить на своем участке здания и сооружения, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка, с соблюдением требований градостроительных регламентов. По договору купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ он купил участок и спорный дом, осуществил государственную регистрацию права. На месте старого дома в начале лета ДД.ММ.ГГГГ. начал строительство нового, по тем же границам. В отношении его земельного участка градостроительный регламент не установлен, что указано в градостроительном плане, утвержденном постановлением руководителя Исполкома г.Зеленодольска. Доказательств того, что им нарушены какие-либо нормы и требования, истцами суду не представлено. Гараж он не строил, он был построен ... назад. Считает, что Исполком ЗМР не является надлежащим истцом по делу, т.к. жилой дом и гараж находятся в границах <адрес>.

      Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из ст. 263 ГК РФ следует, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.

В силу п.2 ч.1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право:

возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно п.п. 8, 9, 11 ст.1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства;

красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Как следует из подп. 3 ч. 3 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:

утверждение правил землепользования и застройки городских округов;

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из ч.ч. 1, 3 ст. 23 ГрК РФ следует, что подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.

Генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно ч.1 ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Как следует из ч. 2 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

Из ч.1 ст.36 Грк РФ следует, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В силу ч. ч.1, 2 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч.5 ст. 51 ГрК РФ Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции:

1) объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в границах особой экономической зоны, - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление особыми экономическими зонами;

2) объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых), - федеральным органом управления государственным фондом недр;

3) объекта использования атомной энергии - уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

4) гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов авиационной инфраструктуры, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, объектов обороны и безопасности, объектов космической инфраструктуры, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

5) объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, - исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

6) объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Как следует из ч.ч. 13, 14 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Согласно п.п. 1, 2 ч.17 ст. 51 ГрК РФ Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)

строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

     Судом установлено, что Соловьев А.В. купил земельный участок площадью .... с кадастровым и жилой дом по адресу <адрес>, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями дел правоустанавливающих документов на земельный участок и жилой дом, свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4, 15-97). Согласно договору купли-продажи земельного участка и жилого дома и свидетельству о государственной регистрации права, разрешенное использование земельного участка - индивидуальное жилищное строительство (л.д.4, 48). Согласно техническому паспорту жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, в состав домовладения входит также гараж (л.д.69-75).

     Ответчик первоначально обратился в МАУ «Департамент архитектуры» для оформления документов для строительства нового дома на месте старого. ДД.ММ.ГГГГ постановлением руководителя Исполкома г.Зеленодольска был утвержден градостроительный план земельного участка, принадлежащего Соловьеву А.В. ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Исполком г.Зеленодольска для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ Исполкомом г.Зеленодольска Соловьеву А.В. было направлено уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома со ссылкой на часть 13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.         

    Ответчик пояснил в судебном заседании, что не смог обжаловать отказ Исполкома г.Зеленодольска в выдаче разрешения на строительство ввиду того, что уведомление и исковое заявление Исполкома ЗМР он получил почти одновременно, т.к. Исполком ЗМР обратился с иском в суд ДД.ММ.ГГГГ, после чего ДД.ММ.ГГГГ было составлено уведомление в его адрес.

    Исследовав и оценив доказательства по делу, суд считает требования истцов не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В градостроительном плане земельного участка, утвержденном руководителем Исполкома города, указано, что градостроительный регламент земельного участка не установлен (п.2) (л.д.107). Также в градостроительном плане земельного участка на схеме участка, согласованной с директором МАУ «Департамент архитектуры» Ханзафаровым И.Н. указано, что красные линии не разрабатывались (л.д.111). То, что красные линии не разработаны и проект данной территории не утвержден, Ханзафаров И.Н. подтвердил также в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ (л.д.126). Также он подтвердил пояснения ответчика о том, что новый дом построен Соловьевым А.В. в границах старого, что получения разрешения на строительство гаража не требуется.

      В связи с этим доводы представителя ответчиков Гаврилова А.М. в судебном заседании о том, что ответчиком не выдержано расстояние ... от фасада дома и гаража до установленных красных линий, является необоснованным, т.к. судом установлено, что красные линии в городе не установлены. Представленная истцами выкопировка с планшетов градостроительного плана ДД.ММ.ГГГГ не может служить надлежащим доказательством существования красных линий в настоящее время, т.к. градостроительный план изменялся после ДД.ММ.ГГГГ как пояснил представитель истцов. Кроме того, истцами не представлено никаких письменных доказательств того, что отступ от фасада жилого дома и гаража ответчика до якобы существующих красных линий составляет .... Как пояснил ответчик, первоначально на схеме планировочной организации его земельного участка было указан отступ в ..., а затем в судебном заседании Ханзафаровым И.Н. была представлена схема, на которой дописано, что отступ должен быть ... (л.д.140). Он с данной схемой не согласен, т.к. ее не видел, дописано ... без его участия.

    Истцы неоднократно просили отложить судебное заседание для того, чтобы получить ответы на запросы в противопожарную службу, службу санитарно-эпидемиологического надзора для получения заключений, имеются ли нарушения каких-либо норм при строительстве дома ответчиком. Однако, истцами не представлено суду ни направленных ими запросов, ни полученных ответов на них. Письмо начальника ОНД по ЗМР УНД МЧС России по РТ в адрес руководителя Исполкома ЗМР от ДД.ММ.ГГГГ, в ответ на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ, представлено суду ответчиком, а не Исполкомом ЗМР. В данном письме указано, что проведенной проверкой установлено, что противопожарные расстояния между строящимся жилым домом ответчика и жилыми домами на соседних участках соответствуют требованиям пожарной безопасности (л.д.128). В письме также указано, что не соответствует требованиям пожарной безопасности расстояние между хозяйственными постройками на земельных участках , но это не относится к предмету спора.

     Каких-либо других доказательств того, что ответчик нарушил какие-либо нормы и требования, истцами суду не представлено.

      Ходатайство истцов о проведении строительно-технической экспертизы судом было отклонено, т.к. назначение и проведение экспертизы по делу является правом, а не обязанностью суда. В данном случае каких-либо оснований для назначения подобной экспертизы у суда не имеется. Одним из вопросов, предложенных поставить перед экспертами, является - соблюден ли отступ от красной линии, установленной согласно выкопировке с планшетов ДД.ММ.ГГГГ.? Ответ на данный вопрос невозможно получить, т.к. красные линии не установлены. Заявленное истцами ходатайство о проведении экспертизы суд расценивает как затягивание рассмотрения дела истцами.

    Ответчик, в соответствии со ст.263 ГК РФ, как собственник земельного участка, имеет право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем земельном участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Поэтому суд считает обоснованным довод Соловьева А.В. о том, что мог и не обращаться в Исполком города за получением разрешения на строительство. Но обратился с данным заявлением, и ему Исполкомом города было отказано в его получении на основании ч.13 ст.51 ГрК РФ. Данный отказ в получении разрешения на строительство жилого дома Соловьевым А.В. суд считает незаконным, т.к. Исполком города не указал причины, по которым ответчику было отказано в выдаче разрешения, а ограничился лишь указанием на ч.13 ст.51 ГрК РФ, в которой указано, что уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, указанных в частях 7 и 9 данной статьи, или при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Однако, в исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства истцами приводились доводы о том, что ответчиком нарушены градостроительные и строительные нормы, санитарно-эпидемиологические и противопожарные требования, но не было указано на то, что ответчик не представил какие-либо документы для оформления разрешения на строительство. Кроме того, Исполком ЗМР первоначально обратился с иском в суд к Соловьеву А.В. о сносе самовольных построек, и только после этого Исполкомом города Соловьеву А.В. было направлено уведомление об отказе в получении разрешения, чем нарушено его право на обжалование отказа в суд, в соответствии с ч.14 ст.51 ГрК РФ.

    Отсутствие разрешения на строительство само по себе не является основанием для признания постройки самовольной в данном случае, т.к. ответчик принимал меры к получению разрешения, но ему неправомерно было в этом отказано. Разрешения на строительство гаража в соответствии с п.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ не требуется. Гараж Соловьев А.В. не строил, он уже был в составе приобретенного им домовладения. Наличие каких-либо нарушений при его строительстве истцами также не доказано.

     Таким образом, судом не установлено, что Соловьевым А.В. были допущены существенные нарушения градостроительных и строительных правил и норм, что спорные постройки создают угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому в исковых требованиях истцам следует отказать.                   

    Довод ответчика о том, что Исполком ЗМР не является надлежащим истцом по делу, т.к. жилой дом ответчика расположен в границах МО «г.Зеленодольск», является необоснованным, т.к. между МО «Зеленодольский муниципальный район» в лице Исполкома ЗМР и МО поселений ЗМР ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о взаимодействии, в котором указано, что основными целями взаимодействия являются совместное проведение единой политики в решении вопросов по реализации полномочий в сфере градостроительства, землепользования и застройки территорий поселений ЗМР; исполнительные комитеты поселений ЗМР делегируют, а Исполком ЗМР принимает и обеспечивает реализацию следующих полномочий: осуществление контроля за ходом и качеством строительно-монтажных работ, соблюдением градостроительных норм и правил, обращение в защиту интересов поселений в судебные органы (л.д.113,114).      

     На основании изложенного и ст. 263 ГК РФ, п.2, ч.1 ст. 40 ЗК РФ, ст. ст. 1, 8, 18, 23, 24, 30, 36, 51 ГрК РФ и руководствуясь ст.ст.6, 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ, Исполнительному комитету г.Зеленодольска РТ в удовлетворении исковых требований к Соловьеву А.В. о признании самовольными постройками жилого дома и гаража, расположенных на земельном участке с кадастровым по адресу <адрес> и об их сносе.

С мотивированным решением суда стороны могут ознакомиться 08 ноября 2011г.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в кассационном порядке в течение 10 дней, начиная с 09.11.2011г., через Зеленодольский горсуд РТ.

Судья: