Дело № 2-4933
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2011 года г. Зеленодольск
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Калачевой О.А.
при секретаре Сергеевой Г.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Латыповой Г.Я. к Исполнительному комитету ... муниципального района Республики Татарстан, Муниципальному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений ... муниципального района Республики Татарстан» о предоставлении земельного участка в аренду, обязании заключения договора аренды земельного участка,
установил:
Латыпова Г.Я. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету ... муниципального района РТ (далее по тексту Исполком ЗМР РТ), МУ «Палата земельных и имущественных отношений ... муниципального района РТ» (далее по тексту- МУ «ПИиЗО ЗМР РТ») об обязании Исполкома ЗМР РТ предоставить в аренду сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером №, площадью ....м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, путем вынесения руководителем Исполкома ЗМР постановления и обязании МУ «ПИиЗО ЗМР РТ» подготовить и заключить договор аренды сроком на 5 лет указанного земельного участка.
В обоснование требований указано, что ответчики незаконно не предоставляют истице в аренду земельный участок площадью ... кв.м., находящийся в <адрес> муниципального района РТ на <адрес>, несмотря на то, что в 2008 году глава ... сельского поселения обращался с ходатайством об этом к главе ... муниципального района РТ, все необходимые документы оформлены, земельный участок поставлен на кадастровый учет, сведения о наличии участка были опубликованы в газете «...», составлен протокол о передаче участка истице без торгов.
Истец Латыпова Г.Я. и ее представитель Вильданов М.Я., действующий по устному ходатайству, заявленному в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, на иске настаивали, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчиков: Исполкома ЗМР РТ и МУ «ПИиЗО ЗМР РТ» Баранова Р.В., действующая на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35) и №№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36), исковые требования не признала, пояснив, что необходима также публикация на официальном сайте ... муниципального района РТ.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Часть 1 ст.264 ГК РФ предусматривает, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии со ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
2. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
4. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
5. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с настоящей статьей земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Статья 3 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предусматривает, что право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.
2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.
3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
В соответствии со ст.4 вышеуказанного Закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
В судебном заседании установлено, что глава Большеходяшевского сельского поселения обратился с ходатайством к Главе ... муниципального района о предоставлении Латыповой Г.Я. земельного участка площадью ... кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> (л.д.6).
ДД.ММ.ГГГГ в газете «...» №№ было опубликовано сообщение МУ «ПИиЗО ЗМР РТ» о наличии земельных участков, расположенных на территории ЗМР, предлагаемых для передачи в аренду и постоянное (бессрочное) пользование, в том числе и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, цель назначения ведение личного подсобного хозяйства (л.д.7).
Согласно протокола № № от ДД.ММ.ГГГГ, заседанием комиссии МУ «ПИиЗО ЗМР РТ», ввиду наличия только одной заявки было принято решение о передаче Латыповой Г.Я. в аренду без торгов указанного земельного участка площадью ... кв.м. (л.д.8).
Как усматривается из пояснений представителя истца, в связи с тем, что в течении установленного законом срока кроме заявления истицы, других заявлений от граждан о предоставлении указанного земельного участка в аренду не поступило, ДД.ММ.ГГГГ комиссией с участием руководителя Исполнительного комитета ЗМР РТ был согласован выбор земельного участка по <адрес>, ЗМР РТ, о чем составлен акт (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ Латыповой Г.Я. была выдана справка из <адрес> государственного ветеринарного объединения РТ о том, что указанный земельный участок не находится в санитарной защитной зоне скотомогильника, для строительства и земельных работ ограничений нет (л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ Филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в <адрес> и <адрес> в отношении указанного земельного участка была проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, результаты которой показали, что земельный участок, расположенный по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства соответствует всем необходимым санитарным требованиям (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением по отводу земельного участка под строительство №№, выданным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, спорный земельный участок соответствует всем необходимым санитарным требованиям (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ были согласованы границы земельного участка с Центральным территориальным управлением МЭПР РТ и получено заключение Министерства экологии и природных ресурсов РТ (л.д.14).
Распоряжением МУ ПИЗО ЗМР РТ №№ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства, площадью ... кв.м., расположенного по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, <адрес>, и возложена обязанность на Латыпову Г.Я. обеспечить проведение кадастрового учета указанного земельного участка (л.д.37-38).
ДД.ММ.ГГГГ «МУ ПИЗО ЗМР РТ» было вынесено распоряжение №№ об утверждении местоположения и вида разрешенного использования земельного участка, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, и возложении обязанности на «МУ ПИЗО ЗМР РТ» обеспечить оформление и предоставление в орган кадастрового учета необходимых документов для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости (л.д.17).
Из выписки из государственного кадастра недвижимости следует, что земельному участку по адресу: <адрес> <адрес>, присвоен кадастровый номер №, площадь земельного участка составляет ... кв.м., и соответствует материалам межевания (л.д.20-21).
Как пояснил в ходе судебного заседания представитель истицы Вильданов М.Я., для заключения договора аренды указанного земельного участка, данный кадастровый паспорт земельного участка был передан ответчику МУ «ПИиЗО ЗМР РТ», однако, до настоящего времени спорный земельный участок ей в аренду предоставлен не был, как и не был предоставлен мотивированный отказ в этом.
Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок относится к землям, находящимся в муниципальной собственности, каких-либо ограничений в представлении данного земельного участка в аренду действующим законодательством не установлено, истцом соблюдена процедура получения спорного земельного участка в аренду, а ответчиками нарушены сроки принятия решения о передаче его в аренду и заключения договора аренды земельного участка.
Ссылки представителя ответчиков на то, что истица не зарегистрирована по месту постоянного проживания в сельском поселении и, поэтому не имеет права на получение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, суд считает несостоятельными. Согласно ст.3 п.4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» гражданам, которые зарегистрированы по месту проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или в муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков. Каких-либо доказательств того, что спорный земельный участок не являлся свободным, суду не предоставлено. Согласно протоколу (л.д.8) от ДД.ММ.ГГГГ после публикации в газете «...» от ДД.ММ.ГГГГ №№ сведений о наличии земельных участков, расположенных на территории ... муниципального района РТ, предлагаемых для передачи в аренду и постоянное (бессрочное) пользование, имелась только одна заявка Латыповой Г.Я. Сведений о том, что граждане, зарегистрированные в сельском поселении, претендовали на спорный участок, не имеется.
Доводы представителя ответчиков о том, что заявление истицы о предоставлении земельного участка ни в Исполнительный комитет ... муниципального района РТ, ни в МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ» не поступало, опровергаются актом выбора (л.д.9), письменным ответом МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ» (л.д.24), распоряжением руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ» (л.д.17), в которых указано об обращении Латыповой Г.Я. с таким заявлением.
То обстоятельство, что заявление истицы не было зарегистрировано на официальном сайте ИК ЗМР РТ (л.д.24), не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку обязанность регистрации заявок, заявлений на официальном сайте ИК ЗМР РТ на истицу не возлагалась.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования истца Латыповой Г.Я. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью ....м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, путем вынесения руководителем Исполкома ЗМР постановления, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Требования истицы об обязании МУ «ПИиЗО ЗМР РТ» подготовить и заключить договор аренды спорного земельного участка, суд считает не подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии со ст.ст.11,29 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются исполнительными органами местного самоуправления. Поскольку вопросами распоряжения землей в <адрес> РТ занимается Исполнительный комитет ... муниципального района РТ, следовательно, у МУ «ПИиЗО ЗМР РТ» отсутствуют полномочия на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
На основании ст.ст. 11,29,29,34 ЗК РФ и руководствуясь ст. ст. 194 – 198,233 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Латыповой Г.Я. удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет ... муниципального района РТ предоставить Латыповой Г.Я. в аренду земельный участок с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, путем вынесения соответствующего постановления.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться 27 декабря 2011 года.
Судья: