Дело №2-27/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 апреля 2012г. г. Зеленодольск Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Калачевой О.А., с участием прокурора Кадырова Х.Р. при секретаре Сергеевой Г.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сусарова М.И. к Министерству обороны РФ, Казне РФ в лице Министерства финансов РФ о взыскании утраченного заработка в сумме ..., установил: Сусаров М.И. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, Казне РФ в лице Управления Федерального казначейства о взыскании в солидарном порядке утраченного заработка за период .... В обоснование иска указано, что в декабре 2005 года истец был призван Отделом Военного Комиссариата РТ по <адрес> и <адрес> РТ на военную службу. ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен контракт на прохождение военной службы в воинском звании «младший сержант», на должности «командир танка» в войсковой части №, дислоцированной в <адрес> на 15 месяцев. В ночь на ДД.ММ.ГГГГ во время дежурства в суточном наряде по батальону истец был избит сослуживцем - Миняшевым А.Ф., вследствие чего получил телесные повреждения в виде закрытой травмы живота, разрыва селезенки, внутрибрюшного кровотечения, геморрагического шока второй степени, причинившие тяжкий вред здоровью. В результате данного инцидента по вине должностных лиц Министерства Обороны РФ, не обеспечивших должного порядка в войсковых частях, истец утратил заработок, который мог бы иметь, продолжая прохождение службы по контракту. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представители истца – Исаева Н.И., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, адвокат Порванова О.А., действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.105), уточнили исковые требования, просили взыскать с ответчиков в солидарном порядке сумму утраченного заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме ..., из расчета: ... (среднемесячная заработная плата) Х 4 месяца – ... (полученные за январь 2007 года). В судебное заседание истец Сусаров М.И. не явился, надлежаще извещен, действует через представителя Исаеву Н.И. на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, которая на уточненных требованиях настаивала. Ответчик Министерство обороны РФ своего представителя в судебное заседание не направило, надлежаще извещено, из представленного отзыва (л.д.125) следует, что Министерство обороны страховые отчисления в Фонд социального страхования не делает. Для того, чтобы выплачивать военнослужащим по страховым случаям в Федеральный бюджет в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» № 52-ФЗ от 28.03.1998г. закладываются определенные суммы. Документы для выплаты страховых сумм, как правило, оформляются в военном комиссариате, так как свидетельство о болезни с утвержденным заключением ВВК поступает в военный комиссариат уже после увольнения военнослужащего с военной службы. Сусарову М.И. в обоих случаях документы были оформлены и направлены в страховую компанию военным комиссариатом Страховые выплаты ему выплачены в .... Таким образом, в соответствии с требованиями приказа Министра обороны № от ДД.ММ.ГГГГ до исключения из списков части Сусаров М.И. получал денежное довольствие по той должности и званию, которые он имел на это время, со всеми другими доплатами. В дальнейшем он получил страховые выплаты в сумме ...., которые можно считать как компенсацию за потерю трудоспособности в этот период. Исходя из выше изложенного следует, что Сусаров М.И. получил все виды выплат, предусмотренные действующим законодательством (денежное довольствие, страховые выплаты), то есть Министерство обороны РФ свои обязательства выполнило в полном объеме и поэтому оснований для возмещения так называемого «утраченного заработка» нет, так как военнослужащие получают денежное довольствие, а не заработную плату. Представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Ответчик Управление Федерального казначейства по РТ своего представителя в судебное заседание не направил, надлежаще извещен, представил отзыв (л.д.137), в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя тем, что в соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи настоящего кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо гражданина. Соответствующим финансовым органом являются Минфин России, в случае, если государственный орган, причинивший незаконными действиями вред, финансируется из федерального бюджета, а также Минфин Республики Татарстан или городские или районные финансовые отделы, в случае финансирования из республиканского или местного бюджетов органов, допустивших незаконные действия. Из представленных суду документов не усматривается противоправность вышеназванных должностных лиц. Ссылка истца на незаконность их действий ни чем не подтверждается. Основанием для расторжения контракта явилось несоблюдение истцом данного контракта и обусловлено тем, что в отношении него было возбуждено уголовное дело за совершение им преступления, предусмотренного ч.1 ст.112 УК РФ. Данный приказ о расторжении контракта Сусаровым М.И. не оспаривался, признан незаконным не был, судом не отменен. Таким образом, неправомерность действий должностных лиц Министерства обороны МФ в неполучении Сусаровым М.И. утраченного заработка не установлена. Третье лицо – Миняшев А.Ф., в судебное заседание не явился, был допрошен Сургутским районным судом <адрес> – Югры в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, пояснил, что согласен с исковым заявлением Сусарова М.И., ответчики не обеспечивают безопасность военнослужащих (л.д.135). Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 53 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993г. предусматривает, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Согласно ч.1,2 ст.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. В силу ч.1, 2 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"). К военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Как следует из ч.1, 2 ст. 5 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - общевоинские уставы). 2. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч.1 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы. В силу п.3,5 ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы (отчислении с военных сборов граждан, призванных на военные сборы) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере: военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе офицерам, призванным на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, - 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия; военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, гражданам, призванным на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, - 60 месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия. 5. Возмещение морального вреда и убытков, причиненных военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с ч.1,2 ст. 27 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. Командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание. Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Статья 1084 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. На основании ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. 2. При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья. 3. Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с настоящей статьей, могут быть увеличены законом или договором. Статья 1086 ГК РФ гласит, что размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. 2. В состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие. Доходы от предпринимательской деятельности, а также авторский гонорар включаются в состав утраченного заработка, при этом доходы от предпринимательской деятельности включаются на основании данных налоговой инспекции. Все виды заработка (дохода) учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов. 3. Среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы его заработка (дохода) за двенадцать месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровья, на двенадцать. В случае, когда потерпевший ко времени причинения вреда работал менее двенадцати месяцев, среднемесячный заработок (доход) подсчитывается путем деления общей суммы заработка (дохода) за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших повреждению здоровья, на число этих месяцев. Не полностью проработанные потерпевшим месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются из подсчета при невозможности их замены. 4. В случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 26.11.2002 N 152-ФЗ) 5. Если в заработке (доходе) потерпевшего произошли до причинения ему увечья или иного повреждения здоровья устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда потерпевшего), при определении его среднемесячного заработка (дохода) учитывается только заработок (доход), который он получил или должен был получить после соответствующего изменения. На основании п.63 Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2006 N 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, находящимся на лечении в лечебных учреждениях или в отпуске по болезни, денежное довольствие выплачивается в полном объеме за весь период нахождения на лечении и в отпуске по болезни. Статья 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает, военнослужащий подлежит увольнению с военной службы: г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву; 2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы: в) в связи с невыполнением им условий контракта; В судебном заседании из пояснений сторон и материалов дела установлено, что Сусаров М.И. проходил военную службу по контракту в войсковой части № дислоцированной в <адрес> – <адрес>, в военном звании «младший сержант» на воинской должности «командир танка» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36-37). Как установлено в судебном заседании из материалов дела, пояснений представителей истца, в ночь на ДД.ММ.ГГГГ младший сержант Сусаров М.И. нес службу в суточном наряде по батальону. Около 3 часов рядовой Миняшев А.Ф. в казарме войсковой части № дислоцирующейся в <адрес>, предъявил к Сусарову М.И., дежурному по батальону, претензии по поводу того, что последний не обеспечил сохранность его телефона, находившегося на зарядке рядом с местом несения службы Сусаровым М.И. После возникшей словесной перебранки Миняшев А.Ф. ушел в спальное помещение, а затем вернулся и нанес Сусарову М.И. два удара металлической дужкой от кровати в область спины и поясницы, причинив повреждения в виде закрытой травмы живота, кровоподтека в области реберной дуги слева, разрыва селезенки, потребовавшей проведение операции – спленэктомии (удаление селезенки), внутрибрюшного кровотечения геморрагического шока второй степени, что расценивается как тяжкий вред здоровью, опасный для жизни. В связи с данными повреждениями Сусаров М.И. находился на стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – на амбулаторном лечении. В период амбулаторного и стационарного лечения был нетрудоспособен (л.д.100). На основании приказа командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ с младшим сержантом контрактной службы Сусаровым М.И. досрочно расторгнут контракт по пп.В п.2 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта. С ДД.ММ.ГГГГ полагать Сусарова М.И. проходящим военную службу по призыву. Срок службы по призыву истекает ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36). В соответствии с приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № на основании свидетельства о болезни № от ДД.ММ.ГГГГ Сусаров М.И. уволен в запас по пп.Г п.1 ст.51 ФЗ РФ - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (л.д.106). Таким образом, судом установлено, что основанием для расторжения контракта явилось несоблюдение Сусаровым М.И. условий данного контракта и не обусловлено получением истцом травмы при исполнении обязанностей военной службы. Данный приказ о расторжении контракта Сусаровым М.И. не оспаривался, не был признан незаконным. Согласно заключению № ГКУЗ «Республиканское бюро судебно- экспертизы МЗ РТ» Сусарову м.и. устанавливается на время стационарного и амбулаторного лечения (с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ) 100% (сто процентов) утраты профессиональной трудоспособности (л.д.60). После амбулаторного лечения утрата профессиональной трудоспособности не установлена. Как следует из отзыва, представленного ответчиком Министерством обороны Российской федерации (л.д.125-126), страховые выплаты Сусарову М.И. выплачены в сентябре .... До исключения из списков части, в том числе в период стационарного и амбулаторного лечения, Сусаров М.И. получал денежное довольствие по той должности и званию, которые он имел на это время, со всеми другими доплатами (л.д.107,108), то есть утраты заработка, дохода в этот период не было, что подтверждается также справкой МРИ ФНС № (л.д. ). В дальнейшем он получил страховые выплаты в сумме ...., как компенсацию за потерю трудоспособности в этот период. Указанные обстоятельства представителем истца в судебном заседании не оспаривались. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истец Сусаров М.И. получил все виды выплат, предусмотренные действующим законодательством (денежное довольствие, страховые выплаты), то есть ответчик Министерство обороны РФ свои обязательства выполнило в полном объеме, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований Сусарова М.И. к Министерству обороны РФ, Казне РФ в лице Министерства финансов РФ о взыскании утраченного заработка в сумме ..., не имеется. На основании изложенного, ст.ст.1,2,5,16,18,27 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст.ст.1069,1071,1084-1086 ГК РФ, п.63 Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2006 N 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Сусарова М.И. к Министерству обороны Российской Федерации, Казне Российской Федерации в лице министерства финансов российской Федерации о взыскании утраченного заработка в сумме ..., отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 12.04.2012г. Судья: