РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 марта 2011 года ст. Зеленчукская, КЧР
Зеленчукский районный суд в составе:
председательствующего судьи Бурдовой Е.А.,
с участием помощника прокурора Зеленчукского района Скворцовой Н.И.,
истца Федорова В.И.,
представителя ответчика- администрации Зеленчукского сельского поселения Хомяковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Бершацкой Т.М.,
рассмотрев в помещении Зеленчукского районного суда, в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова Владимира Ивановича к администрации Зеленчукского сельского поселения о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,
УСТАНОВИЛ:
Федоров В.И. обратился в суд с иском к администрации Зеленчукского сельского поселения о восстановлении на работе в прежней должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула указав, что с <данные изъяты> года он работает заместителем начальника отдела администрации Зеленчукского сельского поселения по организационно-правовым вопросам.
30 декабря 2010 года распоряжением главы администрации Зеленчукского сельского поселения № 89-лс он уволен с занимаемой должности. За время работы претензий к нему не было. Основанием к увольнению послужило представление прокурора Зеленчукского района от 7 декабря 2010 года « Об устранении нарушений Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», в котором указано, что муниципальный служащий не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью.
Действительно, он <данные изъяты> года зарегистрировался как индивидуальный предприниматель ( крестьянское фермерское хозяйство), поскольку у него в собственности находится <данные изъяты> га земли, которую он обрабатывает самостоятельно, уплачивал все предусмотренные законом налоги и сборы. При приеме на работу его об этом не предупреждали. Как только ему стало известно о представлении прокурора, он 12 декабря 2010 года подал заявление в МИ ФНС № 2 по КЧР и получил Свидетельство о прекращении деятельности крестьянского фермерского хозяйства. Но 30 декабря 2010 года все равно был уволен, хотя к тому времени его <данные изъяты> было закрыто. За время его работу нареканий в его адрес не было и поэтому он считает увольнение слишком суровым наказанием, а увольнение необоснованным и в соответствии со ст. 394 ТК РФ просит восстановить его на работе в прежней должности и взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с 30 декабря 2010 года по день восстановления на работе.
В судебном заседании Федоров В.И. поддержал свое заявление в полном объеме, уточнил свои исковые требования, просил восстановить его на работе отменив распоряжение о его увольнении, взыскать его заработную платы с <данные изъяты> года в сумме <данные изъяты> коп. из расчета его среднемесячного заработка и показал, что он с <данные изъяты> года был принят на работу на должность <данные изъяты> по работе с населением. Затем, с 1 <данные изъяты> он переведен на должность <данные изъяты>. При приеме на работу, а затем и при переводе ему в рабочем порядке предложили подписать ряд документов, в том числе и контракт, а также справку о соблюдении ограничения муниципальным служащим. Он подписал эти документы и знал об ограничениях. В связи с тем, что он ранее <данные изъяты> лет отработал в колхозе и ему был выделен земельный пай, решил зарегистрировать фермерское хозяйство, чтобы не было нареканий при оплате налогов. Земельный пай он обрабатывает сам со своей семьей, наемных рабочих у него не было. Об этом знали в администрации, а поэтому после получения представления прокурора, глава администрации Величко П,Д. ему сказал, что за это нарушение ему объявит выговор. Но затем вызвал его и сообщил, что он будет уволен, поскольку оставление его на работе от него ( Величко) не зависит. <данные изъяты> года он был приглашен на заседание Комиссии по урегулированию конфликта интересов, но с материалами, представленными на Комиссию, его не знакомили. Впоследствии его ознакомили лишь с протоколом заседания Комиссии. <данные изъяты> года по просьбе администрации он написал объяснение, так как ему сказали, что объяснение требуется для полноты материалов. <данные изъяты> года его ознакомили с распоряжением об увольнении и в этот же день произвели расчет и выдали трудовую книжку. Считает, что за допущенное им нарушение к нему применили самое строгое наказание- увольнение, которое не соответствует тяжести этого нарушения, так как никакой прибыли от КФК он не имел, фактически никакой предпринимательской деятельностью не занимался, он просто сам со своей семьей обрабатывал свой земельный пай, заработанный им в колхозе.
Представитель ответчика-администрации Зеленчукского сельского поселения Хомякова О.В., действующая по надлежащей доверенности, просила в исковых требованиях Федорову В.И. отказать и пояснила, что он, как муниципальный служащий, знал о запрете заниматься коммерческой предпринимательской деятельностью. Подписал контракт и справку, в которых четко указано о таком запрете. Но только после получения представления прокурора ликвидировал КФХ.
После представления прокурора по распоряжению Главы администрации была проведена проверка. <данные изъяты> года состоялось заседание комииссии по урегулированию конфликта интересов с приглашением на заседание Федорова В.И.. До заседания Комиссии и при проведении проверки объяснений от Федорова В.И. не отбирали, хотя о справке налоговой инспекции о наличии КФХ он знал. Кроме того, при увольнении учли претензии по работе к Федорову В.И., но дисциплинарных наказаний у последнего до момента увольнения не было.
Выслушав стороны, прокурора, полагавшего восстановить Федорова В.И. на работе с выплатой ему заработной платы за время вынужденного прогула, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования Федорова В.И. полностью удовлетворить по следующим основаниям:
Согласно п. п.8 и 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 « О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» ( в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 года № 63), при разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 11 ТК РФ нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, и соответственно подлежат применению всеми работодателями ( юридическими и физическими лицами) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
При рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу частей 1 и 4 статьи 15, ст. 120 Конституции РФ, статьи 5 ТК РФ, части 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса РФ и других федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.
Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу ( ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, ст. 5 ТК РФ).
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает особенности правового положения муниципальных служащих. В целом же на муниципальных служащих распространяется трудовое законодательство.
В ряде случаев нормы указанного Закона применяются дополнительно к нормам трудового права. В отношении муниципальных служащих применимы основания для расторжения трудового договора, закрепленные главой 13 ТК РФ. Дополнительные основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим установлены в ст. 19 Закона РФ «О муниципальной службе в РФ».
Распоряжением главы администрации Зеленчукского сельского поселения от <данные изъяты>лс Федоров В.И. был принят на муниципальную службу на муниципальную должность-заместителя начальника отдела по работе с населением с <данные изъяты> года ( л.д. 14 ).
Распоряжением главы администрации Зеленчукского сельского поселения от <данные изъяты> года № 40-лс Федоров В.И. был переведен на должность заместителя начальника отдела администрации Зеленчукского сельского поселения по организационно-правовым вопросам с <данные изъяты>
<данные изъяты> года распоряжением главы администрации Зеленчукского сельского поселения за № 89-лс Федоров В.И., во исполнение представления прокурора Зеленчукского района, в связи с допущенными нарушениями закона, выразившимися в несоблюдении установленных п. 3 ст. 14 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» запретов и ограничения для муниципальных служащих, руководствуясь п. 3 ст. 19 ФЗ от 02.03. 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» был уволен с должности <данные изъяты>
Основания расторжения трудового договора с муниципальным служащим, предусмотренные ст. 19 ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации» разделены на две группы: общие, установленные трудовым законодательством и специальные, установленные указанным Законом.
Специальные основания расторжения трудового договора с муниципальным служащим направлены на реализацию положений ст. ст. 13 и 14 Закона о муниципальной службе и одним из таких оснований является несоблюдение иных ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 Закона.
Факт допущения Федоровым В.И. нарушения, связанного с запретом быть индивидуальным предпринимателем, имел место и доказан, поскольку на <данные изъяты> года он состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя ( глава крестьянского ( фермерского) хозяйства) ( л.д. 45 ).
О том, что он как муниципальный служащий был не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, знал, так как при поступлении на работу им подписан контракт, в разделе 6.1 которого указано это ограничение ( л.д. 17 ).
В судебном заседании установлено, что Федоров В.И. работал в <данные изъяты> района, а также в совхозе «Зеленчукский « Зеленчукского района, в связи с чем в СПК <данные изъяты> ему был выделен земельный пай, площадью <данные изъяты> кв., что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права от <данные изъяты> года ( л.д. 72-83, 84 ).
<данные изъяты> года Федоров В.И. зарегистрирован в МИ ФНС № 2 по КЧР как частный предприниматель ( крестьянское фермерское хозяйство) ( л.д 35-39).
Согласно ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке.
Из справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, занимающего государственную должность Российской Федерации, следует, что с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года Федоров В.И. дохода от предпринимательской деятельности не имел ( л.д. 63 ) и доказательств об извлечении истцом прибыли от предпринимательской деятельности ответчиком не представлено.
Решая вопрос об увольнении Федорова В.И. с должности муниципального служащего, работодатель не учел всех обстоятельств допущенного Федоровым В.И. нарушения и применил к нему дисциплинарное наказание в виде увольнения с работы, несоизмеримое с тяжестью допущенного нарушения.
Кроме того, при увольнении с занимаемой должности работодателем нарушена процедура увольнения Федорова В.И., выразившаяся в следующем:
в пункте 23 выше указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ указано, что при рассмотрении дел о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Как указано выше, основанием к увольнению Федорова В.И. послужило представление прокурора Зеленчукского района о несоблюдении муниципальными служащими администрации Зеленчукского сельского поселения, в частности Федоровым В.И., занимающим должность <данные изъяты>, запретов связанных с муниципальной службой, поскольку Федоров В.И. был зарегистрирован в МИ ФНС № 2 по КЧР в качестве индивидуального предпринимателя.
Указанное представление прокурора поступило в администрацию Зеленчукского сельского поселения 8 декабря 2010 года и 14 декабря 2010 года распоряжением администрации главы Зеленчукского сельского поселения № 81-лс по этому вопросу была назначена служебная проверка, проведение которой поручено первому заместителю главы администрации Казиеву В.Т..( л.д. 54).
24 декабря 2010 года состоялось заседание комиссии по урегулировании конфликта интересов муниципальных служащих администрации Зеленчукского сельского поселения, на которую Федоров В.И. был приглашен, а затем 28 декабря 2010 года ознакомлен с протоколом и решением этой комиссии ( л.д. 57-59 ).
Пунктом 13 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Зеленчукского сельского поселения и урегулированию конфликта интересов, утвержденного <данные изъяты> года распоряжением главы администрации Зеленчукского сельского поселения, предусмотрен 2-х дневный срок для ознакомления муниципального служащего с информацией, поступившей на рассмотрение этой Комиссии( л.д. 47-53 ).
Однако, при проведении служебной проверки, при подготовке к заседанию комиссии по урегулированию конфликта интересов Федорова В.И. с поступившей информацией не знакомили, и от Федорова В.И. по поводу допущенных им нарушений, вопреки требованиям Положения о Комиссии и ст. 193 ТК РФ, предусматривающей в 2-х дневный срок для отобрания объяснений, письменных объяснений не отбиралось.
Федоровым В.И. было дано объяснение только <данные изъяты> года, о чем свидетельствует его подпись на объяснении ( л.д. 62 ) и это не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании.
Как указано выше, Федоров В.И. был уволен с должности <данные изъяты> хотя Распоряжений главы указанной администрации о переводе Федорова В.И. на эту должность не издавалось, о чем подтвердила представитель ответчика Хомякова О.И. в судебном заседании. То есть, Федоров В.И. был уволен с должности муниципального служащего, которую он не занимал.
По указанным основаниям суд полагает удовлетворить требование Федорова В.И. и восстановить его на работе в занимаемой должности <данные изъяты>, отменив распоряжение Главы администрации от <данные изъяты> года № 89-лс об увольнении Федорова В.И. с должности заместителя начальника отдела администрации Зеленчукского сельского поселения.
В соответствии со ст. 395 ТК РФ суд, решая вопрос о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, вправе удовлетворить его денежные требований в полном объеме.
Среднемесячная заработная плата Федорова В.И. составляет <данные изъяты> коп. (л.д. ).
За период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года в пользу Федорова В.И. с ответчика подлежит взысканию заработная плата за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты> коп.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в сумме <данные изъяты> коп.
В соответствии со ст. 396 ТК РФ, решение о восстановлении на работе работника незаконно уволенного подлежит немедленному исполнению.
На основании ФЗ «О муниципальной службе в РФ», руководствуясь ст. ст. 394, 395, 396 ТК РФ, ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федорова Владимира Ивановича удовлетворить.
Восстановить Федорова Владимира Ивановича на работе в занимаемой должности заместителя <данные изъяты> с <данные изъяты> года и отменить распоряжение главы администрации Зеленчукского сельского поселения от <данные изъяты> года № 89 –лс «Об увольнении муниципального служащего».
Взыскать с администрации Зеленчукского сельского поселения в пользу Федорова Владимира Ивановича заработную плату за время вынужденного прогула с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года в сумме <данные изъяты> коп.
Взыскать с администрации Зеленчукского сельского поселения в федеральный бюджет государственную пошлину <данные изъяты> коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд КЧР в 10-ти дневный срок со дня его вынесения путем подачи жалобы через Зеленчукский районный суд.
Решение суда о восстановлении на работе Федорова Владимира Ивановича подлежит немедленному исполнению.
Судья Бурдова Е.А.