Решение от 30 мая 2011 г. по делу № 2-1335/2011



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 мая 2011 г. Зеленчукский районный суд КЧР в составе:

председательствующего судьи Тешелеевой Д.А.,

при секретаре Авдиенко В.А.,

с участием ответчика Гежина В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Воронежского гарнизона в интересах Российской Федерации к Гежину В.С. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на подготовку в военном образовательном учреждении профессионального образования,

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурора Воронежского гарнизона в интересах Российской Федерации предъявил иск к Гежину В.С. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на его подготовку в военном образовательном учреждении профессионального образования, указывая следующее.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» Гежин В.С. приказом начальника Ставропольского высшего во­енного авиационного инженерного училища (военного института) № от ДД.ММ.ГГГГ го­да зачислен с ДД.ММ.ГГГГ года на первый курс в СВВАИУ (ВИ). назначен на воинскую должность «курсант» с присвоение воинского звания «рядовой», по военной специально­сти: «Эксплуатация авиационного вооружения».

В соответствии с директивой Генерального штаба ВС РФ от 31.12.2008 года № 314/10/3910. курсант Гежин B.C. приказом начальника военного авиационного инженер­ного университета (г. Воронеж) № от ДД.ММ.ГГГГ года для дальнейшего прохождения военной службы и обучения, с ДД.ММ.ГГГГ года зачислен в списки переменного состава университета на 2 курс (ПВСП). ДД.ММ.ГГГГ года курсант Гежин B.C. заключил контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ с Министерством обороны РФ в лице начальника Во­енного авиационного инженерного университета (г. Воронеж) на время обучения в воен­ном учебном заведении и 5 лет военной службы после его окончания.

Приказом начальника университета № от ДД.ММ.ГГГГ года рядовой Гежин B.C. отчислен из военно-учебною заведения от дальнейшего обучения по неуспеваемости, на основании п.п. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас (в связи с невыполне­нием военнослужащим условий контракта).

Право граждан на получение образования в военно-образовательных учреждениях закреплено Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профес­сионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленно­го контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным п.п. «д», «е» и «з» п.1. п.п. «в» и «д» п. 2 ст.51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их

военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы ( введен Федеральным законом от 6.01.2006г. № 103-ФЗ). Настоящие положения закона вступили в силу с 01.01.2001 г.

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2001 г. № 402 была утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Указанное постановление вступило в силу с 01.07.2007 г. и распространило свое действие на граждан, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования на обучение по основным образовательным программам профессионального образования, начиная с 2007 года. Пунктом 2 этого постановления было поручено Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом смотрена военная служба, привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Приказом МО РФ от 8.08.2008 г. № 434 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления правительства РФ от 25.06.2007 г. № 402» в соответствии с названным постановлением, была утверждена Методика расчета стоимости с износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода содержания преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования Минобороны России.

Из п. 2 этого Приказа следует, что Статс-секретарю - заместителю Министра обороны РФ до 30.09.2008 г. было предписано должностным лицам органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ разработать рекомендации по исчислению и обеспечению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования Минобороны России, и утвердить их. Данные рекомендации были разработаны и утверждены Статс-секретарем – заместителем МО РФ в октябре 2008 г.

Согласно п. 15 этих рекомендаций на каждого поступившего в военное учебное заведение гражданина, заводится индивидуальная карта учета средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку гражданина на период его обучения в ВУЗе.

Из приказа МО РФ № 434 от 8.08.2008 г. также следует, что расчет фиксированных значений сумм, подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты о прохождении службы в соответствии с Приложением № 7 к Методикам, утверждаются руководителем органа военного управления или соответствующим должностным лицом, имеющим в непосредственном подчинении военно-учебные заведения. Указанный расчет был утвержден Главнокомандующим ВВС 14.08.2009 года, согласно которому фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств по специальности «Эксплуатация авиационного вооружения», по которой обучался Гежин B.C., составило <данные изъяты> рубль в год.

Таким образом, учитывая, что Гежин B.C. был отчислен из института в связи с невыполнением условий контракта, что подтверждается его рапортом на имя начальника курса от ДД.ММ.ГГГГ, Гежин B.C. обязан возместить средства федерального бюджет оплаченные на его специальную подготовку.

В соответствии с Индивидуальной картой учета средств федерального бюджета затраченных на военную подготовку Гежина B.C. в период обучения в военно-учебном заведении, оформленной в соответствии с Приложением № 2 к Рекомендациям Статс -секретаря - заместителя МО РФ, срок обучения в ВАИУ (г. Воронеж) Гежина B.C. составил <данные изъяты>.

Размер средств, затраченных на обучение Гежина В.С. за указанный период и подлежащих возмещению Гежиным В.С., рассчитанный в соответствии с указанной Индивидуальной картой, составил <данные изъяты> коп.

Гежин B.C. в добровольном порядке сумму, подлежащую возмещению, в размере <данные изъяты> коп в финансовый орган университета не внес.

В соответствии с частью 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту интересов Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ. вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества или государства.

В данном случае интересы государства обоснованы правовым анализом Конституции РФ и действующего федерального законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту «д» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.

Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является соб­ственником принадлежащего государству имущества.

В связи с этим защита интересов Российской Федерации включает в себя также вопросы сохранности федеральной собственности, в том числе денежных средств, затра­ченных на обучение военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации.

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов находится у них на праве хозяйст­венного ведения или оперативного управления.

Согласно ст. 11 того же закона воинские части входят в общий состав Вооружен­ных Сил Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 26 закона определено, что финансирова­ние расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджет путем ассиг­нования средств Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.

В соответствии с п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

ВАИУ (г. Воронеж) входит в состав Министерства обороны РФ и является получа­телем бюджетных средств, которые установленным порядком расходует на цели, соответ­ствующие условиям их получения.

Согласно Уставу образовательное учреждение ВАИУ (г. Воронеж) является бюд­жетным учреждением. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31.07.1998 года и Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его терри­ториальными органами (утв. приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 года № 7н), бюджетные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами только через лицевые счета, открытые им в территориальных органах федерального казначейст­ва, и в соответствии с бюджетной сметой (ст. 161-162 БК РФ).

Законом РФ от 10.07.1992 года «Об образовании» установлено, что обучение в фе­деральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования финансируется за счет средств федерального бюджета (ст. 14).

Кроме того ВАИУ (г. Воронеж), финансируемый из федерального бюджета, не может по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам.

Военный прокурор Воронежского гарнизона, обратившись в суд с исковым заявле­нием к отчисленному курсанту Гежину B.C., просит взыскать с него денежные средства федерального бюджета в размере <данные изъяты> коп., затраченных государством на его обучение в военном образовательном учреждении высшего профессионального образова­ния, то есть действует в защиту интересов Российской Федерации. Совпадение этих ин­тересов с интересами Учреждения (ВАИУ), не может трактоваться как обращение проку­рора только в пользу Учреждения, поскольку требования военного прокурора направлено на взыскание с ответчика Гежина B.C. денежных средств, подлежащих зачислению в фе­деральный бюджет через лицевой счет Учреждения, находящийся в территориальном ор­гане Федерального казначейства, соответственно в качестве процессуального истца ука­зывается Учреждение - Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж).

Кроме того, наличие права Учреждения - Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж) на обращение в суд с аналогичным иском не лишает военного прокурора самостоятельной реализации им своих полномочий, поскольку они прямо пре­доставлены ему ч.1 ст. 45 ГПК и ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре РФ», со­гласно которым органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от других органов власти.

Данные обстоятельства обязывают прокурора обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности, поскольку собственником данных денежных средств является Российская Федерация, и прокурор фактически действует в защиту интересов государст­ва.

В судебное заседание прокурор Воронежского гарнизона не явился, причину неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения не заявил, просил рассмотреть дело в отсутствие прокурора на основании искового заявления и приложенных к нему письменных доказательств.

Начальник Военного авиационного инженерного университета (г.Воронеж) ФИО8. направил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя университета и удовлетворении иска прокурора.

Ответчик Гежин В.С. иск признал и объяснил, что он поступил в августе ДД.ММ.ГГГГ г. на 1 курс Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища. В сентябре ДД.ММ.ГГГГ г. был переведен в военный авиационный инженерный университет в г. Воронеж в связи с ликвидацией Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища. ДД.ММ.ГГГГ г. он отчислен из Университета в связи с невыполнением условий контракта. Он не согласен с основанием его отчисления из учебного заведения г. Воронежа, поскольку в действительности из Университета его вынуждали уходить, занижая оценки, однако он не может доказать это. Он заявление об отчислении из Университета написал вынужденно по требованию преподавателей Университета, которые и не скрывали это требования. Средств для уплаты требуемой прокурором суммы не имеет, так как работает в частной охране и получает заработную плату в размере <данные изъяты> рублей в месяц.

Огласив исковое заявление, заслушав ответчика Гежина В.С., исследовав письменные доказательства, суд находит иск военного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписке из приказа начальника Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища (военного института) от ДД.ММ.ГГГГ г. № Гежин В.С. был зачислен на 1 курс в данное учебное заведение и назначен на воинскую должность КУРСАНТОВ с присвоением воинского звания рядовой по военной специальности «Эксплуатация авиационного вооружения». (л.д.7)

Согласно выписке из приказа начальника военного авиационного инженерного Университета (г. Воронеж) № ДД.ММ.ГГГГ г. Гежин В.С. был зачислен с ДД.ММ.ГГГГ г. в списки переменного состава университета и поставлен на все виды обеспечения по курсантской норме: факультета авиационного вооружения 2 курс (ПВСП) (36 подразделение) (л.д.8).

Приказом начальника военного авиационного инженерного Университета (г. Воронеж) № от ДД.ММ.ГГГГ г. Гежин В.С. был отчислен от дальнейшего обучения из-за нежелания обучаться в соответствии с п.п. «в» п.2 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта с удержанием средств федерального бюджета, затраченного на его военную подготовку в университете, исходя из расчета фиксированной суммы, подлежащей возмещению в размере <данные изъяты>. в год пропорционально прослуженному времени с ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.9)

Согласно контракту о прохождении военной службы в вооруженных силах РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Гежин В.С. обязан был проходить военную службу по контракту в течение времени обучения в Университете и пяти лет после его окончания; в период прохождения военной службы по контракту добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными актами и иными нормативными правовыми актами РФ; возместить в случаях, предусмотренных ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные не его военную или специальную подготовку в размере <данные изъяты> руб. в год.

Из заявления ответчика Гежина В.С. от ДД.ММ.ГГГГ г. на имя начальника курса следует, что Гежин В.С. ходатайствовал об его отчислении от дальнейшего обучения в университете в связи с неправильным выбором профессии. В связи с указанным ходатайством было проведено заседание ученого совета факультета АВ, на котором обучался Гежин В.С., из которого следует, что Гежин В.С. решил прекратить учебу в военном учебном заведении в связи с тем, что не может освоить некоторые дисциплины и в связи с тем. что ошибся в выборе профессии. (л.д..л.д.11-13).

Эти данные опровергают доводы Гежина В.С. в судебном заседании о том, что заявление об отчислении из учебного заведения написано им вынужденно в результате оказания на него психологического давления со стороны руководства вуза.

Обязанность возмещения ответчиком затрат, понесенных из средств федерального бюджета не его военную и специальную подготовку в случае нежелания учиться, предусмотрена п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», согласно которому граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профес­сионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленно­го контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным п.п. «д», «е» и «з» п.1. п.п. «в» и «д» п. 2 ст.51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения.

Суд находит справку-расчет средств возмещаемых в федеральный бюджет, затраченных на военную или специальную подготовку курсантов Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж) правильным, поскольку соответствует Методике расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования Минобороны России, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2007 г. № 402, и действующей с 1 июля 2007 г.

Ответчик Гежин В.С. отказался от добровольной выплаты указанной суммы за неимением такой возможности, согласен выплатить на основании решения суда, что подтверждается его письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 21)

В соответствии со ст.45 ч.1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов РФ. Согласно ст.71 п. «д» Конституции РФ в ведении Российской федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.

Военный авиационный инженерный университет финансируется из федерального бюджета путем ассигнования средств Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, реализующим мероприятия в области обороны. ВАИУ (г.Воронеж) входит в состав министерства обороны РФ и является получателем бюджетных средств для расходования на цели, соответствующие условиям его получения. В соответствии со ст.14 Закона РФ «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ г. обучение в федеральных государственных образовательных учреждениях финансируются за счет федерального бюджета.

Предъявление иска прокурором не означает, что прокурор предъявил иск в защиту конкретного органа (в данном случае Военного авиационного инженерного университета), поскольку прокурор не просит восстановить какие-либо права этого лица как юридического лица, указывая на нарушение интересов РФ.

В противном случае право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, предусмотренное ст.45 ч.1 ГПК РФ, вообще не может быть реализовано, поскольку каждая сфера деятельности государственных образований представлена органами исполнительной власти, которые также имеют право обращения в суд. То обстоятельство, что Военный авиационный инженерный университет обладает правом самостоятельно обратиться в суд с иском о взыскании с ответчика денежных средств, затраченных на его обучение в военном образовательном учреждении профессионального образования, не имеет правового значения для решения вопроса о принятии заявления прокурора.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах РФ не ограничено наличием собственной возможности органов исполнительной власти на защиту государственных интересов в судебном порядке, такие ограничения установлены только для случаев предъявления прокурором исков в интересах граждан, что прямо следует из текста закона. Статья 45 ГПК РФ, определившая возможность участия прокурора в гражданском процессе, предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в интересах Российской Федерации. Российская Федерации, в защиту интересов которой прокурор вправе обратиться в суд, не может, как таковая, сама участвовать в гражданском судопроизводстве как абстрактный участник процесса, поэтому любое обращение прокурора в суд в защиту ее интересов влечет необходимость привлечения к участию в деле государственного органа, в данном случае военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж), что выполнено прокурором при подаче настоящего иска.

Изложенное подтверждает обоснованность предъявление иска военным

прокурором в защиту интересов Российской Федерации.

Согласно п. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ заявитель (прокурор) от упла­ты государственной пошлины освобожден.

Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканная госпошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством РФ.

На основании ст.35 ч.7 ФЗ, ст.51 ч.1 п.п. «д,е,з», ч.2 п.2 п.п. «в,д» « О воинской обязанности и военной службе», руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Гежина В.С. в пользу Российской Федерации в лице военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж) денежные средства в размере <данные изъяты> копеек, затраченные на его обучение в военном образовательном учреждении профессионального образования.

Взыскать с Гежина Владимира Сергеевича в бюджет Зеленчукского муниципального района госпошлину в размере <данные изъяты> рубля.

Решение может быть обжаловано через Зеленчукский районный суд КЧР в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР в течение 10 дней после его вынесения.

С у д ь я