Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 15 июня 2011 г. Зеленчукский районный суд КЧР в составе: председательствующего судьи Тешелеевой Д.А., при секретаре Авдиенко В.А., с участием заявителя помощника прокурора Зеленчукского района Яблонского Е.С., представителя МОУ « СОШ а.Кызыл-Октябрь» Абдуллаева У.А.-Х., представителей Администрации Зеленчукского муниципального района КЧР Добровольской Н.А., Николенко О.В., представителя ОНД по Зеленчукскому району ГК МЧС РФ по КЧР Чернокозова М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Зеленчукского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ « СОШ а. Кызыл-Октябрь» и Администрации Зеленчукского муниципального района о признании незаконными бездействие должностных лиц МОУ «СОШ а. Кызыл-Октябрь» и Администрации Зеленчукского муниципального района и обязании МОУ «СОШ а. Кызыл-Октябрь» и Администрации Зеленчукского муниципального района оборудовать образовательное учреждение автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения об эвакуации людей при пожаре, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Зеленчукского района КЧР обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МОУ « СОШ а. Кызыл-Октябрь» и Администрации Зеленчукского муниципального района о признании незаконными бездействие должностных лиц МОУ «СОШ а. Кызыл-Октябрь» и Администрации Зеленчукского муниципального района и обязании МОУ «СОШ а. Кызыл-Октябрь» и Администрации Зеленчукского муниципального района оборудовать образовательное учреждение автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения об эвакуации людей при пожаре, указывая следующее. Прокуратурой Зеленчукского района при проверке исполнения законодательства о противодействии терроризму выявлены отдельные факты неисполнения в МОУ «СОШ а. Кызыл-Октябрь» законодательства, действующего в названной сфере, в том числе, отсутствие автоматической пожарной сигнализации, отсутствие системы оповещения об эвакуации людей при пожаре. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма и принцип законности. В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Кроме того, согласно ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно ст.ст. 37. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Неисполнение требований пожарной безопасности оказывает влияние на антитеррористическую защищенность объекта, поскольку, согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», террористический акт может быть совершен путем взрыва, поджога и иных действий, создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий. При этом данные нарушения не позволяют своевременно и оперативно обнаружить место возгорания, оповестить о нем людей, оперативно принять меры к эвакуации людей и материальных ценностей. Кроме того, данные нарушения существенным образом, затрудняют действия специализированных служб по тушению пожаров, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровья людей, находящихся в образовательном учреждении. Вместе с тем, любое промедление при возникновении пожара носит риск причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, а также ущерба имуществу физических и юридических лиц. В соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Согласно п. 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Как следует из п. 9 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315, здания общественного и административно-бытового назначения подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Требуется также оборудование зданий образовательных учреждений системами оповещения людей о пожаре в соответствии с Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)» Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан и в силу обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает иск в суде в интересах пострадавших. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ это служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты интересов государства и прав неопределенного круга лиц. Согласно части 1 статьи 254 ГПК прокурор вправе обратиться непосредственно в суд и оспорить решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если нарушены права и свободы граждан. Бездействие должностных лиц МОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь» и администрации Зеленчукского муниципального района, выразившиеся в непринятии мер по оборудованию образовательного учреждения автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения об эвакуации людей при пожаре не соответствуют статье 15 Конституции РФ, согласно которой, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (пункт 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации). Кроме того, согласно ст. 11 Закона РФ «Об образовании» учредителем образовательного учреждения могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В соответствии с п. 1.3. Устава МОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь» учредителем Учреждения является администрация Зеленчукского муниципального района. Согласно п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российское Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатной начального общего, основного общего, среднего (полного) образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесены к вопросам местного самоуправления муниципального района. В соответствии с ч. 2 ст. 18 вышеназванного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). Также согласно ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Таким образом, бездействие должностных лиц МОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь» должностных лиц администрации Зеленчукского муниципального района нарушает право граждан на жизнь, охрану здоровья, предусмотренные ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации. В судебном заседании прокурор поддержал заявление по изложенным в нем основаниям. Представитель МОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь» Абдуллаев У.А.-Х. заявление не признал и объяснил, что МОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь» является юридическим лицом. Учредителем юридического лица является Администрация Зеленчукского муниципального района. Имущество образовательного учреждения принадлежит на праве собственности Зеленчукскому муниципальному району, находится в оперативном управлении школы. Действительно в школе нет автоматической сигнализации и системы оповещения людей при пожаре. Однако финансирование школы осуществляется в размерах, достаточных на оплату труда учителей. Неоднократные обращения руководства школы к Главе Администрации с просьбой выделить деньги на установку автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения об эвакуации людей при пожаре остались без удовлетворения со ссылкой на отсутствие денег. Руководством образовательного учреждения подготовлены смета на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей об эвакуации при пожаре, заключен договор на установку указанных средств, однако без финансирования эти работы не могут быть выполнены. Ежегодно перед формированием бюджета района школа предоставляет в РОО Администрации района сведения о необходимых для нормального обеспечения работы в школе средствах, в том числе о размере сумм для установления автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения об эвакуации людей при пожаре, но из года в год финансирование школы на эти нужды не производится. Руководство школы предприняло все меры для выполнения требований пожарной безопасности, но из-за отсутствия денег обеспечить действие этих требований не представляется, поэтому нет оснований считать, что должностные лица образовательного учреждения бездействуют. Представители Администрации Зеленчукского муниципального района Добровольская Н.А. и Николенко О.В. заявление прокурора не признали и объяснили, что собственником имущества, переданного в образовательное учреждение, является Зеленчукский муниципальный район в лице его Главы района Ижаева Х.А. Администрация Зеленчукского муниципального района не является собственником этого имущества. Согласно ст.120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. В связи с этим Глава муниципального района не должен нести ответственность за отсутствие денежных средств у образовательного учреждения на установление автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей об эвакуации при пожаре. Проект бюджета района составляется финансовым отделом Администрации Зеленчукского муниципального района и передается на утверждение представительного органа Зеленчукского муниципального района. В проекте бюджета района указываются средства на установление автоматической сигнализации при пожаре и системы оповещения об эвакуации людей при пожаре, однако при его утверждении урезаются заложенные в проекте бюджета суммы, так как район дотационный. Собственных денег не хватает, субсидии не выделяются. Выслушав прокурора, представителя МОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь», исследовав представленные сторонами доказательства, суд считает заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.253 ГПК РФ к решениям, (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Гражданин согласно ст.256 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свободы. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Согласно ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Суд считает, что прокурор правомерно обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, поскольку в образовательном учреждении и на его территории могут находиться не только работники и ученики образовательных школ, но и другие лица, кроме того численность учеников и педработников может изменяться в течение учебного года, в связи с чем определить круг лиц в них не представляется возможным считать определенным. Согласно ст.32 Закона РФ об образовании РФ образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно ст.51 Закона учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Одной из мер надлежащего исполнения указанных обязательств является обеспечение соблюдения мер пожарной безопасности в образовательных учреждениях, в число которых входит согласно ст.ст.37, 38 ФЗ «О пожарной безопасности» оборудование образовательных учреждений автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Неисполнение требований пожарной безопасности оказывает влияние на антитеррористическую защищенность объекта, поскольку, согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», террористический акт может быть совершен путем взрыва, поджога и иных действий, создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления. Исследованными доказательствами установлено, что должностные лица МОУ «СОШ а. Кызыл-Октябрь» принимали меры к оборудованию образовательного учреждения автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре, что подтверждается проектом бюджета образовательного учреждения на 2011 г., переданным в Администрацию Зеленчукского муниципального района, в котором предусмотрены были средства на эти цели, письменными обращениями в адрес органов местного самоуправления в лице главы администрации ЗМР об изыскании средств на указанные цели, сметой затрат на приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации и договором подряда на выполнение работ по оборудованию образовательного учреждения автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре (документы обозревались в судебном заседании). Суд признает отсутствие со стороны должностных лиц МОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь» бездействия в решении указанных вопросов, поскольку с их стороны приняты все от них зависящие меры для этого. Причиной не обеспечения ими мер пожарной безопасности в виде установления автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения об эвакуации людей при пожаре явилось отсутствие у учреждения денежных средств. Образовательное учреждение является муниципальным учреждением, в 2010 -2011 г. финансировано было только лишь в пределах заработной платы работников школы. Согласно ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Согласно ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; (в ред. Федеральных законов от 28.12.2006 N 242-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ) 3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; 4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; 5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; Согласно уставу МОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь» относится к муниципальному образовательному учреждению, его учредителем является Администрация Зеленчукского муниципального района. Доводы представителя Администрации ЗМР о том, что собственником имущества, переданного в оперативное управление образовательному учреждению, является Зеленчукский муниципальный район, а потому ответственность должен нести Глава Зеленчукского муниципального района, суд находит несостоятельным по следующим основаниям. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Органами власти в Зеленчукском муниципальном районе являются Совет Зеленчукского муниципального района (представительный орган) и Администрация Зеленчукского муниципального района (исполнительный орган). Следовательно, они вправе распоряжаться имуществом, находящимся в собственности муниципального района, в том числе переданного ими в оперативное управление образовательным учреждениям, к которым относятся и здания школ. В связи с этим доводы представителя администрации Зеленчукского МР о том, что распоряжаться имуществом, находящимся в собственности Зеленчукского муниципального района вправе Глава района, а не Глава Зеленчукского муниципального района, не основаны на законе. Администрация Зеленчукского муниципального района как исполнительный орган Зеленчукского муниципального района несет ответственность за материальное обеспечение находящихся в его ведении образовательных учреждений. Отсутствие денежных или иных средств на эти цели не является основанием для освобождения должностных лиц от ответственности. Согласно ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится …. создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений. В соответствии со ст.14 Закона «Об образовании» на органы местного самообразования возложены …..организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования; обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы. Согласно ст. 4 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Согласно ст.6 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона, то есть первичными мерами пожарной безопасности, которые включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Согласно ст. 43, Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к первичным средствам пожаротушения относятся 1) переносные и передвижные огнетушители; 2) пожарные краны и средства обеспечения их использования; 3) пожарный инвентарь; 4) покрывала для изоляции очага возгорания. Согласно ст.61 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания, сооружения и строения должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения в случаях, когда ликвидация пожара первичными средствами пожаротушения невозможна, а также в случаях, когда обслуживающий персонал находится в защищаемых зданиях, сооружениях и строениях не круглосуточно. В МОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь» обслуживающий персонал находится в здании школы не круглосуточно. В связи с изложенным доводы представителя Администрации Зеленчукского муниципального района о том, что в обязанности органов местного самообразования входит обеспечение образовательных учреждений лишь первичными средствами пожаротушения, суд находит несостоятельными. Таким образом, в силу положений законов РФ Администрация Зеленчукского муниципального района несет ответственность за надлежащее обеспечение соблюдения в образовательных учреждений требований о пожарной безопасности и обязано принимать действенные меры к оборудованию помещений образовательных учреждений не только первичными средствами пожаротушения, но и автоматической сигнализацией и системой оповещения об эвакуации людей при пожаре. Представителем Администрации Зеленчукского муниципального района не представлены доказательства принятия должностными лицами Администрации Зеленчукского муниципального района надлежащих мер для обеспечения образовательных учреждений автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения об эвакуации людей при пожаре, что подтверждает бездействие с их стороны. На основании ст.ст. 31,32 Закона РФ «Об образовании», ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.ст. 4.6, 43, 61,63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить заявление прокурора Зеленчукского района частично. Признать бездействие должностных лиц Администрации муниципального района КЧР в решении вопроса об оборудовании МОУ « СОШ а. Кызыл-Октябрь» автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения об эвакуации людей при пожаре незаконным. Обязать должностных лиц Администрацию Зеленчукского муниципального района принять меры по установлению в МОУ «СОШ а. Кызыл-Октябрь» автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения об эвакуации людей при пожаре в срок до 31 декабря 2011 г. Отказать прокурору Зеленчукского района в признании бездействия директора МОУ «СОШ № 1 ст. Сторожевой» в решении вопроса об оборудовании МОУ « СОШ а. Кызыл-Октябрь» автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения об эвакуации людей при пожаре незаконным и обязании директора МОУ «СОШ а. Кызыл-Октябрь» оборудовать МОУ «СОШ а. Кызыл-Октябрь» автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей при пожаре. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение 10 дней после вынесения. С у д ь я: Д.А. Тешелеева