Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 15 сентября 2011 г. ст. Зеленчукская Зеленчукский районный суд КЧР в составе: председательствующего судьи Борлаковой Ф.Л. при секретаре Долаевой Л.А., с участием представителя истца помощника прокурора Зеленчукского района Яблонского Е.С., представителя ответчика администрации Кардоникского сельского поселения Кузьмина Н.Г. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ), представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР Айдинова А.З. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зеленчукского района к Администрации Кардоникского сельского поселения об обязании поставить на учет берегозащитные дамбы, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Зеленчукского района обратился в суд с иском в интересах государства и неопределенного круга лиц к администрации Кардоникского сельского поселения об обязании ответчика устранить допущенные нарушения закона: в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в соответствие с п.3 ст. 255 ГК РФ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР с заявлением о постановке на учет гидротехнических сооружений, указывая, что в соответствии с заданием прокуратуры республики прокуратурой района проведена проверка безопасности гидротехнических сооружений на территории Зеленчукского района. В ходе проверки установлено, что на территории Кардоникского СП имеется три гидротехнических сооружения, а именно: на <адрес> (дамба обвалования); на <адрес> (дамба обвалования); на <адрес> (дамба обвалования). Указанные дамбы находятся на балансе Кардоникского СП, но до сих пор юридически не определены в собственность. В соответствии со статьей 3 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» сооружения (дамбы), предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна рек являются гидротехническими сооружениями. Статья 9 вышеуказанного закона закрепляет обязанности за эксплуатирующей организацией обеспечить соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их ремонте, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях. Под эксплуатирующей организацией согласно ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» понимается государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находиться гидротехническое сооружение. Администрацией СП средства на капитальный ремонт указанных гидротехнических сооружений не выделяются. Все это представляет собой нарушение статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», которая устанавливает ответственность эксплуатирующей организации за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Данное положение вещей создает реальную опасность наступления чрезвычайной ситуации, учитывая, что в летний период за счет таяния ледников и выпадения осадков нередки случаи половодья рек, вопрос капитального ремонта и обслуживания стоит остро, а в отсутствии фактического собственника дамб повышается риск аварии на участке гидротехнического сооружения. Бездействия должностных лиц администрации СП по обеспечению безопасности объекта может повлечь за собой причинение вреда, жизни, здоровью граждан, здоровью физических лиц, имущества физических и юридических лиц, а также государству в результате аварии на данном сооружении. В соответствии с п. 8 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий Чрезвычайной ситуации в границах поселения отнесено к вопросам местного значения администрации сельского поселения. Согласно пунктам 7, 12 ст. 2 ФЗ «О противодействии терроризму» одним их основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации последствий проявлений терроризма. Законодательство о противодействии терроризму имеет своей целью защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности РФ. Перечисленные нарушения не отвечают достижениям указанных целей. Согласно п. 2 части 1 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ гидротехнические сооружения относятся к особо опасным технически сложным объектам. В случае половодья рек нередки случаи разрушения дамб, а в отсутствии фактического собственника дамбы повышается риск аварии на участке гидротехнического сооружения и вопрос капитального ремонта и обслуживания останется не решенным, отсутствие антитеррористической защищенности бесхозяйность дамб создают реальную опасность наступления негативных последствий для государства, окружающей природной среды, хозяйствующих субъектов и граждан. Ведь в зоне возможного затопления находятся населенные пункты. Согласно п. 7.1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения. В соответствии с частями 1 и 3 ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются «Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 №580. Бесхозяйные, аварийные гидротехнические сооружения, представляют потенциальную опасность нанесения вреда населению, объектам экономики, инженерным коммуникациям при возможных авариях и возникновениях чрезвычайных ситуаций. В соответствии с пунктами 4 и 5 данного Положения органы местного самоуправления должны обращаться в органы, осуществляющие государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет объектов недвижимого имущества бесхозяйных гидротехнических сооружений. Согласно п. 1. «Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного постановлением Правительства РФ №457 от 01.06.2009г. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, данная служба уполномочена реализовывать возложенные на нее задачи по осуществлению принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества в порядке предусмотренном пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 15 Конституции РФ закрепляет обязанность за органами местного самоуправления соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Регистрации права собственности в установленном законом порядке на названные берегозащитные сооружения имеет архиважное значение. Целью регистрации права является то, что собственник юридически оформленного объекта будет обязан нести бремя его содержания и принимать меры по обеспечению безопасности на "указанных объектах. 11.03.2011года на заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Зеленчукского муниципального района (протокол №2 от 11.03.2011г.) было принято решение о необходимости принятия мер к постановке бесхозяйных гидротехнических сооружений на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Данное решение поручено для реализации главам сельских поселений, на территории которых находятся гидротехнические сооружения. Выявленные прокуратурой района нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные администрацией СП, указывает на халатное отношение должностных лиц поселения к сложившейся проблеме. Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан и в силу обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает иск в суде в интересах пострадавших. Наличие названных нарушений в соответствии со ст. 45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты интересов государства и прав неопределенного круга лиц. В ходе судебного разбирательства прокурор поддержал заявление по изложенным в нем основаниям, уточнил исковые требования, просил обязать ответчика устранить нарушения закона в срок до 01.01.2012 года. Представитель ответчика глава администрации Кардоникского сельского поселения иск признал в полном объеме и пояснил, что гидротехнические дамбы расположены на территории Кардоникского сельского поселения, право собственности на указанные дамбы администрацией сельского поселения не зарегистрированы на балансе в администрации Кардоникского сельского поселения не состоят. Представитель третьего лица администрации Зеленчукского муниципального района в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В ходе судебного разбирательства представитель администрации Зеленчукского муниципального района не возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что данные гидротехнические сооружения не включены в объем муниципальной собственности Администрации Зеленчукского муниципального района. Представитель третьего лица Управления ФСГРКК по КЧР Айдинов А.З. не возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что сведения по берегоукрепительным сооружениям (дамба укрепления) по защите газопровода и жилых домов, расположенных в ст. Кардоникской в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста государственный инспектор отдела энергетического надзора по надзору за ГТС Управления Ростехнадзора по КЧР ФИО5 пояснил, что при проведении проверки, указанной в справке от 27 июня 2011 года, на место расположения дамб в ст. Кардоникской он лично не выезжал. Указанная справка была составлена им по прокурорскому запросу на основании данных, полученных проведенной ранее совместно с прокуратурой проверкой с 15.06.2009 г. по 16.06.2009 г. Находятся ли на балансовом учете в администрации Кардоникского сельского поселения указанные дамбы пояснить не может. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, на территории Кардоникского сельского поселения находятся бесхозяйные гидротехнические сооружения: - берегоукрепительная дамба (дамба обвалования), из песчано-гравийной смеси, с покрытием железобетонных плит мокрого уклона, для защиты жилых домов, протяженностью 830 метров, расположена <адрес> - берегоукрепительная дамба (дамба обвалования), из песчано-гравийной смеси, с покрытием железобетонных плит мокрого уклона, для защиты жилых домов, протяженностью 240 метров, расположена <адрес> - берегоукрепительная дамба (дамба обвалования), из песчано-гравийной смеси, для защиты жилых домов, протяженностью 620 метров, расположена <адрес> Сведения, представленные С-КУ Ростехнадзор от 27 июня 2011 года по проверке технического состояния гидротехнических сооружений Зеленчукского района подтверждают наличие трех гидротехнических сооружений на территории Кардоникского сельского поселения. Согласно справке главы администрации Кардоникского сельского поселения от 22.07.2011 года № указанные гидротехнические сооружения являются бесхозными, на балансе в администрации Кардоникского сельского поселения не состоят. По сообщению администрации Зеленчукского муниципального района указанные гидротехнические сооружения, расположенные на территории Кардоникского сельского поселения в реестре муниципальной собственности не значатся и не включены в объем муниципальной собственности Администрации Зеленчукского муниципального района. Сведений, об указанных объектах недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР, в Зеленчукском филиале КЧР ГУП «Техническая инвентаризация» и в Территориальном управлении Росимущества по КЧР не имеется. Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник, которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался. Если, это не исключается правилами ГПК РФ о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечения года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. В силу п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами определяющими статус этих органов. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью. К вопросам местного значения поселения относятся участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п. 8). Пунктами 9, 24, 26 ч. 1 ст. 8 Устава Кардоникского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР к вопросам местного значения поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществлением мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. В соответствии со ст. 3, 9 ФЗ от 21.07.1997г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Порядок обеспечения безопасности гидротехнического сооружения не имеющего собственника установлен ст. 13 ФЗ № 117-ФЗ, в силу которой эксплуатация гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнические сооружения, находящиеся в аварийном состоянии), а также гидротехнического сооружения, которое подлежит консервации или ликвидации, и гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника, осуществляются в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации Согласно п.4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного, постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г, N 580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Поскольку такого рода объект расположен в административных границах администрации Кардоникского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР, не обращение администрации сельского поселения в регистрирующий орган с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 ст. 225 ГК РФ. Таким образом, требования прокурора Зеленчукского района о возложении на администрацию Кардоникского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - трех гидротехнических сооружений подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Прокурор освобожден от уплаты госпошлины при подаче в суд искового заявления. Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с удовлетворением заявления прокурора государственная пошлина в размере 200 рублей должна быть взыскана с администрации Кардоникского сельского поселения в бюджет Зеленчукского муниципального района КЧР. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить заявленные требования прокурора Зеленчукского района. Обязать администрацию Кардоникского сельского поселения в срок до 01.01.2012 года обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР с заявлением о постановке на учет трех гидротехнических сооружений: - берегоукрепительная дамба (дамба обвалования), из песчано-гравийной смеси, с покрытием железобетонных плит мокрого уклона, для защиты жилых домов, протяженностью 830 метров, расположена <адрес> - берегоукрепительная дамба (дамба обвалования), из песчано-гравийной смеси, с покрытием железобетонных плит мокрого уклона, для защиты жилых домов, протяженностью 240 метров, расположена <адрес> - берегоукрепительная дамба (дамба обвалования), из песчано-гравийной смеси, для защиты жилых домов, протяженностью 620 метров, расположена <адрес> Взыскать с администрации Кардоникского сельского поселения госпошлину в размере <данные изъяты> рублей в бюджет Зеленчукского муниципального района КЧР. Решение может быть обжаловано через Зеленчукский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Зеленчукского районного суда Борлакова Ф.Л.