Решение от 29 июня 2011г. по делу № 2-1347/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2011 года ст. Зеленчукская

Зеленчукский районный суд в составе:

председательствующего судьи Бурдовой Е.А.,

с участием истца Перегородеева И.П. и его представителя адвоката Ковгановой Н.А.,

представителя ответчика Управления труда и социального развития администрации Зеленчукского муниципального района Долаева И.Х.,

представителя третьего лица-Министерства финансов РФ Узденова И.Д.,

при секретаре судебного заседания Болуровой М.К.,

рассмотрев в помещении Зеленчукского районного суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перегородеева ФИО10 к Управлению труда и социального развития администрации Зеленчукского муниципального района о перерасчете денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров,

УСТАНОВИЛ:

Перегородеев И.П. обратился в суд с иском к Управлению труда и социального развития администрации Зеленчукского муниципального района о перерасчете денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и указал, что он является инвалидом третьей группы бессрочно. Причина заболевания - участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно п.22 ст.14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», ему выплачивается денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 3-х МРОТ.

До 01.01.2001г. указанная компенсация выплачивалась в размере 3-х минимальных заработных плат в сумме <данные изъяты>. ежемесячно (83,49 х 3).

С 1 января 2001г.- по 31.12.2004г. выплата производилась по 300 руб. ежемесячно;

с 01.2005 г. по 31.12.2005г.- по <данные изъяты>. и по настоящее время данная компенсация выплачивается мне в размере <данные изъяты>. ежемесячно.

Индексация данной выплаты до 2001года должна была производиться на основании ст.5 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в ред.Закона от 12.02.2001гг.), в порядке «… определенном законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РФ, если не оговорено иное».

За период с 1 января 1997года по 15 февраля 2001года в качестве единого критерия индексации для утраченного заработка и иных денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, применялся минимальный размер оплаты труда, что указано в п.5.3. Постановления Конституционного суда РФ от 19.06.2002г., №11-П. В силу этого размер денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров подлежит индексации с 1.07.2000г. и с 01.01.2001г.- по росту размера минимальной заработной платы.

Согласно ФЗ от 19.05.2000г. №82-ФЗ, МРОТ по РФ увеличивалась дважды: с 01.07.2000г. МРОТ установлен в 132,0 руб. (коэффициент повышения 1,581 =132,0:83,49) и с 01.01.2001г. МРОТ установлен в размере 200,0 руб.( коэффициент повышения 1,515 = 200,0:132,0). С января 2002г. и далее ежегодно, повышение выплат должно проводится пропорционально росту величины прожиточного минимума в РФ. ( ст.2 ФЗ от 12.02.2001 №5-ФЗ «О внесение изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС»).

Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002г.,№11-П данный порядок индексации роста выплат признан не противоречащим Конституции РФ, но индексация должна проводится исходя из роста прожиточного минимума в субъекте РФ.(ч.3 п.2 Постановления). В связи с повышением прожиточного минимума с 2000 года на 2001год по Российской Федерации в КЧР за данный период расчет прожиточного минимума не проводился. По РФ он составлял с 909,0 до 1144,0 руб., повышающий коэффициент с 1.01.2002года составил 1,26 ( 1144,0:909,0), повышение прожиточного минимума по КЧР с 2001 на 2002г. составил коэффициент с 1.01.2003г.- 1,212 ( 1063,0:877,0).

Согласно ст.1-3 ФЗ от 26.04.2004г №31-ФЗ «О внесении изменений в ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и в ст.2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС»», с 2004г. установлен механизм индексации выплат с учетом инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Данный порядок исчисления выплат в счет возмещения вреда здоровью, а также последующую индексацию исчисленных выплат подтвердил в своем Постановлении Пленум ВС РФ № 7 от 05.04.2005г «О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума ВС РФ от 14.12.2000г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС»».

В соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 847 от 27.12.2004г. «Об индексации в 2004году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», № 326 от 25.05.2005г, а также № 292 от 07.05.2005г., ( в редакции от 03.03.2007г. «Об индексации в 2005году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС»), Постановления Правительства № 246 от 25.04.2006г. в редакции от 03.03.2007г. «Об индексации в 2006г размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», с 01.01.2004г коэффициент составил 1.1, с 01.01.2005г. индексации выплат производится на коэффициент – 1,11; с 01.01.2006г.- на 1,09.

Постановлением Правительства РФ № 171 от 21.03.2007г. «Об индексации в 2007г размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», с 01.01.2007г. применяется коэффициент -1,08.

Постановлением Правительства РФ, № 914 от 21.12.2007г., в ред. Постановления Правительства РФ №992 от 24.12.2008г. «Об индексации в 2008-2010гг. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», с 01.01.2008г. подлежит применению коэффициент 1,105, с 01.01.2009г.- 1,085, с 01.01.201г. – 1,07.

Постановлением Правительства РФ, № 1079 от 21.12.2010г. «Об индексации в 2011г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», с 01.01.2011г., применяется коэффициент -1,065.

Согласно ч.2 п.1 Определения Конституционного суда РФ №364-О от 04.10.2005г., в случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению – для указанного периода- размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с раннее действовавшими критериями индексации ( на основе величины прожиточного минимума в субъекте РФ), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.

Поскольку вводимый Постановлением Правительства РФ № 847 от 27.12.2004г., критерий индексации значительно ниже индекса роста прожиточного минимума в КЧР, то с 01.01.2004г., индексировать выплаты подлежит по нему. С 2005г., индексация проводится по уровню инфляции.

Рост прожиточного минимума по КЧР с 2002 на 2003г. произошел с 1063 руб. до 1278 руб., т.е. с 01.01.2004г. на коэффициент 1.202 ( 1278 : 1063 ). Данные повышающие коэффициенты применены не были. Он получил инвалидность до 2001г., то есть до вступление в действие ФЗ №5 от 12.02.2001г, которым в базовый закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» были внесены изменения, которыми был определен новый порядок исчисления и индексации выплат, в том числе на питание и оздоровление.

Требования ФЗ №5 к нему не должны были быть применены, поскольку они существенно ухудшали его положение как получателя раннее назначенных выплат. Он раннее не обращался с заявлением об индексации назначенных ему выплат на питание и оздоровление в УТиСР, но при этом он не давал согласие и на перевод на получение выплат по новому закону с 2001г.

В 2011году он обратился с соответствующим заявлением в Управление социальной защиты населения с просьбой дать ему разъяснение, каким образом ему исчисляются и выплачиваются пособие на питание и оздоровление. Оказалось, что он единственный инвалид, получающий выплаты по новому законодательству. Все остальные инвалиды ЧАЭС получают выплаты по решению суда с учетом вышеуказанной индексации. Он же раннее в суд с настоящими требованиями не обращался.

Общая сумма недоплаты за период с 1 июля 2007г. по 31.12.2010г. составляет <данные изъяты> руб. Расчет прилагается.

На основании вышеизложенного он просит суд обязать Управление социальной защиты населения по Зеленчукскому муниципальному району произвести перерасчет причитающихся ему выплат на приобретение продовольственных товаров и установить с 01.01.2011г. ежемесячную выплату в сумме по <данные изъяты>., а также в счет компенсации за вред здоровью ежегодно с 2011г. в сумме <данные изъяты> руб., с последующей индексацией согласно действующему законодательству.

Взыскать с Управления социальной защиты населения по Зеленчукскому муниципальному району за счет Казны РФ задолженность по выплатам в счет компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.2007г. по 31.12.2010г. включительно в сумме <данные изъяты> руб., и в сумме <данные изъяты> руб. на оздоровление. Как инвалид вследствие аварии на ЧАЭС он освобожден от уплаты госпошлины.

В судебном заседании истец Перегородеев И.П. и его представитель адвокат Ковганова А.Н. поддержали исковые требования своего доверителя по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель УтиСР администрации Зеленчукского муниципального района Долаев И.Х., действующий на основании доверенности, иск Перегородеева И.П. не признал и пояснил, что в наблюдательном деле Перегородеева И.П. не имеется никаких заявлений относительно порядка выплат денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Кроме того, Перегородеев И.П. три года проживал на территории Карачаевского района и поэтому знать по каким основаниям истец желает получать компенсацию ответчик не мог.

К расчетам, представленным истцом у Управления труда и социального развития претензий нет. Просил учесть, что в соответствии с Постановлением правительства РФ № 73 оплата такой компенсации производится в пределах средств, выделяемых из бюджета. Ответчик только лишь подает заявку на выплаты, поскольку денежными средствами для таких выплат не располагает.

Представитель Министерства Финансов РФ Узденов И.Д., действующий по надлежаще оформленной доверенности, решение о перерасчете денежной компенсации Перегородееву И.П. оставил на усмотрение суда.

Выслушав стороны, представителя Министерства финансов РФ, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

в соответствии с п. 5 ФЗ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года, в ред. Закона от 30 декабря 2001 года, государственные пособия, пенсии, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством. Согласно пункту 22 ст. 14 указанного Закона, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируются ежемесячные выплаты денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб., кроме того, статьей 39 Закона предусмотрено, что выше указанным гражданам производится ежегодная компенсация за вред здоровью в зависимости от группы инвалидности.

Денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров ( как иная денежная компенсация), входит в объем возмещения вреда, что подтверждается правовой позицией Конституционного суда РФ от 1 декабря 1997 года № 18-11 по делу о проверке конституционности отдельных положений статей Федерального Закона от 24 октября 1998 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», где указано:

« независимо от того, о каких способах возмещения идет речь, в оспариваемом Законе о льготах, денежных ( материальных) компенсациях, других денежных доплатах к социальным выплатам, все они входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения».

Конституционный суд РФ в своем постановлении от 19 июня 2002 года № 11-П указывает: « учитывая, что вред, причиненный Чернобыльской катастрофой, является вредом реально невосполнимым и не исчисляемым, объективно затруднено, а во многих случаях невозможно полное его возмещение. Но во всяком случае, размер возмещения должен обеспечивать лицам, пострадавшим в результате этой катастрофы, такой уровень жизни, при котором- в сопоставлении с доходами граждан в стране в целом, не ставилось бы под сомнение их право на возмещение вреда как принцип уважения достоинства личности», в силу п. «в» ст. 71 Конституции РФ государство обязано регулировать и защищать права и свободы человека и гражданина, что требует использования эффективных правовых механизмов возмещения вреда здоровью в условиях инфляции и роста цен. Возможность выплат дополнительных сумм по судебному решению повышают гарантии защиты прав и законных интересов граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исходя из смысла и текста Постановления Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П, в объем возмещения вреда, причиненного на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации, входят как ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, так и иные ежемесячные и единовременные выплаты, в том числе- ежегодная компенсация за вред здоровью и ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров.

Справкой сер МСЭ № 166305 подтверждено, что Перегородеев И.П. является инвалидом 3 группы бессрочно, с указанием причины инвалидности «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС ( л.д. 15).

В соответствии с ФЗ от 19.05.2000 года № 82 минимальная оплата труда увеличивалась дважды: с 1 июля 2000 года повышающий коэффициент составил 1,581, с 1 января 2001 года- 1,515.

Согласно ФЗ от 12.02.2001 года № 5, индексация выплат в счет возмещения вреда здоровью должен производиться пропорционально росту величины прожиточного минимума в субъекте РФ или в целом по Российской Федерации.

Поскольку с 2000 года на 2001 год расчет прожиточного минимума в КЧР не производился, то при индексации должен быть применен повышающий коэффициент в целом по Российской Федерации и с 1 января 2002 года он составил 1,26.

По Карачаево-Черкесской республике рост ВПМ с 1 января 2003 года произошел в 1.212 раза, а с 1 января 2004 года- в 1,202.

На основании приведенных Законов, в соответствии с выше указанными периодами и коэффициентами повышения с 1 июля 2000 года- МРОТ, а затем, с 1 января 2002 года- ВПМ, должны быть проиндексированы денежная компенсация Переродееву И.П. на приобретение продовольственных товаров и компенсация за вред здоровью, которые составят:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В счет компенсации здоровью должно выплачиваться ежегодно по 4 МРОТ:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

Расчет, представленный истцом, проверен и суд считает его правильным.

Перегородеев И.П. в 2001 году стал инвалидом 3 группы бессрочно, т.е отношения, дающие ему право на получение выплат в счет возмещения вреда, возникли до 19 июля 2002 года и суд не может ухудшить положение истца, поскольку в таком случае будет нарушено его право на судебную защиту, предусмотренное Конституцией Российской Федерации, гарантирующей защиту прав и законных интересов граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы. Под сомнение будет поставлено само право на возмещение вреда как принцип уважения достоинства личности.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с УтиСР по Зеленчукскому району надлежит взыскать госпошлину в размере <данные изъяты> коп. от всей суммы иска <данные изъяты> руб.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Управление труда и социального развития администрации Зеленчукского муниципального района произвести Перегородееву Ивану Петровичу перерасчет причитающихся выплат на приобретение продовольственных товаров и установить с 01.01.2011г. ежемесячную выплату в сумме по <данные изъяты>., а в счет компенсации за вред здоровью- ежегодно с 2011г. в сумме <данные изъяты> руб. с последующей индексацией согласно текущему и действующему законодательству.

Взыскать в пользу Перегородеева Ивана Петровича с Управление труда и социального развития администрации Зеленчукского муниципального района за счет Казны РФ задолженность по выплатам в счет компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.2007г. по 31.12.2010года включительно в сумме <данные изъяты> руб., и в сумме <данные изъяты> руб. - на оздоровление.

Взыскать в Федеральный бюджет с УТиСР администрации Зеленчукского муниципального района госпошлину в сумме 882 руб. 16 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КЧР в 10-ти дневный срок со дня его вынесения путем подачи жалобы через Зеленчукский районный суд.

Судья Бурдова Е.А.