Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 октября 2011 г. ст. Зеленчукская
Зеленчукский районный суд КЧР в составе:
председательствующего судьи Борлаковой Ф.Л.
при секретаре Долаевой Л.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Зеленчукского района Яблонского Е.С., представителя ответчика администрации Зеленчукского муниципального района Вильхова П.А. (доверенность от 22.08.2011 года № 01-1073), представителя ответчика - главы администрации Даусузского сельского поселения Гербекова Р.Т., представителей третьих лиц: Правительства КЧР Расуловой А.Н. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), Министерства финансов КЧР Аджиевой А.Э. (доверенность от 23.03.2011 года № 4),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зеленчукского района к Администрации Зеленчукского муниципального района, администрации Даусузского сельского поселения о признании бездействий администрации Зеленчукского муниципального района и администрации Даусузского сельского поселения незаконными и обязании предоставить жилые помещения в муниципальном жилом фонде,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Зеленчукского района обратился в суд с иском в защиту интересов граждан на жилище в муниципальном жилом фонде к администрации Зеленчукского муниципального района о признании бездействий администрации Зеленчукского муниципального района незаконными и обязании предоставить жилые помещения в муниципальном жилом доме, указав, что прокуратурой Зеленчукского района в ходе проверки проведенной в связи с обращением граждан Гущиной Г. М., Вахмяниной М. П., Полякова В. А., Ашибоковой Ж. М. и других жильцов домов зарегистрированных по адресу: КЧР, <адрес> и <адрес> (дома барачного типа) установлено следующее.
27.11.2006 согласно акту межведомственной комиссией Зеленчукского муниципального района, названные бараки были признаны аварийными, подлежащим сносу, не пригодным для дальнейшего проживания.
На основании указанного акта 07.09.2007 принято постановление главы Зеленчукского муниципального района №<данные изъяты>, согласно которому, жилые <адрес> по указанном адресу, были признаны аварийными и непригодными для проживания, а также принято решение о переселении жителей данных домов в жилые помещения, приобретаемые на рынке вторичного жилья.
В соответствии с п. 3 названного постановления данные жилые дома должны были быть демонтированы и выведены из списка жилого фонда района в срок до ДД.ММ.ГГГГ Однако до настоящего времени жилые помещения не были выделены, жильцы не переселены, что создает угрозу их жизни и здоровью.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5-9 названной статьи.
Как следует из ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Кроме того, согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Однако до настоящего времени, администрацией Зеленчукского муниципального района, соответствующие меры по переселению граждан указанных бараков из аварийных жилых домов не приняты.
Выявленные прокуратурой района нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные администрацией Зеленчукского муниципального района, указывают на халатное отношение должностных лиц названного органа к сложившейся проблеме. Вышеуказанные бараки были признаны аварийными, подлежащим сносу, не пригодным для дальнейшего проживания специально созданной для этих целей комиссией (акт и заключение от 27.11.2006г.). Комиссия была назначена постановлением главы Зеленчукского муниципального района №255 от 02.11.2006г. «О создании межведомственной комиссии». Комиссия создавалась в порядке, предусмотренном п. 7 постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Несмотря на отмену постановления главы Зеленчукского муниципального района №<данные изъяты> от 07.09.2007г. «О переселении жителей домов <адрес> по <адрес>», постановление главы Зеленчукского муниципального района №<данные изъяты> от 02.11.2006г. «О создании межведомственной комиссии», акт и заключение межведомственной комиссией Зеленчукского муниципального района от 27.11.2006г. действуют и не отменены. Таким образом, факт того, что указанные дома (бараки) являются аварийными, в полном объеме подтверждается выводами специально созданной для этого комиссии. Данный факт ответчиком не опровергается. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ признание дома аварийным, является основанием для внеочередного предоставления жильцам этого дома жилых помещений по договорам социального найма. В нарушение п. 49 постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» орган местного самоуправления не принял решение и не издал распоряжение с указанием о дальнейшем использовании аварийных помещений и сроках отселения физических лиц.
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской
Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан и в силу обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает иск в суде в интересах пострадавших.
Наличие названных нарушений в соответствии со ст. 45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты интересов граждан на жилище в муниципальном жилом фонде.
В ходе судебного разбирательства прокурор дополнил исковые требования, просил признать бездействие администрации Зеленчукского муниципального района и администрации Даусузского сельского поселения в части не проведения мероприятий по предоставлению жильцам бараков № и №, расположенных по адресу: КЧР, <адрес>, других благоустроенных жилых помещений в порядке, предусмотренном ст.32 и разделом 3 ЖК РФ незаконным и обязать администрацию Зеленчукского муниципального района и администрацию Даусузского сельского поселения в срок до 01.12.2012 года устранить допущенные нарушения закона и провести все необходимые мероприятия по предоставлении жильцам бараков № и №, расположенных по адресу: КЧР, <адрес>, других благоустроенных жилых помещений в порядке, предусмотренном ст. 32 и разделом 3 ЖК РФ. При этом, признал законным постановление главы администрации Зеленчукского района от 15.08.2011 года № 593 об отмене постановления главы Зеленчукского МР № 488 от 07.09.2007 года «О переселении жителей <адрес>,<адрес> по <адрес>».
Представитель ответчика глава администрации Зеленчукского муниципального района Вильхов П.А. иск не признал и пояснил, что постановление главы администрации Зеленчукского муниципального района от 07.09.2007 г. № 288 «О переселении жителей домов №,№ по <адрес>» отменено постановлением главы администрации Зеленчукского муниципального района от 15 августа 2011 г. в связи с тем, что согласно ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 N И1-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов. К полномочиям районов вопросы по предоставлению гражданам жилых помещениями не относятся.
Представитель ответчика администрации Даусузского сельского поселения Гербеков Р.Т. иск признал и пояснил, что на территории Даусузского сельского поселения по <адрес> <адрес> действительно расположены два многоквартирных дома, которые признаны аварийными. На данный момент, разрешение вопроса о переселении жильцов указанных домов и предоставлении им жилья не представляется возможным, в связи с отсутствием денежных средств.
Представитель третьего лица Правительства КЧР Расулова А.Н. пояснила, что в приложении 2 к Постановлению Правительства КЧР от 27.12.2007 г. № 481 определены субсидии из федерального бюджета, выделяемые Карачаево-Черкесской Республике на проведение мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа в сумме <данные изъяты>, в том числе администрации Даусузского сельского поселения – <данные изъяты>. Средства из федерального бюджета на вышеуказанные цели не поступали. При этом, полагает исковые требования прокурора незаконными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерства финансов КЧР Аджиева А.Э. исковые требования прокурора поддержала в части признания бездействий администрации Даусузского сельского поселения незаконными, пояснила, что Федеральным законом от 21.07.2010 №185-ФЗ « О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» что 21 июля 2007 года № 185-ФЗ, создан Фонд, определяющий условия предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Деятельность Фонда, в том, числе является переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, также предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда - предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном данным Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Субъектом РФ, муниципальными образованиями были соблюдены условия, при которых тем, муниципальным образованиям, в решениях о бюджете которых, были определены средства на софинансирование данных мероприятий, были предоставлены средства Фонда на мероприятия по капитальному ремонту. На переселение граждан Даусузского сельского поселения аварийного жилищного фонда средства Фондом не были предоставлены. Средства из федерального бюджета в бюджет субъекта не поступали, что отражено в законе Карачаево-Черкесской Республики от 25.07.2008 № 55-РЗ «Об исполнении республиканского бюджета Карачаево-Черкесской республики за 2007 год». Средства, определенные в вышеуказанном приложении являлись бы средствами целевыми, соответственно при поступлении не могли бы расходоваться на иные цели, что явилось бы нецелевым расходованием.
Представитель третьего лица Министерства Строительства, Энергетики и ЖКХ КЧР, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился, о причинах уважительности неявки суду не сообщил.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, на территории Даусузского сельского поселения находятся два многоквартирных дома, которые расположены по <адрес> признанны аварийными, подлежащими сносу и непригодными для дальнейшего проживания. Данное обстоятельство подтверждается заключением межведомственной комиссии, Зеленчукского района от 27 ноября 2006 года согласно которой, <адрес> признаны аварийными, подлежащими сносу, непригодными для дальнейшего проживания, главе администрации Даусузского сельского поселения рекомендовано рассмотреть вопрос об оказании помощи в ремонте существующих помещений
Согласно Постановлению главы администрации Зеленчукского муниципального района № <данные изъяты> от 07.09.2007 года <адрес> признаны аварийными и непригодным для проживания, в этом же постановлении главой администрации Зеленчукского района вынесено решение о переселении жителей указанных домов и демонтировании и выведении из списка жилого фонда указанный дом с рок до 14.10.2007 года.
15 августа 2011 года Постановлением главы администрации № 593 вышеуказанное постановление отменено со ссылкой на ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 N И1-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" которым определены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:
1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;
2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение;
3) жилое помещение признано непригодным для проживания;
4) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 установлен порядок признания в частности многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 49 вышеуказанного Положения действовавшего до 17.08.2007 года на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно ст. 51 Положения в случае признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния, решение направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения.
Согласно ст.52 Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 481 от 27.12.2007 г. утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий, выделяемых из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской республики для предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на проведение мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и ( или) жилищного фонда с высоким уровнем износа.
Согласно вышеуказанного Порядка получателями субсидий являются городские и сельские поселения, городские округа (далее муниципальные образования) Карачаево-Черкесской Республики; субсидии перечисляются в бюджеты муниципальных образований на софинансирование: приобретения муниципальными образованиями жилых помещений и ( или) жилых домов( в том числе на вторичном рынке жилья); строительства муниципальными образованиями жилых помещений и (или) жилых домов( в том числе завершение начатого строительства).
Для получения субсидий муниципальные образования предоставляют в уполномоченный Правительством Карачаево-Черкесской республики орган исполнительной власти республики (далее - уполномоченный орган) следующие документы: заявку на получение субсидий, копию утвержденной муниципальной программы реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания; копии принятых в установленном законодательством Российской Федерации решений о несоответствии жилых помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (в том числе об определении уровня износа жилых помещений), а также признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; список граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, признанных непригодными для проживания; копии (выписки) бюджетов (проектов бюджетов) муниципальных образований на планируемый год, подтверждающих размер средств, предусматриваемых на финансирование (софинансирование) реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
Администрацией Даусузского сельского поселения условия для предоставления муниципальным образованиям субсидий на проведение мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа в соответствии с постановлением Правительства КЧР от 27.12.2007 года № 481 выполнены не были.
Согласно п.7 Устава Даусузского сельского поселения, принятого решением Совета Даусузского сельского поселения от 11 мая 2010 года №59 к вопросам местного значения Даусузского сельского поселения, в том числе относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в Даусузском сельском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, отнесены к полномочиям органа местного самоуправления поселения.
Таким образом, требования прокурора Зеленчукского района о возложении на администрацию Даусузского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР обязанности по предоставлению жильцам бараков <адрес>, других благоустроенных жилых помещений в порядке, предусмотренном ст. 32 и разделом 3 ЖК РФ подлежат удовлетворению, а требования о признании бездействия администрации Зеленчукского муниципального района и его обязании по предоставлению жильцам благоустроенных жилых помещений в порядке, предусмотренном ст.32 и разделом 3 ЖК РФ - отказу.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Прокурор освобожден от уплаты госпошлины при подаче в суд искового заявления.
Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с удовлетворением заявления прокурора частично государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей должна быть взыскана с администрации Даусузского сельского поселения в бюджет Зеленчукского муниципального района КЧР.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявленные требования прокурора Зеленчукского района частично.
Признать бездействие администрации Даусузского сельского поселения в части не проведения мероприятий по предоставлению жильцам бараков <адрес>, других благоустроенных жилых помещений в порядке, предусмотренном ст.32 и разделом 3 ЖК РФ незаконным и обязать администрацию Даусузского сельского поселения в срок до 01.12.2012 года устранить допущенные нарушения закона и провести все необходимые мероприятия по предоставлению жильцам бараков <адрес>, других благоустроенных жилых помещений в порядке, предусмотренном ст. 32 и разделом 3 ЖК РФ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с администрации Даусузского сельского поселения госпошлину в размере <данные изъяты> в бюджет Зеленчукского муниципального района КЧР.
Решение может быть обжаловано через Зеленчукский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Борлакова Ф.Л.