Решение от 14 июня 2011г. по делу № 12-14/2011



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 июня 2011 г.                                                                                            ст. Зеленчукская

Зеленчукский районный суд КЧР в составе:

Председательствующего судьи Тешелеевой Д.А.

при секретаре судебного заседания Авдиенко В.А.,

с участием заявителя Аджиевой Р.И.,

рассмотрев жалобу Аджиевой Р.И. на постановление начальника отделения ОФМС России по КЧР в Зеленчукском районе от 10 января 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.18.9 ч.4 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Аджиева Р.И. подала жалобу на постановление начальника отделения ОФМС России по КЧР в Зеленчукском районе от 10 января 2011 г. о привлечении ее к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.9 ч.4 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа в размере 4000 рублей, указывая, что начальником отд. ОФМС России по КЧР в Зеленчукском районе она признана виновной в том, что как принимающая сторона приехавшей к ней летом 2009 г. гражданки Молдавии ФИО1, не сообщила об ее убытии.

Она не отрицает, что в 2009 г. являлась принимающей стороной гражданки Молдавии ФИО1, но протокол об административном правонарушении был составлен 10 января 2011 г., то есть по истечении установленного ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

О привлечении ее к административной ответственности с взысканием с нее штрафа ей стало известно после получения по почте постановления судебного пристава-исполнителя Зеленчукского РО Управления ФССП по КЧР от 6 апреля 2011 г. о возбуждении исполнительного производства на основании постановления о взыскании с нее штрафа. Ей копию протокола об административном правонарушении и копию постановления о привлечении к административной ответственности не вручали и не направляли по почте в установленный срок. В связи этим считает, что срок подачи жалобы на постановление должностного лица о привлечении ее к административной ответственности пропущен ею по уважительной причине и просит восстановить этот срок..

В судебном заседании Аджиева Р.И. поддержала жалобу и ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы по изложенным в жалобе основаниям.

В дополнение объяснила, что действительно она приняла3 июня 2009 г. иностранную гражданку ФИО1 и поставила его на временный учет у себя в ст. Зеленчукской, <адрес>. Документы оформлялись на почте, при этом ей не было объяснено, что при убытии иностранного гражданина ей необходимо в течение 2-х дней уведомить ОФМС России по КЧР об убытии иностранного гражданина. 10 января 2011 г. у нее дома должностным лицом отделения ОФМС России по КЧР в Зеленчукском районе Науменко И.В. были составлены 5 протоколов об административных правонарушениях. Она отказалась их подписывать и брать копии протоколов, отказы ее от подписания протоколов были удостоверены ее свекровью и соседом ФИО6

Но ее в отделение для рассмотрения дела об административном правонарушении не вызывали, копию постановления не вручали, и не высылали ей по ее адресу. Подписи на постановлении, удостоверяющие якобы ее отказ от получения копии постановления,. не принадлежат понятым, которые участвовали при оформлении протоколов об административных правонарушениях в отношении нее в ее доме.

О наложении на нее штрафа она узнала из копи постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Копия этого постановления получена ею в апреле 2011 г. В суд она обратились с жалобой в апреле 2011 г. в течение 10 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Считает, что к административной ответственности она привлечения после того как истек срок давности, предусмотренный ст.20.25 ч.1 КоАП РФ, предусматривающем наказание в виде административного ареста сроком до 15 суток, и направлен для принятия решения в суд. Никто никогда ей не вручал ей такое уведомление, поэтому она не могла отказаться от его получения. Кому принадлежат две подписи, в этом уведомлении, которыми удостоверен ее отказ от получения уведомления ей неизвестно.

В судебном заседании Аджиева Р.И. поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям.

Представитель отделения ОФМС России по КЧР в Зеленчукском районе в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

Свидетель ФИО7 показал, что действительно его жена Аджиева Р.И. как принимающая сторона зарегистрировала по его просьбе гражданку Молдавии ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ по месту своего жительства в <адрес>. На почте работник, оформлявший эту регистрацию, не объяснил, что необходимо при выезде этого гражданина, сообщать об этом в ОФМС России по КЧР.

Заслушав заявителя Аджиеву Р.И., допросив свидетеля ФИО7, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Из объяснений заявителя, показаний свидетеля и исследованных материалов следует, что Аджиева Р.И. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировала по месту своего жительства в ст. Зеленчукской, <адрес> КЧР иностранную гражданку ФИО1. После убытия этой гражданки ДД.ММ.ГГГГ в течение 2-х дней, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ Аджиева Р.И., как принимающая иностранного гражданина сторона, в нарушение ст.23 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской федерации» и ст.39 Постановления Правительства РФ от 15 января 2007 г. в редакции от 10.11.2009 г. «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» не представила лично и (или) не направила почтовым отправлением не позднее чем через два дня со дня убытия иностранного гражданина в ОФМС России по КЧР отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия иностранного гражданина ФИО1 поэтому ОФМС России по КЧР не имел возможности своевременно снять с учета иностранного гражданина по месту пребывания.

На день возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.18.9 ч.4 КоАП РФ, и на момент рассмотрения административного дела и вынесения постановления о привлечении Аджиевой Р.И. к ответственности в ст.23 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" не были внесены какие-либо изменения относительно необходимости уведомления принимающей стороной ОФМС России по КЧР в течение 2-х дней об убытии иностранного гражданина.

В действиях Аджиевой Р.И. имелся состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.9. ч.4 КоАП РФ, – неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета на момент выбытия иностранного гражданина.

Вместе с тем судом установлены существенные нарушения порядка оформления протокола об административном правонарушении и нарушения порядка рассмотрения административного дела должностным лицом отделения ОФМС России по КЧР в Зеленчукском районе.

Так, согласно ст.28.2 ч.2 КоАП РФ в протоколе об административном деле должны указываться все обстоятельства административного правонарушения: дата и место его составления, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место и время совершения правонарушения, то есть, событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело.

В протоколе об административном правонарушении от 10 января 2011 г., должностное лицо Науменко И.В. не описал событие правонарушения, а именно: когда, где и что сделано Аджиевой Р.И., какой закон ею нарушен. В протоколе содержится лишь ссылка на факт выявления в 10 часов 30 минут 10 января 2011 г. в ст. <адрес> неисполнения принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета., то есть, Аджиева Р.И. не уведомила ОФМС России по КЧР после выезда гражданки Молдавии ФИО1 с территории РФ. Не указаны в протоколе и доказательства виновности Аджиевой Р.И.

Указанные в качестве свидетелей лица не давали объяснения.

При поступлении протокола об административном правонарушении к должностному лицу для рассмотрения, должностное лицо в нарушение положений ст.ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ не вынесл определение о назначении времени и места рассмотрения дела, о вызове лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, свидетелей, указанных в протоколе об административном правонарушении.

В связи с существенными нарушениями порядка составления протокола об административном правонарушении должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, обязано было возвратить протокол для устранения его недостатков.

Постановление вынесено в день составления протокола об административном правонарушении. Из содержания постановления от 10 января 2011 г. по делу об административном правонарушении начальника отделения ОФМС России по КЧР в Зеленчукском районе ФИО8 следует, что якобы Аджиева Р.И. присутствовала при рассмотрении административного дела. Вместе с тем, Аджиева Р.И. отрицает участие при рассмотрении административного дела. В деле нет копии, извещения Аджиевой Р.И. о месте и времени рассмотрения административного дела, уведомления с отметкой о вручении Аджиевой Р.И. такого извещения..

В случае неявки лица вопрос о возможности рассмотрения административного дела в отсутствие лица. привлекаемого к административной ответственности, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, обязано решить вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие этого лица.

Из представленных суду материалов административного дела следует, что подготовка его к рассмотрению в соответствии с требованиями ст. 29.4 КоАП РФ не проводилась, соответственно, не решался и вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. Событие правонарушения не изложено в описательно-мотивировочной части постановления, мотивировка о наложения штрафа в максимальном размере отсутствует.

    В постановлении по делу об административном правонарушении указано, что Аджиева Р.И. от подписи в получении копии постановления отказалась в присутствии понятых, на постановлении имеются две подписи без расшифровки, подтверждающие отказ Аджиевой Р.И. от получения копии постановления. которые не принадлежат свидетелям, указанным в протоколе об административном правонарушении. Суд считает, что доказательств участия Аджиевой Р.И. в рассмотрении дела об административном правонарушении в представленных суду материалах административного дела не имеется. Отметку в постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении об отказе Аджиевой Р.И. в получении копии данного постановления, удостоверенную двумя нерасшифрованными подписями неизвестных лиц, суд признает недопустимым доказательством участия Аджиевой Р.И. при рассмотрении административного дела.

    Изложенные нарушения норм Административного кодекса РФ влекут за собой отмену вынесенного постановления и возвращение дела об административном правонарушении на новое рассмотрение, если срок давности привлечения к административной ответственности не истек

В материалах административного дела отсутствуют сведения о направлении Аджиевой Р.И. копии постановления в течение 3-х суток со дня его внесения, а также направлении ей уведомления о последствиях неисполнения постановления о привлечении ее к административному наказанию в виде штрафа в 30-дневный срок.

В связи с изложенным суд признает доводы Аджиевой Р.И. о пропуске срока подачи жалобы по той причине, что она не знала о принятом решении, поскольку не присутствовала при рассмотрении административного дела, не получала копию постановления о привлечении ее к административной ответственности, узнала об этом после получения по почте постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства на основании обжалуемого ею постановления судебного пристава-исполнителя и считает причину пропуска Аджиевой Р.И. срока обжалования постановления уважительной, а срок подачи жалобы подлежащим восстановлению.

В соответствии со ст.18.9 ч.4 КоАП РФ, не относится к длящимся административным правонарушениям, поскольку Законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ » №109, введенным в действие 15 января 2007 года, предусматривалось, что принимающая сторона обязана в течение двух дней уведомить миграционный орган о снятии иностранного гражданина с учета по месту пребывания, то есть был установлен конкретный срок исполнения обязанности, возложенной законом на принимающую сторону.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 10.06.2010) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Иностранная гражданка ФИО1 выбыла из ст. Зеленчукской снялся с регистрационного учета в ст. Зеленчукской 30 августа 2009 г. Не позднее 1 сентября 2009 г. Аджиева Р.И. должна была уведомить миграционный орган о снятии иностранной гражданки с учета по месту пребывания,

В связи с этим годичный срок привлечения лица к административной ответственности за нарушение данного требования федерального закона истек 1 сентября 2010 г. Поэтому в соответствии со ст. 24.5п. 6 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не могло быть начато в январе 2011 г., а начатое производство подлежало прекращению.

Другим основанием прекращения производства по административному делу является следующее.

23 декабря 2010 г. в ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ » №109, были внесены изменения, согласно которым снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае:

1) постановки иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания;

2) выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;

3) смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

2. Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета:

2) по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 настоящей статьи (выезд иностранного гражданина из Российской федерации), - после получения сведений о выезде данного иностранного гражданина из Российской Федерации от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

    Указанные изменения вступили в действие с 15 февраля 2011 г.

Аджиева Р.И. привлечена к административной ответственности до вступления в действие указанных изменений в ст.23 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства».

Согласно ст. 1.7 ч. 2 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступление в силу такого закона и на лицо, в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Постановление о назначении Аджиевой Р.И. административного наказания в виде административного штрафа не исполнено, следовательно, изменения, внесенные в ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», распространяются и на Аджиеву Р.И., в связи с чем производство по делу об административном правонарушении в отношении Аджиевой Р.И. подлежит прекращению по указанному основанию.

Согласно ст.30.7 ч.1 п. 3 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

            Прекращение производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.25 ч.1 КоАП РФ. Жалоба Аджиевой Р.И. подлежит удовлетворению, а производства по делам об административных правонарушениях – прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании ст.ст. 24.5 п. п.5 и 6, 30.6,30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Удовлетворить жалобу Аджиевой Р.И..

    Восстановить Аджиевой Р.И. срок подачи жалобы на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении.

    Отменить постановление начальника отделения ОФМС России по КЧР в Зеленчукском районе от 10 января 2011 г. о привлечении Аджиевой Р.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.18.9 ч.4 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Прекратить производство по административному делу на основании ст.24.5 п. 5 и п.6 КоАП РФ.

Отменить решение начальника отделения ОФМС России по КЧР в Зеленчукском районе от 15 марта 2011 г. по административному правонарушению, предусмотренному ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ.

Решение вступает в силу с момента его оглашения, но может быть опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня его вынесения.

                                                           С у д ь я: Д.А. Тешелеева