Решение об отказе в удовлетворении иска о выплате денежных средств стимулирующего характера



№ 2-852/09

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2010 года г.Зеленогорск

Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего Жуков К.М., с участием

помощника прокурора ЗАТО гор. Зеленогорска Ермакова А.В.,

при секретаре Буяновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО гор. Зеленогорска в интересах Мацуль И.А. к Федеральному медико-биологическому агентству России, ФГУЗ «Клиническая больница ...» ФМБА России о начислении и выплате денежных выплат стимулирующего характера с учетом процентной надбавки,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор ЗАТО гор. Зеленогорска обратился в суд с иском в интересах Мацуль И.А. указывая нижеследующее.

Мацуль И.А. с 2006 г. состоит в трудовых отношениях с ФГУЗ КБ-... ФМБА России, принята на должность врача скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 862 «О денежных выплатах в 2007 году медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи федеральных государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агенства» и Постановлением Правительства РФ от 02.12.2007 г. № 836 «О денежных выплатах в 2008-2009 годах медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи федеральных государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агенства» фельдшерам подразделений скорой медицинской помощи производятся денежные выплаты стимулирующего характера из расчета 5000 руб. в месяц, указанная денежная выплата осуществляется с января 2007 г.

В соответствии с названными постановлениями Правительства РФ денежные выплаты производятся с учетом районных коэффициентов в районах и местностях, в которых решением органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также денежные выплаты осуществляются с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на 2008 год и на плановый период 2009 года в установленном порядке на эти цели Федеральному медико-биологическому агентству.

Денежные выплаты медицинским работникам производятся за счет средств федерального бюджета и являются расходными обязательствами Российской Федерации. Однако, по мнению прокурора ЗАТО гор. Зеленогорска, работодатель ФГУЗ КБ-... не исполняет данное Постановление Правительства РФ и начисляет на денежные выплаты только коэффициент 1,3 (районный коэффициент).

Согласно ч.2 ст. 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Кроме того, в соответствии со ст.315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок. Аналогичная норма закреплена в ст.ст. 10 и 11 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

На территории Красноярского края, в том числе и в ЗАТО г.Зеленогорск, применяется процентная надбавка к заработной плате в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 г. №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края». А также в соответствии с Постановлением Государственного Комитета Совета Министров по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 21 ноября 1964 года №544/32сс к заработной плате работников, непосредственно обслуживающих население закрытого города, устанавливается районный коэффициент в размере 1,3.

Как считает прокурор, ФГУЗ КБ-... ФМБА России за весь период 2007-2009 г.г. выплаты стимулирующего характера необоснованно не начисляло и не выплачена надбавка к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края в размере 1,3; задолженность Мацуль, согласно расчета, составила 34 827 руб. 98 коп.

Прокурор ЗАТО гор. Зеленогорска просит обязать ФГУЗ «Клиническая больница ...» ФМБА России начиная с июня 2009 года начислять и выплачивать Мацуль - врачу отделения скорой медицинской помощи - денежные выплаты стимулирующего характера с учетом процентной надбавки к заработной плате в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 г. № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края», взыскать с Федерального медико-биологического агенства России в пользу Мацуль сумму задолженности в размере 34827 руб. 98 коп.

В судебном заседании прокурор Ермаков и истец Мацуль поддержали свои исковые требования по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика ФМБА России в судебное заседание не явился, при этом в суд поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ФМБА России. Участники судебного заседания не возражали против рассмотрения дела в отсутствие представителя ФМБА России.

Представитель ответчика ФГУЗ «КБ ...» ФМБА России Черепанова Л.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что ФГУЗ «КБ ...» не может нести ответственность за Министерство финансов РФ и Министерство здравоохранения и социального развития РФ, и отвечать по их обязательствам. Денежные средства, по которым прокурор предъявляет иск к КБ ... в бюджете не заложены, а так как учреждение является государственным, то в соответствии с бюджетным кодексом начисления, не предусмотренные в бюджете, но выплаченные, будут являться нецелевым использованием государственных денежных средств, за это предусмотрена административная и уголовная ответственность руководителей.

Размер районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, а также порядок их применения для расчета заработной платы согласно ст. ст. 316, 317 ТК устанавливаются Правительством РФ. Условия финансового обеспечения государственного задания обязательны для высшего исполнительного органа государственной власти, которым является Министерство финансов РФ и Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2007 года № 836 установлена выплата медицинскому персоналу, в том числе и работникам скорой медицинской помощи, с применением коэффициентов за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Финансовое обеспечение государственного задания осуществляется с учетом статей 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса РФ. Выплата процентной надбавки, установленной статьей 317 Трудового кодекса РФ, за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним Местностям, не предусмотрена.

Расширенному трактованию Постановление Правительства РФ от 01.12.2007 года № 836 не подлежит, в связи с чем ФГУЗ «КБ ...» считает заявление прокурора о неисполнении работодателем указанного постановления ничем не подтвержденным и необоснованным. На сегодняшний день порядок выделения денежных средств на выплаты врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи федеральных государственных учреждений здравоохранении, находящихся в ведении ФМБА России, Правительством РФ не предусмотрен, в связи с чем лимиты бюджетных обязательств получателю федеральных денежных средств на выплату процентной надбавки КБ ... не доведены. Финансовое обеспечение государственного задания является расходным обязательством Российской Федерации, полномочия которого и осуществляет Министерство финансов РФ и Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Финансовое обеспечение расходов федерального бюджета в КБ ... осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке ФМБА России. КБ ... осуществляет денежные выплаты медицинским работникам за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Бюджетная заявка по форме предложенной ФМБА России (письмо от 12.02.2007г. № 32024/90) включает в себя только коэффициент за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, что соответствует Постановлениям Правительства РФ № 836, 862. Доведение средств производится ФМБА России в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели ФМБА России на текущий год.

В постановлении Правительства РФ № 862 2006 года предусмотрены только выплаты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Трудовой кодекс РФ (статья 315) имеет иной предмет регулирования и не содержит норм определяющих условия доведения средств и их расходования до бюджетополучателей.

Представитель третьего лица на стороне ответчика - УФК РФ в суд не явился, при этом в суд поступил отзыв на иск прокурора. Участники судебного заседания не возражали против рассмотрения дела в отсутствие представителя УФК России. Из отзыва следует, что УФК считает требования прокурора в интересах Мацуль необоснованными, не основанными на действующем законодательстве и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела в полном объеме, считаю требования прокурора ЗАТО гор. Зеленогорска и Мацуль С.Н. необоснованными и удовлетворению не подлежащими.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается сторона, как на основания своих требований и возражений, лежит на самой стороне. Таких доказательств, как видно из пояснений заявителя и представленных им материалов, суду не представлено.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2007 г. № 836 «О денежных выплатах в 2008 - 2009 годах медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи федеральных государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении федерального медико-биологического агентства» в 2008 - 2009 годах медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи федеральных государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства (далее соответственно - медицинские работники, учреждения здравоохранения), установлены денежные выплаты в размере 5 тыс. рублей в месяц для врача, 3,5 тыс. рублей в месяц для фельдшера (акушерки) и 2,5 тыс. рублей в месяц для медицинской сестры. При этом в районах и местностях, в которых решением органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов. Денежные выплаты осуществляются с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на 2008 год и на плановый период 2009 года в установленном порядке на эти цели ФМБА России. Исходя из буквального толкования вышеуказанного постановления, выплата процентных надбавок к денежным выплатам медицинским работникам законом не предусмотрена.

Необходимо отметить, что ТК РФ в статьях 316 и 317 четко разграничивает такие понятия (гарантий и компенсаций) как «районный коэффициент к заработной плате» и «процентная надбавка к заработной плате». Выше указанное Постановление устанавливает применение именно соответствующих коэффициентов, но не надбавок.

На основании вышеизложенного, считаю, что требования истцов обязать ФГУЗ «КБ ...» ФМБА России начислять и выплачивать Мацуль денежные выплаты стимулирующего характера с учетом процентной надбавки к заработной плате в соответствии с Постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 г. № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» и взыскании с ФГУЗ «КБ ...» задолженности не основаны на действующем законодательстве и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Прокурору ЗАТО гор. Зеленогорска в удовлетворении иска в интересах Мацуль И.А. к Федеральному медико-биологическому агентству России, ФГУЗ «Клиническая больница ...» ФМБА России о начислении и выплате денежных выплат стимулирующего характера с учетом процентной надбавки.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение 10 дней.

Судья Зеленогорского

городского суда К.М.Жуков