2-995\10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Зеленогорск 16 сентября 2010 года
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Тюрина Н.И. с участием помощника прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Чистяковой М.А., представителя органа опеки и попечительства Барашкиной В.В., действующей по доверенности, законного представителя несовершеннолетнего ФИО17 – Агапитовой Е.М., при секретере Казанцевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора ЗАТО г.Зеленогорска в интересах несовершеннолетнего ФИО27 Викторовича о признании незаконным распоряжения Главы администрации ЗАТО г.Зеленогорска от 8 ноября 2005 года в части закрепления квартиры за несовершеннолетним ФИО28
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО г. Зеленогорска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ФИО18. к Главе администрации ЗАТО г. Зеленогорск о признании недействующим Распоряжения Главы администрации ЗАТО г. Зеленогорск №-р от ДД.ММ.ГГГГ Иск мотивирован тем, что за несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, указанным распоряжением была закреплена жилая площадь в <адрес>, собственником которой является ФИО9 Полагает, что закрепление жилой площади, которая находится в собственности третьего лица, нарушаются права несовершеннолетнего на обеспечение его жилым помещением в соответствии с социальными гарантиями для лиц, оставшихся без попечения родителей.
В ходе разбирательства дела прокурором уточнены исковые требования: прокурор просит суд признать незаконным указанное в иске распоряжение в части закрепления квартиры за несовершеннолетним ФИО19
В судебном заседании прокурор иск поддержал, пояснив, что квартира по <адрес> принадлежит на праве собственности бабушке несовершеннолетнего ФИО20. – ФИО9 Закрепление квартиры за несовершеннолетним ограничивает ее права как собственника на распоряжение данной квартирой и нарушает права несовершеннолетнего на получение им жилья, т.к. при закреплении за ним жилой площади он не вправе претендовать на получение жилой площади по достижении совершеннолетия.
Несовершеннолетний ФИО21., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, его попечитель ФИО2 полагали необходимым оставить в силе распоряжение о закреплении жилой площади по <адрес>.
Администрация ЗАТО <адрес> представила письменный отзыв на иск, в котором возражала против иска, указав, что закрепления жилой площади проведено правомерно. Ответчик просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Представитель органа опеки и попечительства возражал против иска, поддержав доводы Администрации города о правомерности распоряжения.
Третье лицо ФИО9, извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ одной из основных целей государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
В силу статьи 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях лишения родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства.
Статьей 148 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
Для получения жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей (как и иным лицам), необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании материалами дела и объяснениями сторон установлено, что по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ родители несовершеннолетнего ФИО22 Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были лишены родительских прав (л.д. 17). Постановлением Администрации города Зеленогорска от 3 мая 2000 года № 655п опекуном несовершеннолетнего назначена его бабушка ФИО2 ( л.д.18). Распоряжением Главы Администрации <адрес> от 8 ноября 2005 года № 1854-р закреплено право пользования и проживания за ФИО23. по адресу: <адрес>, собственником которой является его бабушка ФИО9 (л.д.20).
Данное распоряжение принято органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, что не оспаривается прокурором и подтверждается следующими нормативными актами.
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что определено статьей 34 Гражданского кодекса РФ.
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, регулируются Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ.
Органы местного самоуправления на основании пункта 4 статьи 14.1. Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
В соответствии со статьей 7 Закона Красноярского края «Об организации работы по опеке и попечительству в Красноярском крае» от 22 октября 1997 года № 15-590 (с изменениями) полномочия органов опеки и попечительства осуществляют органы местного самоуправления городов и районов края.
Согласно статье 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту выявления и первичного устройства ребенка осуществляют закрепление жилого помещения.
Администрацией города в 2005 году было правомерно закреплено жилое помещение по адресу <адрес>. К такому выводу суд приход на основании следующих исследованных в судебном заседании доказательств.
С момента своего рождения и до 1999 года несовершеннолетний ФИО24 проживал вместе со своими родителями и бабушкой ФИО9 (матерью ФИО4) в <адрес>, где его матери ФИО4 принадлежала 1\3 доля данного жилого помещения на праве собственности, что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ФИО4 продала принадлежащую ей в этой квартире долю (л.д.10). ФИО9 в обмен на принадлежащую ей долю приобрела в собственность квартиру в <адрес> ( л.д.10), куда ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена семьи собственника жилого помещения вселились несовершеннолетний ФИО25 вместе со своей матерью, изменившей фамилию на ФИО10, что подтверждается выпиской из домовой книги ( л.д.22).
Таким образом, местом жительства несовершеннолетнего ФИО26. на момент лишения в отношении него родительских прав (ДД.ММ.ГГГГ) была квартира на <адрес>, куда он фактически был вместе со своей матерью вселен как член семьи собственника жилого помещения, проживал и приобрел право пользования этим жилым помещением в силу ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ.
Выявления его органами опеки как ребенка, оставшегося без попечения родителей, и первичное устройство его под опеку ФИО2, произведено по его месту жительства - <адрес>.
До настоящего времени в указанной квартире проживают бабушка несовершеннолетнего ФИО9, его мать ФИО10 и сводный брат ФИО11, что подтверждается справкой ЖЭК-2 (л.д.24).
Согласно части 4 статьи 71 Семейного кодекса РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
В соответствии с указанной нормой несовершеннолетний сохраняет до настоящего времени право пользования квартирой по <адрес>, поскольку это право принадлежит его матери и не утрачено им в силу статьи 71 Жилищного кодекса РФ, т.к. проживание с опекуном является временным отсутствием несовершеннолетнего и не влечет за собой изменение его прав и обязанностей на жилое помещение, принадлежащих ему до установления опеки.
По этому же адресу ФИО1 состоял на регистрационном учете до ДД.ММ.ГГГГ, когда был снят с регистрационного учета по месту жительства своего опекуна в <адрес> <адрес>, что следует из справки ЖЭК-6 (л.д.26). Квартира по <адрес> <адрес> принадлежит на праве собственности опекуну ФИО2, ее мужу и сыну ФИО12 (отцу несовершеннолетнего), что опекун пояснила в судебном заседании и подтверждается выпиской из финансово-лицевого счета (л.д.25).
Таким образом, на момент издания распоряжения о закреплении жилого помещения по <адрес> за несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, Администрацией ЗАТО <адрес>, как органа, осуществляющему полномочия по опеке и попечительстве в муниципальном образовании, правомерно закреплена жилая площадь, поскольку несовершеннолетний имел право пользования только этой квартирой и до настоящего времени это право им не утрачено.
Права собственника этой квартиры – ФИО9, предусмотренные ст.30 и 31 Жилищного кодекса РФ, вопреки доводам прокурора, это распоряжение не нарушает. Собственник владеет, пользуется и вправе распорядиться своей квартирой в порядке, установленном гражданским законодательством. Кроме того, прокурором не заявлялся иск в защиту интересов собственника жилого помещения ФИО9
Доводы прокурора о том, что закрепление за несовершеннолетним жилой площади, принадлежащей собственнику, который в любой момент может этой площадью распорядиться, и в этом случае несовершеннолетний останется без жилья, не обоснованы.
В соответствии с частью 4 статьи 292 Гражданского кодекса РФ отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.
Права несовершеннолетнего ФИО1 закрепление за ним жилой площади в квартире, собственником которого является его бабушка, не нарушает. Напротив, в настоящее время за ним закреплено в установленном порядке жилое помещение по <адрес>; ему предоставлено право пользования квартирой опекуна по <адрес> <адрес>, где долю собственности имеет отец несовершеннолетнего, что обеспечивает жилищные права несовершеннолетнего по достижении им 18-летнего возраста.
Доводы прокурора о том, что закрепление жилой площади за ФИО1 препятствует обеспечению его по достижения совершеннолетия жильем в порядке статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, не основаны на данной норме закона.
В соответствии с указанной нормой Федерального закона дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право, и только дети, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью.
Абзац второй пункта 1 статьи 8 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П, в котором указано, что различия в правовом регулировании жилищных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на учете факта наличия либо отсутствия у них жилья, т.е. объективно обусловлены, что не может рассматриваться как не согласующееся с принципом равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции Российской Федерации).
В статье 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 2 ноября 2000 года № 12-961 предусмотрена аналогичная норма. Во исполнение данного Закона Указом Губернатора Красноярского края № 131-уг от 21.08.09г. утверждены Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, а также Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения
В соответствии с пунктом 2 Порядка учета для постановки на учет законными представителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, представляются, в том числе, документы, подтверждающие отсутствие у ребенка права на жилое помещение.
Таким образом, толкование этих норм права позволяет сделать вывод о том, что только при отсутствии у ребенка, оставшегося без попечения родителей, права на жилое помещение по месту его проживания и его родителей, жилое помещение за ним не закрепляется ввиду отсутствия такового и он вправе претендовать на предоставление ему жилого помещения по месту жительства органами исполнительной власти. Во всех остальных случаях, когда на момент выявления такого ребенка, который имеет право на жилое помещение (право пользования), за ним должно закрепляться это жилое помещение.
Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ, когда родители ФИО1 были лишены родительских прав, он имел право пользования жилым помещением в <адрес>, где как член семьи вместе со своей матерью проживал у бабушки. При таких обстоятельствах Администрация города в пределах своих полномочий правомерно в 2005 году закрепила за ним это жилое помещение. Прав несовершеннолетнего это не нарушает, что подтвердил и сам несовершеннолетний и его опекун в судебном заседании, просившие не отменять распоряжение о закреплении жилого помещения.
Напротив, не закрепление органом местного самоуправления жилого помещения по месту жительства несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, было бы нарушением Федерального закона № 159-ФЗ, Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», предусматривающих закрепление жилья за детьми, находящимися под опекой.
На основании изложенного, суд считает Распоряжение Главы администрации ЗАТО <адрес> № 1854-р от 8.11.2005г., которым закреплено жилое помещение за несовершеннолетним ФИО1, законным, а иск прокурора не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора ЗАТО г. Зеленогорска в интересах несовершеннолетнего ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Тюрина Н.И.
Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2010 года.