Решение о признании деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием сети `Интернет` незаконной



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Зеленогорск 03 февраля 2010 года

Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего Овчинникова П.А.,

при секретаре С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ЗАТО гор. Зеленогорска в интересах неопределенного круга лиц к И.П. Т. о признании незаконной деятельность по организации и проведению азартных игр, обязании прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор ЗАТО гор. Зеленогорск обратился в суд с заявлением, указывая нижеследующее.

В ходе проверки законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, проводимой прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск совместно с сотрудниками ОБЭП ОВД МВД РФ г.Зеленогорска выявлено, что 28 июля 2009 года по адресу: г. Зеленогорск ИП Т. осуществлял деятельность по организации и проведению азартных игр. Для проведения азартных игр используются 15 Интернет - терминалов «Фортуна», в которых имеется доступ к виртуальным Интернет-казино.

24 июля 2009 года должностным лицом отдела по борьбе с нарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства ОВД по городу Зеленогорск в отношении предпринимателя Т. проведена проверка соблюдения обязательных требований нормативных правовых актов в области организации азартных игр.

Должностными лицами ОВД проведена проверочная закупка в Интернет-кафе, расположенном по адресу: г. Зеленогорск, принадлежащем предпринимателю Т.. В названном помещении выявлено 15 единиц Интернет-терминала «Фортуна»,

В ходе проверки клиентом Ш. в кассу Интернет-кафе внесено 100 рублей в счет оплаты электронной карты «FreePay». После проведения игры «рулетка» (через сеть «Интернет») клиент проиграл все зачисленные на счет игры деньги. Игра в азартную игру «рулетка» проводилась в режиме реального времени, клиент мог самостоятельно менять ставки, добавлять и снимать денежные средства через кассу Интернет-кафе. Используемая игровая программа является азартной игрой с реальным денежным выигрышем и на реальные денежные средства - рубли Российской Федерации, которые вносятся в кассу Интернет кафе. Денежные средства принимаются путем зачисления в платежную систему on-line посредством «Freepay» на основании электронного сертификата. В соответствии с правилами платежной системы предприниматель имеет право принимать платежи от граждан с целью зачисления их на счет в системе, а также наделяется правом по требованию граждан выдавать его средства, находящиеся на счету данного гражданина в платежной системе. За осуществление операций с зачислением и выдачей денег предприниматель получает агентское вознаграждение.

Согласно акту проверочной закупки от 24.07.2009 г. продавцом в качестве оплаты электронной карты получены 500 руб. Протоколом добровольной выдачи предметов от 24.07.2009 г. купюра достоинством 500 руб. упакована в конверт белого цвета и приобщена к материалам дела.

По результатам проверки в отношении предпринимателя Т. составлен протокол об административном правонарушении от 10.08.2009 г. N 3848 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалами дела об административном правонарушении (в том числе протоколом от 10.08.2009 г. об административном правонарушении, составленным в присутствии двух понятых акте проверочной закупки от 24.07.2009 г., протоколом осмотра от 24.07.2009 г., показаниями свидетелей Х., М., объяснением покупателя Ш.) подтверждаются факты:

- организации предпринимателя Т. доступа клиентов к азартным играм;

- получения непосредственно предпринимателем Т.
от клиентов денежных средств (ставок);

- выплаты также предпринимателем Т. выигрышей по результатам игры.

Согласно статье 5 Федерального закона 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Россий­ской Федерации» : ч.1 - деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами; ч.2 - деятельность по организации и проведе­нию азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным за­коном, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Феде­рации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ч. 3 - Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием ин­формационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а так­же средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена. 4.4. Игорные заведе­ния (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федераль­ным законом.

Согласно статье 5 п.9 Федерального закона 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотренные настоящим Федеральным законом игорные зоны должны быть созданы до 1 июля 2007 года. Деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям Федерального закона.

Таким образом, по мнению прокурора, индивидуальный предприниматель Т. не может осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр. Осуществляемая им деятельность нарушает законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, посягает на общественную нравственность посредством создания условий для вовлечения граждан, в том числе несовершеннолетних, в азартные игры. Прокурор просит признать деятельность И.П. Т. по организации и проведению азартных игр с использованием сети «Интернет», в здании располо­женном по адресу: город Зеленогорск,– незаконной, обязать И.П. Т. прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием сети «Интернет», в здании расположенном по адресу: город Зеленогорск, Красноярский край г. Зеленогорск,

В судебном заседании прокурор Моисеева Е.И. поддержала заявленные требования по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика К., действующий на основании доверенности, не согласился с требованиями и доводами прокурора, пояснив, что деятельность И.П. Т. в Интернет-кафе не является организацией и проведением азартных игр, клиенты Интернет-кафе вправе сами определять, какими ресурсами сети Интернет они желают воспользоваться.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела в полном объеме, считаю требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорск не обоснованными и удовлетворению не подлежащими на основании следующего.

Как следует из материалов дела, 24.07.2009 сотрудником ОВД была проведена проверка Интернет-кафе, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, принадлежащего ИП Т., в ходе которой было установлено, что в помещении кафе находятся 15 рабочих Интернет-терминалов «Фортуна». Кассир принимает от посетителей деньги и выдает им электронные карты, с помощью которых посетитель получает доступ к сети Интернет (в том числе и к виртуальным Интернет-казино). При этом, внесенные на электронную карту денежные средства клиент вправе использовать, в том числе и в качестве ставки в азартной игре. После окончания сеанса клиент возвращает электронную карту в кассу, кассир проверяет ее на предмет наличия денежных средств, в случае наличия на электронной карте денежных средств кассир выдает эти денежные средства клиенту.

Изложенные обстоятельства были расценены должностным лицом ОВД как факт осуществления ИП Т. деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии) на осуществление данного вида деятельности и явились основанием для составления протокола об административном правонарушении.

Исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 6, 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Анализ приведенного понятия лицензии позволяет выделить ее существенные признаки.

Во-первых, лицензия - это специальное разрешение.

Во-вторых, лицензия выдается на осуществление конкретного

вида деятельности.

В-третьих, лицензия предполагает наличие особых лицензионных условий и требований, которые должен соблюдать лицензиат. Следовательно, предполагается, что у лицензиата имеются реальные возможности и предпосылки для осуществления конкретного вида деятельности, что, в свою очередь, является гарантией качества оказываемых услуг и осуществления соответствующего вида деятельности

В-четвертых, такое разрешение выдается только лицензирующим органом юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, установлен пунктом 1 статьи 17 вышеназванного Закона. В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» введение иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в указанный Закон.

В перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, установленный пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции, вступившей в действие с 01.07.2009) не входит такой вид деятельности как организация и проведение азартных игр, в том числе с использованием игрового оборудования.

Лицензированию подлежит лишь деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (подпункт 104 пункта 1 статьи 17).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

При этом, согласно статье 4 данного Закона, разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений; лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Таким образом, Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» различает понятия «разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне» и «лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах»:

1. Разрешение выдается и действует только на территории субъектов Российской Федерации, входящих в игорные зоны; лицензия выдается и действует только на территории субъектов Российской Федерации, не входящих в состав игорных зон;

2. Разрешение фактически выдается для организации и проведения азартных игр и, соответственно, для создания всех тех игорных заведений, существование которых предусматривается данным Законом (казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы, тотализаторы); лицензия выдается только для организации и проведения азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах и, соответственно, для создания вышеуказанных игорных заведений, так как только деятельность букмекерских контор и тотализаторов разрешена на территории всех субъектов Российской Федерации.

Кроме того, разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается только при соблюдении ряда условий, а именно:

- разрешение выдается только юридическим лицам;

- наличие определенного размера стоимости чистых активов организатора азартных игр;

- невозможность нахождения игорных заведений на землях поселений;

- наличие зоны обслуживания и служебной зоны игорного заведения;

- соблюдение требований, предъявляемых к работникам игорного заведения;

- наличие службы безопасности, обеспечивающей защиту работников

и посетителей игорного заведения;

- соблюдение технических требований, предъявляемых к игорному

оборудованию и оборудованию, используемому при проведении азартных игр;

- установление правил посещения игорного заведения организатором

азартных игр с соблюдением требований действующего законодательства и обеспечение посетителям игорного заведения возможности ознакомления с ними и с положениями указанного Закона.

Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается специально создаваемым органом управления игорной зоной в соответствии с требованиями регионального законодательства, а также соглашения между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, если игорная зона расположена на территории нескольких административно-территориальных подразделений. Выдача разрешения юридическому лицу на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне может осуществляться посредством приведения конкурса или аукциона.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что понятия «лицензия» и «специальное разрешение» равнозначны (термин «лицензия» определяется через понятие «специальное разрешение»). Значения же понятий «разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр» и «лицензия» различны.

Кроме того, из анализа приведенных выше норм действующего законодательства следует, что у Т. отсутствовала объективная возможность получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр (он является индивидуальным предпринимателем (а не юридическим лицом), осуществляет деятельность вне игровой зоны, не имеет игорного заведения).

Более того, по мнению суда, прокурором ЗАТО г. Зеленогорска не доказан и сам факт осуществления Т. деятельности по организации и проведению азартных игр. Доказательств получения ИП Т. агентского вознаграждения не представлено.

Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определено, что азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой, либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников; деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Как следует из материалов дела, в помещении Интернет-кафе, принадлежащего ИП Т., находятся 15 рабочих Интернет-терминалов. Согласно паспорту данного устройства, Интернет-терминал предназначен для использования в качестве средства развлечения и получения информации из сети Интернет. Во время проведения проверки с помощью данного устройства клиентом был осуществлен вход в сеть Интернет, то есть терминалы к сети Иитернет были подключены. На деятельность по осуществлению телематических услуг связи у Т. имеется лицензия № 58047, сроком действия с 18.04.2008 г. по 18.04.2013 г.

Из смысла приведенной выше нормы следует, что организация и проведение азартных игр возможны только в виде сознательной, целенаправленной деятельности, поэтому заявитель обязан представить доказательства того, что деятельность И.П. Т. доступа к сети Интернет одновременно является деятельностью по организации и проведению азартных игр в смысле, придаваемом этой деятельности данной нормой.

Суду не предоставлено объективных доказательств, подтверждающих, что И.П. Т. заключал или организовывал заключение каких-либо соглашений о выигрыше по установленным правилам с посетителями Интернет-кафе, устанавливал правила проведения азартных игр, выплачивал выигрыши посетителям.

На основании вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что заявленное требование удовлетворению не подлежит, ввиду отсутствия самого события нарушения Федерального закона от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления прокурору ЗАТО гор. Зеленогорска в интересах неопределенного круга лиц к И.П. Т. о признании незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр, обязании прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в помещении по адресу : Красноярский край, г. Зеленогорск, отказать в связи с необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение 10 дней.

Судья Зеленогорского

городского суда П.А.Овчинников