иск удовлетворен



2-1136/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 октября 2010 г. г. Зеленогорск

Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Еромасова А.В.,

прокурора Шерсневой Е.Ю.,

при секретаре Ануфриевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Зеленогорска в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Новый стандарт» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории ЗАТО г. Зеленогорск и об обязании принятия мер,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЗАО «Новый стандарт» о признании незаконным бездействия ответчика в части непринятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории ЗАТО г. Зеленогорск, и обязании его в срок до 01.07.2011 г. принять меры по проектированию и строительству локальных систем оповещения на действующем потенциально опасном объекте ответчика - цехе холода.

Свои требования мотивирует тем, что принадлежащий ЗАО «Новый стандарт» цех холода, в связи с использованием в производстве аммиака, является потенциально опасным объектом. При проведении проверки исполнения требований Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35 ФЗ от 06.03.2006 г. и Указа Президента РФ № 116 от 15.02.2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму», установлено, что в ЗАО «Новый стандарт», в нарушение требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 г., Федерального закона № 68 ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Совета Министров-Правительства РФ № 178 от 01.03.1993 г. «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», локальная система оповещения в цехе холода отсутствует. Имеется только громко говорящее устройство (сирена) и местная радиотрансляционная связь, что не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 25.10.2003 г. №1544-р «Об обеспечении своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время», предусматривающего завершении работ по созданию локальных систем оповещения населения до 2010 года. Для устранения нарушений действующего законодательства в части создания локальных систем оповещения, прокурором ЗАТО г. Зеленогорска в адрес руководителя ЗАО «Новый стандарт» внесено представление об устранении нарушения требований закона. Ответчик, не оспаривая законность требований прокурора по созданию на потенциально-опасном объекте ЗАО «Новый стандарт» - цехе холода, локальных систем оповещения, отказывается обеспечить создание локальной системы оповещения за счет собственных средств предприятия, ссылаясь на значительность таких затрат и отсутствие для этого денежных средств. При этом, неисполнение ответчиком требований федерального законодательства не позволяет в полной мере обеспечить оперативное оповещение при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушает права неопределенного круга лиц, и не обеспечивает безопасность работников и жителей города.

В судебном заседании прокурор ЗАТО г. Зеленогорска Шерснева Е.Ю. заявленные исковые требования поддержала, также просила признать бездействие ЗАО «Новый стандарт» в части непринятия мер по проектированию и строительству локальных систем оповещения на действующем потенциально опасном объекте, цехе холода, незаконным, и обязать ЗАО «Новый стандарт» в срок до 01.07.2011 г. принять меры по проектированию и строительству локальной системы оповещения на действующем потенциально опасном объекте - цехе холода.

Представители 3-его лица МБУ «Служба ГО, ЧС и ОБ» г. Зеленогорска Сидора С.А. и Ермолаев В.П. исковые требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорска поддержали. Утверждали, что цех холода ЗАО «Новый стандарт» в связи с использованием химически опасного вещества – аммиака, входит в перечень объектов, подлежащих антитеррористической, и включен в Единый реестр объектов, расположенных на территории ЗАТО г. Зеленогорска. При проверке 18 февраля 2010 г. состояния защищенности объектов ЗАО «Новый стандарт» были выявлены такие недостатки как отсутствие охранной сигнализации на входных дверях в цех холода; «горячей линии» с постом охраны или тревожной кнопки с правоохранительными органами; металлических решеток на окнах; системы автоматической пожарной сигнализации; локальной системы оповещения; плана мероприятий по оповещению и эвакуации людей при пожаре и иных чрезвычайных ситуаций. По результатам проверки состояния локальных систем оповещения на потенциально-опасных объектах ЗАТО г. Зеленогорск от 05.10.2009 г., состояние локально оповестительной системы в ЗАО «Новый стандарт» признано не соответствующей предъявляемым требованиям. Ответчиком до настоящего времени не принято мер по приведению локальной системы оповещения требованиям Постановления правительства РФ № 178 от 01.03.1993 г. «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», и не выполнено решение Комиссии Правительства Красноярского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности № 10 от 16.04.2010 г. «О выполнении требований по созданию локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах».

Представитель 3-его лица ГУ МЧС России по Красноярскому краю в судебное не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменный отзыв, где поддержал исковые требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорска, при этом просил обязать ЗАО «Новый стандарт» создать локальную систему оповещения в соответствии с требованиями действующего законодательства в 2010 г., по тем основаниям, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2003 № 1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновений ЧС в мирное и военное время» организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, предписано завершить работы по созданию локальных систем оповещения в порядке, предусмотренном данным Постановлением, до 2010 года.

Представитель ЗАО «Новый стандарт» Лужкова Л.Ф. заявленные прокурором ЗАТО г. Зеленогорска исковые требования признала. При этом подтверждала принадлежность цеха холода ЗАО «Новый стандарт», использование на этом объекте в холодильных установках химически опасного вещества - аммиака, и отсутствие на данном объекте локальной системы оповещения. Ссылаясь на большую стоимость ее проектирования и строительства, и отсутствие для этого на предприятии денежных средств, указывала на возможность установки ими локальных систем оповещения только в 2011 году либо переоборудование холодильных установок данного цеха на другой безопасный газ - фреон.

Выслушав объяснения явившихся сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит исковые требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорска обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 17, 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются основным Законом Российской Федерации - Конституцией РФ. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием.

Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право либо создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Согласно требованиям ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения или иной производственной

Статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 определены основные принципы противодействия терроризму, приоритет отдан мерам предупреждения терроризма, минимизации его последствий.

Согласно преамбуле Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 данного Закона, требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно -эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Ст. 9 указанного Закона предусматривает, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц и обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ.

Статья 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №68-ФЗ от 21.12.1994 г. возлагает на организации обязанность по осуществлению необходимых мер в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению создания, подготовки и поддержания в готовности сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлению обучению работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Согласно Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 01.03.1993 г. №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», в целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, предписано, что предприятия и организации, в ведении которых имеются потенциально опасные объекты, начиная с 1993 года должны обеспечивать проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах. Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах осуществляется за счет собственных средств организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, в собственности которых находятся потенциально опасные объекты.

В судебном заседании установлено что, ЗАО «Новый стандарт» расположено по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Майское шоссе, д. 33.

В ЗАО «Новый стандарт» имеется цех холода.

В связи с использованием на данном объекте химически опасного вещества (аммиак), ЗАО «Новый стандарт» включено в Единый реестр объектов подлежащих антитеррористической защите, расположенных на территории ЗАТО г. Зеленогорска, и отнесено к категории потенциально опасных и диверсионно-террористически уязвимых объектов.

Актом от 05.10.2009 г. по результатам проверки состояния локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах ЗАТО г. Зеленогорска установлено, что на данном объекте отсутствует локальная система оповещения, а ее проектирование и установка не производились.

Также согласно Акта обследования антитеррористической защищенности важных объектов от 18.02.2010 г., цех по производству холода ЗАО «Новый стандарт» находится в ведении ЗАО «Новый стандарт», оказывает услуги по производству холода и относится к химически опасным объектам.

В собственности данной организации, в цехе холода, находится оборудование, в том числе воздухоохладитель и холодильная машина, в которых используется химически опасное вещество - аммиак.

01.08.2009 г. по договору аренды указанное оборудование было передано ответчиком в аренду ЗАО «Пивобезалкогольный завод сроком до 30.05.2011 г.

Однако ЗАО «Новый стандарт» продолжает оставаться собственником данного имущества.

Актом обследования антитеррористической защищенности важных объектов от 18.02.2010 г. также установлено наличие в ЗАО «Новый стандарт» только систем оповещения - громкоговорящего устройства (сирены) и местной радио-трансляционной связи.

Предусмотренная же Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 01.03.1993 г. №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» локальная система оповещения на данном потенциально опасном объекте, отсутствует.

Решением Муниципальной антитеррористической группы антитеррористической комиссии Красноярского края по ЗАТО г. Зеленогорску (МАГ АТК) от 10 марта 2010 года Генеральному директору ЗАО «Новый стандарт» приписывалось в срок до июня 2010 г. подготовить соответствующие документы: паспорт безопасности объекта; план мероприятий по обеспечению по антитеррористической защите на объекта; план охраны и обороны объекта; Акт категорирования объекта; план ликвидации последствий диверсионно - террористического акта; заключить договор с ЗАО «Пивоваренный безалкогольный завод» по охране ЗАО «Новый стандарт» и обеспечения взаимодействия ликвидации аварий, и принять меры к устранению недостатков по обеспечению соблюдения требований по антитеррористической защищенности объекта.

В связи с выявленными нарушениями законодательства в области противодействия терроризму прокурором ЗАТО г. Зеленогорска в адрес ЗАО «Новый стандарт» также направлено представление № 908-10 от 18.03.2010 г. об устранении нарушений законодательства в области противодействия терроризму, и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, промышленной безопасности.

Согласно письма ЗАО «Новый стандарт» № 18-01/60-01 от 24.03.2010 г., генеральный директор ЗАО «Новый стандарт» указывал, что создание локальных систем оповещения за счет собственных средств предприятия невозможно, в связи с затруднительным финансовым положением на предприятии.

На момент рассмотрения иска, требования Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 01.03.1993 г. №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», предписание прокурора ЗАТО г. Зеленогорска от 18.03.2010 г. и Решение Муниципальной антитеррористической группы антитеррористической комиссии Красноярского края по ЗАТО г. Зеленогорску (МАГ АТК) от 10 марта 2010 года ответчиком ЗАО «Новый стандарт», в части осуществления мер в области противодействия терроризму, а именно проектирования и установки локальной системы оповещения на действующем потенциальном потенциально опасном объекте - цехе холода, не выполнены.

При этом неисполнение ЗАО «Новый стандарт» требований федерального законодательства по обустройству цеха холода локальной системой оповещения, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку не позволяет в полной мере обеспечить оперативное оповещение жителей города при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Доводы ответчика о невозможности создания локальной системы оповещения за счет собственных средств в связи с затруднительным финансовым положением предприятия, не являются юридически значимыми для разрешения данного иска.

Также, именно с учетом финансового положения предприятия, и значительной стоимости проектирования и установки локальной системы оповещения, и с целью изыскания необходимых для этого финансовых средств, прокурором ЗАТО г. Зеленогорска предъявлены и в судебном заседании поддержаны требования об обязании принятия мер по проектированию и строительству локальной системы оповещения на действующем потенциально опасном объекте - цехе холода, в срок до 01.07.2011 г.

По этим основаниям, исковые требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорска в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Новый стандарт» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории ЗАТО г. Зеленогорск и обязании в срок до 01.07.2011 года принять меры по проектированию и строительству локальных систем оповещения на действующем потенциально опасном объекте – цехе холода, являются обоснованными и законными.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ горсуд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора ЗАТО г. Зеленогорска в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Новый стандарт» удовлетворить.

Признать бездействие Закрытого акционерного общества «Новый стандарт» в части непринятия мер по проектированию и строительству локальных систем оповещения на действующем потенциально опасном объекте - цехе холода, незаконным.

Обязать Закрытое акционерное общество «Новый стандарт» в срок до 01 июля 2011 г. принять меры по проектированию и строительству локальных систем оповещения на действующем потенциально опасном объекте: цех холода.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Еромасов А.В.