Решение о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении



2-1370\10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2010 года Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Бойцовой Л.А.

при секретаре Понкратьевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО <адрес> в интересах Горбань Лидии Павловны к Администрации ЗАТО <адрес> о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО <адрес> обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что распоряжением главы администрации ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Горбань Лидии Павловны 1925 г.р., являющейся вдовой участника Великой Отечественной войны. Основанием для отказа явилось намеренное ухудшение Горбань Л.П. жилищных условий.

В собственности Горбань Л.П. до ДД.ММ.ГГГГ находилась квартира по адресу: <адрес>

С ДД.ММ.ГГГГ Горбань Л.П. зарегистрирована по месту жительства в квартире по адресу: <адрес>, которая на праве собственности принадлежит её сыну Ю и её внучке М В квартире также зарегистрирован Р Общая площадь квартиры составляет 50, 4 кв. м.

На момент отчуждения квартиры, находящейся в собственности Горбань Л.П., возраст Горбань Л.П. составлял 81 год. Отчуждение данной квартиры производилось задолго до издания Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Отчуждение квартиры Горбань Л.П. осуществлялось в целях переезда к своим родственникам, по причине невозможности осуществления ухода за собой в силу возраста.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Горбань Л.П. не имела намерения ухудшить свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся.

Горбань Л.П. является вдовой участника Великой Отечественной войны Горбань Михаила Никитича, что подтверждается удостоверением и Свидетельством о смерти Горбань М.Н.

Отказ администрации ЗАТО <адрес> в принятии Горбань Л.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении препятствует осуществлению её права на обеспечение жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

В судебном заседании прокурор Чистякова М.А. поддержала заявленные требования по вышеизложенным обстоятельствам и просила суд признать незаконным Распоряжение администрации ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об отказе в принятии на учет Горбань Л.П. в качестве нуждающейся в жилом помещении» и обязать администрацию ЗАТО <адрес> поставить Горбань Лидию Павловну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со дня обращения с соответствующим заявлением в администрацию ЗАТО <адрес>.

Представитель Горбань Л.П. - Ю по доверенности в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и указал, что его мать Горбань Л.П. в силу своего возраста в 2006 году продала квартиру в <адрес> за 40 тыс. рублей и уехала проживать на Украину в <адрес> к сыну, однако не смогла проживать там по климатическим условиям, и он вынужден был забрать ее проживать к себе в <адрес>. В настоящее время мать проживает с ним, нуждается в отдельном жилом помещении и в уходе по состоянию здоровья. Намеренно она не ухудшала свои жилищные условия, продала свою квартиру в 2006 году, задолго до издания Указа Президента об улучшении жилищных условий Ветеранов ВОВ.

Представитель администрации Петухова М.В. по доверенности требования прокурора не признала и суду пояснила принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края».

Распоряжением администрации ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р Горбань Л.П. было отказано в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с тем, что не истек, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок намеренного ухудшения ею жилищных условий.

Горбань Л.П. ДД.ММ.ГГГГ снялась с регистрационного учета, а ДД.ММ.ГГГГ продала принадлежавшую ей трехкомнатную квартиру в <адрес>. Ю – сын Горбань Л.П. приобрел в долевую собственность двухкомнатную квартиру в <адрес>, в число собственников которой Горбань Л.П. включена не была, а была вселена в качестве члена семьи и зарегистрирована в указанной квартире, после чего обеспеченность общей площадью на 1 члена семьи стала менее нормы.

Доводы прокурора об отчуждении Горбань Л.П. квартиры в целях переезда к своим родственникам по причине невозможности ухода за собой в силу возраста основаны только на предположениях, документами, представленными в Администрацию ЗАТО <адрес> не подтверждены.

Факт нуждаемости Горбань Л.П. в уходе, отсутствия возможности получения такого ухода по прежнему месту жительства, переезда в другой населенный пункт в целях осуществления ухода, а также осуществления ухода за Горбань Л.П. по новому месту жительства материалами учетного дела не подтверждается. Действия Горбань Л.П. по продаже квартиры совершены умышленно, привели к искусственному ухудшению ее жилищных условий.

Доводы Горбань Л.П. о вынужденности переезда в связи со смертью мужа не обоснованны, так как смерть мужа ДД.ММ.ГГГГ произошла задолго до отчуждения квартиры в <адрес> переезда в <адрес> в 2007 году.

Незаконная постановка на учет граждан, не имеющих право на получение мер социальной поддержки, может привести к нарушению прав иных лиц, действительно имеющих на это право, так как меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов предоставляются в пределах средств, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета на указанные цели (статья 10 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения жильем в <адрес> Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»). Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ из 20 поставленных на учет ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в <адрес>, обеспечены жильем только 11.

Третье лицо Министерство социальной политики Красноярского в судебное заседание не явилось, обратилась в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, нахожу требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу п. 1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Частями 3, 4 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу Федерального закона № 80-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», забота об участниках, ветеранах и жертвах ВОВ является историческим долгом общества и государства.

В преамбуле Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливается Федеральным законом №5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах».

Федеральным законом №327-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» в пп.4 п.1 ст. 21 Федерального закона внесены изменения, согласно которым не только участники ВОВ и члены их семей, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ, но и участники ВОВ и члены их семей, вставшие на учет после названной даты, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

Статьей 3 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлено, что принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном Законом края от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края».

Согласно статье 53 Жилищного кодекса РФ и пункту 1 статьи 4 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет по истечении пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Частью 1 статьи 2 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» также установлено, что обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.

Ограничения в постановке на учет допустимы только в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Судом установлено, что Горбань Л.П. 1925 г.р. проживала по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ она снялась с регистрационного учета, а ДД.ММ.ГГГГ продала указанную трехкомнатную квартиру и выехала на постоянное место жительства в <адрес>, где проживала до апреля 2007 года. В мае 2007 года Горбань Л.П. была зарегистрирована по месту жительства <адрес>, которая на праве собственности принадлежит её сыну Ю и её внучке М В квартире также зарегистрирован Р <адрес> квартиры составляет 50, 4 кв. м.

После регистрации Горбань Л.П. в указанной квартире обеспеченность общей площадью на одного человека стала менее нормы, утвержденной решением городского совета депутатов <адрес> №р от ДД.ММ.ГГГГ

На момент отчуждения квартиры, находящейся в собственности Горбань Л.П., ее возраст составлял 81 год. Отчуждение данной квартиры производилось задолго до издания Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и осуществлялось в целях переезда к своим родственникам, по причине невозможности осуществления ухода за собой в силу возраста.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Горбань Л.П. не имела умышленного намерения ухудшить свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся. Горбань Л.П. является вдовой участника Великой Отечественной войны Горбань Михаила Никитича, что подтверждается удостоверением и свидетельством о смерти Горбаня М.Н.

В связи с чем, суд не может принять доводы представителя Администрации о том, что Горбань Л.П. умышленно ухудшила свои жилищные условия, продав свое жилье.

Факт нуждаемости Горбань Л.П. 1925 года рождения в уходе подтвержден ее престарелым возрастом, поэтому данный факт не подлежит доказыванию.

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, влекущие непринятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий были предусмотрены на уровне закона только статьей 53 ЖК РФ.

В силу ч. 2 ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Таким образом, при разрешении данного спора суд не применяет условие о непринятии на учет в течение пяти лет граждан, ухудшивших свои жилищные условия, а руководствуется Конституцией РФ, пп.4 п.1 ст.14 Федерального закона «О ветеранах», а также Федеральным законом № 80-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

На основании изложенного, отказ органа местного самоуправления в постановке на учет Горбань Л.П. в качестве нуждающейся в жилом помещении является незаконным, поэтому требования прокурора в интересах вдовы ветерана ВОВ Горбань Л.П., должны быть удовлетворены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора ЗАТО <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным Распоряжение администрации ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об отказе в принятии на учет Горбань Л.П. в качестве нуждающейся в жилом помещении» и обязать администрацию ЗАТО <адрес> поставить Горбань Лидию Павловну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со дня обращения с соответствующим заявлением в администрацию ЗАТО <адрес>, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10-ти дней.

СудьяЛ.А.Бойцова