решение по заявлению прокурора о признании противоречащим ФЗ решения Совета депутатов



2-1598\10г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зеленогорск28 декабря 2010г.

Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Тюрина Н.И.,

с участием помощника прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Манько А.А.,

представителей Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска – начальника юридического отдела Администрации города Посканной О.Г., начальника земельного отдела Комитета по управлению имуществом Администрации города Юшмановой Е.В., действующих на основании доверенностей,

при секретаре Казанцевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора ЗАТО г. Зеленогорска о признании противоречащим федеральному законодательству решения Совета депутатов ЗАТО города Зеленогорска № 59-582р от 26.11.2009г. «Об установлении коэффициентов К 1 и К 2, необходимых для определения размера арендной платы при аренде земельных участков»

УСТАНОВИЛ:

Решением Совета депутатов ЗАТО города Зеленогорска № 59-582р от 26 ноября.2009г установлены коэффициенты К 1 и К 2, необходимые для определения размера арендной платы при аренде земельных участков на территории города. Коэффициент К 2, учитывающий категорию арендаторов, установлен равным 1; коэффициент К 2, учитывающий вид разрешенного использования земельных участков, установлен в приложении к решению (13 коэффициентов). Решение опубликовано 2 декабря 2009 года в газете «Панорама» № 48, вступило в действие с 1 января 2010 года (л.д.24-25).

Прокурор ЗАТО г. Зеленогорска обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству этого решения.

В заявлении указано, что в нарушение требований федерального законодательства об экономической обоснованности арендной платы за землю, Советом депутатов коэффициенты К1 и К2 установлены без экономического обоснования, руководствуясь только бюджетным интересом, за основу принята арендная плата предыдущего года, что нарушает права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, кроме того, создает возможности коррупционных проявлений со стороны должностных лиц администрации города. Указанным решением коэффициенты установлены как для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, так и для граждан, в связи с чем заявление подано в суд общей юрисдикции.

В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования по указанным в заявлении доводам, указав, что, исходя из ответа председателя Совета депутатов на запрос прокурора, коэффициенты приняты на основе экономико-социальных принципов, без экономического обоснования их размеров.

Представители Совета депутатов не согласились с заявленными требованиями, указав, что коэффициенты К1 и К2 были рассчитаны на основании проведенного рабочей комиссией многостороннего анализа факторов, влияющих на размер арендной платы, с учетом оценочных характеристик земельных участков. Эти расчеты и экономическая обоснованность коэффициентов были представлены рабочей комиссией депутатам, после обсуждения этих расчетов и было принято оспариваемое решение, оно действует в течение года, субъектами арендных отношений не оспаривалось, случаев отказа от аренды земельных участков из-за арендной платы не было.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, суд находит, что заявление прокурора не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 16 июля 2009 года № 582 утвердило: Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

В соответствии с этим Постановлением одним из основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указан принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.

Согласно п.5 и п.6 ст. 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» расчет арендной платы за использование земельных участков производится с применением К1 – коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка, и К2 – коэффициента, учитывающего категорию арендатора. Эти коэффициенты определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя их принципа экономической обоснованности.

Рекомендации по экономическому обоснованию разработаны Министерством экономики и регионального развития Красноярского края, которые доведены до глав муниципальных образований письмом № 2953 от 14 июля 2009 года (л.д.50-56).

В судебном заседании установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт – решение Совета депутатов ЗАТО города Зеленогорска № 59-582р от 26.11.2009г. «Об установлении коэффициентов К 1 и К 2, необходимых для определения размера арендной платы при аренде земельных участков» принят в соответствии с компетенцией представительного органа, опубликован в установленном Уставом города порядке (л.д.57), действует на территории города с 1 января 2010 года.

Коэффициент К2, учитывающий категорию арендаторов, установлен равным 1, чем не нарушаются права арендаторов в зависимости от их категории (граждане, индивидуальные предприниматели, предприятия и организации).

Коэффициент К 2, учитывающий вид разрешенного использования земельных участков, установлен в приложении к решению, в котором определено 13 коэффициентов (от 4.5 до 0).

Согласно объяснениям представителей Совета депутатов в судебном заседании, решение принято после проведения специально созданной для этого рабочей комиссией экономического обоснования коэффициентов на основе анализа оценочных характеристик земельных участков, многостороннего анализа факторов, влияющих на размер арендной платы.

Эти объяснения объективно подтверждаются распоряжением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска № 1531-р от 24 сентября 2009 года «О создании рабочей группы по установлению коэффициентов К1 и К2, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (л.д.29). Этим распоряжением специально создана комиссия для проведения анализа оценочных характеристик земельных участков для экономического обоснования дифференциации коэффициентов. В состав комиссии вошли специалисты земельного отдела, финансового управления, отдела экономики, статистики. Результаты работы комиссии отражены в трех таблицах, где использованы различные экономические показатели для определения коэффициентов: индексация величины арендной платы (проанализировано изменение по конкретным земельным участкам за 2008-2010 годы); проведен анализ изменения удельных показателей по земельным участкам различного целевого использования; проведено сравнение по видам разрешенного использования при изменении кадастровой стоимости на примере конкретных физических и юридических лиц (л.д.30-49). Результаты работы комиссии были представлены Совету депутатов, которые на основе проведенной работы по экономическому обоснованию, приняли оспариваемое решение. В заключении Комитета по управлению имуществом Администрации города при обсуждении протеста прокурора подробно изложено как, с использованием каких показателей, проводился расчет экономической обоснованности коэффициентов (л.д.26-28).

Таким образом, доводы прокурора о том, что коэффициенты установлены без экономического обоснования, являются необоснованными. Выводы прокурора о том, что Совет депутатов, принимая решение, руководствовался только бюджетным интересом, не соответствуют действительности и опровергается результатами проведенной работы.

Помимо ответа председателя Совета депутатов о том, какие социально-экономические принципы были положены в основу принятия решения (л.д.14), на чем прокурор основывает свое заявление, была проведена конкретная работа по расчету коэффициентов, с использованием экономических показателей и обоснованием этих расчетов. Решением Совета депутатов № 4-24р от 27.05.10г. был отклонен протест прокурора по оспариваемому решению (л.д.15), со ссылкой на вышеупомянутое заключение, где указано экономическое обоснование принятых коэффициентов (л.д.20). Однако, в заявлении прокурор не приводит доводов о том, что проведенная комиссией работа, отраженная в заключении на протест прокурора, не может быть принята во внимание как экономическое обоснование установленных коэффициентов.

Кроме того, в заявлении не приведено конкретных доводов того, что оспариваемым решением нарушены права и законные интересы граждан. Заявление мотивировано тем, что решением об установлении коэффициентов нарушаются права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности. Но в силу ст.ст. 45 и 251 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурору не предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Доказательств нарушения прав и законных интересов субъектов, на которые распространяется действие оспариваемого решения – арендаторов земельных участков, суду не представлено. Из объяснений представителей Совета депутатов следует, что практика применения в 2010 году решения, которым установлены коэффициенты К1 и К2, показала обоснованность их размеров: ни один из арендаторов земельных участков в городе не отказался от аренды ввиду ее высокой платы; не поступало жалоб от граждан и субъектов предпринимательской деятельности на необоснованность коэффициентов.

Решение Совета депутатов № 59-582р от 26 ноября 2009г. принято представительным органом местного самоуправления в пределах своей компетенции, определенной федеральным законодательством и Уставом города (л.д.57). В судебном заседании не установлено и прокурором не представлено доказательств противоречия этого решения федеральному законодательству. Доводы прокурора о том, что в решение коэффициенты установлены без экономического обоснования, что нарушает права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, не нашли своего подтверждения и опровергнуты исследованными доказательствами.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение Совета депутатов ЗАТО города Зеленогорска № 59-582р от 26.11.2009г. «Об установлении коэффициентов К 1 и К 2, необходимых для определения размера арендной платы при аренде земельных участков» не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, заявление прокурора необоснованно и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Прокурора ЗАТО г. Зеленогорска к Администрации ЗАТО г. Зеленогорска о признании недействующим постановления Главы Администрации ЗАТО города Зеленогорска № 265-п от 10.06.08г. «Об утверждении Положения о порядке признания безнадежной и списания недоимки и задолженности по пеням по арендной плате за землю на территории ЗАТО г. Зеленогорска» отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.

СудьяТюрина Н.И.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2010 года.