№ 2-93/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2011 годаг. Зеленогорск
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Тюрина Н.И.,
с участием ст. помощника прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Гараниной О.Ю.,
при секретаре Казанцевой О.В.,
рассмотрев заявление Прокурора ЗАТО г. Зеленогорска в интересах Бондаренко Т.И. к Администрации ЗАТО г. Зеленогорска и Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО <адрес> в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах Бондаренко Т.И. обратился с заявлением к Администрации ЗАТО <адрес> и Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения. Требование прокурора мотивировано тем, что Бондаренко Т.И. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилья; по окончании педагогического колледжа, где находилась на полном государственном обеспечении, жилье ей не предоставлено. В ДД.ММ.ГГГГ года Бондаренко Т.И. была принята на учет в качестве нуждающейся жилым помещением, предоставляемом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Обязанность по приобретению и предоставлению жилья возложена на орган исполнительной власти местного самоуправления, денежные средства этим органам для приобретения жилья предоставляются Министерством образования и науки Красноярского края из краевого бюджета. Просит признать незаконным бездействие ответчиков и обязать администрацию ЗАТО <адрес> приобрести в муниципальную собственность ЗАТО <адрес> жилое помещение не ниже установленных социальных норм в <адрес> не менее 15 кв.м. и предоставить его по договору социального найма Бондаренко Т.И.; обязать Министерство образования и науки Красноярского края перечислить из краевого бюджета в местный бюджет ЗАТО <адрес> денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья с целью его предоставления Бондаренко Т.И. не ниже социальной нормы.
В судебном заседании помощник прокурора и истец Бондаренко Т.И. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Администрацией города предоставлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором иск не признала, указав, что на Администрацию ЗАТО <адрес> не может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, не имеющих закрепленного жилья, без предоставления денежных средств на приобретение указанного жилья из краевого бюджета. Денежные средства на приобретение жилого помещения для Бондаренко Т.И. из регионального фонда компенсаций краевого бюджета в 2010 года не предоставлялись.
Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил отзыв, в котором указал, что с исковыми требованиями не согласен, так как нарушения прав Бондаренко Т.И. не имеется. Законодательством не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку – сироте либо лицу, оставшегося без попечения родителей. Министерство образования и науки не наделено полномочиями по предоставлению финансовых средств бюджету городского округа за счет средств регионального фонда компенсаций краевого бюджета. В соответствии с законом Красноярского края от 10.12.2009г. №9-4155 «О краевом бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов» Министерство является главным распорядителем денежных средств заложенных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения. Министерство как главный распорядитель, не вправе предоставлять денежные средства бюджетам муниципальных образований.
Выслушав прокурора, истца, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ - детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 17.12.2009г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, Бондаренко Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к детям-сиротам, поскольку ее родители умерли (л.д.12-14).
Постановлением главы администрации <адрес> № 1269п от 16.07.2001 года супруги Коршуновы назначены приемными родителями несовершеннолетней Бондаренко Т.И. (л.д.43).
Согласно справке МУП ГЖКУ Бондаренко Т.И. состоит на регистрационном учете по месту жительства приемных родителей в <адрес> (л.д. 38). Бондаренко Т.И. имущества и жилой площади в <адрес> не имеет, жилое помещение по договору найма ей не предоставлялось (л.д. 35).
Согласно справке администрации <адрес> сельского поселения Бондаренко Т.И. на момент утраты родительского попечения проживала с матерью по адресу <адрес>. Домовладение, в котором проживала семья, родителям Бондаренко Т.И. не принадлежало и документов на него никаких не имеется (л.д. 51). Из справки отдела образования администрации <адрес> следует, что Бондаренко Т.И. гражданка из числа детей-сирот не получала жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес> (л.д. 53). В настоящее время Бондаренко Т.И. зарегистрирована по месту жительства приемных родителей по адресу <адрес> (л.д. 38).
По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГУП «Ростехинвентаризация» за Бондаренко Т.И. права собственности, иные вещные права на недвижимое имущество не зарегистрированы (л.д. 33).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко Т.И. обучалась в КГБОУ среднего профессионального образования Красноярском педагогическом колледже №, находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 44). В настоящее время является студентом 3 курса заочного отделения ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (л.д. 8).
На основании решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам от 18 марта 2010 года, Бондаренко Т.И. поставлена на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края (л.д. 11).
Имеющимися документами подтверждается, что Бондаренко Т.И. относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. В ДД.ММ.ГГГГ года она закончила обучение в образовательном учреждении профессионального образования, обращалась с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, она вынуждена проживать в арендованном жилье.
Согласно п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится социальная защиты, защита детства.
В силу ч.2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000г. №12-961, дети, находящиеся под опекой, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 4.04.2005 года № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам. В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 5 данного Указа органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления жилья таким детям по договорам социального найма. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Такие дети, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы, установленной в месте предоставления жилья по договору социального найма. Жилые помещения предоставляются по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.
Законом Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края на 2010 г. наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
Передаваемые государственные полномочия включают в себя: приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 г. № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения».
На осуществление переданных органами местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных образований края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
Между Министерством образования и науки Красноярского края и муниципальным образованием <адрес> было заключено Соглашение от 24.032010г. № о взаимодействии Министерства и муниципального образования по реализации Закона края № 9-4225 (л.д.79-83). В соответствии с этим соглашением городу была выделена субвенция 5 568 800 руб. для приобретения жилья детям-сиротам соответствии со списком (л.д.82). Из справки МУ «Заказчик» следует, что все выделенные средства использованы по целевому назначению, приобретено 6 квартир для детей по списку (л.д.86).
Несмотря на то, что Администрация города полностью в ДД.ММ.ГГГГ году выполнила возложенные на нее государственные полномочия в пределах выделенной субвенции, суд признает обоих ответчиков: Министерство образования и науки Красноярского края и Администрацию <адрес> надлежащими, так как восстановление прав истца Бондаренко Т.И. возможно только при взаимодействии исполнительных органов края и города. Так, Министерство образования и науки не может предоставить жилое помещение Бондаренко Т.И., поскольку государственные полномочия на ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, переданы исполнительным органам муниципальных образований края, в Перечень которых входит МО <адрес> (Приложение №1 к Закону края от 24.12.2009г. №9-4225), в свою очередь, администрация <адрес> не может выполнить возложенные на нее полномочия в связи с отсутствием финансирования из краевого бюджета на эти цели.
Министерство образования и науки Красноярского края является главным распорядителем расходов краевого бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (Закон Красноярского края от 24.12.2009г. №9-4225).
Доводы Министерства образования и науки о том, что оно не вправе предоставлять денежные средства бюджетам муниципальных образований для приобретения жилья детям-сиротам, необоснованны.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить обязанность на Министерство образования и науки Красноярского края предоставить денежные средства краевого бюджета Администрации ЗАТО <адрес> на приобретение для Бондаренко Т.И. на территории <адрес> жилого помещения, площадью не менее 15 кв. м. общей площади, а также возложить на Администрацию ЗАТО <адрес> обязанность приобрести жилое помещение в собственность муниципального образования при поступлении средств краевого бюджета изолированное благоустроенное жилое помещение размером не менее 15 кв.м. общей площади на территории <адрес> и предоставить данное жилое помещение Бондаренко Т.И. по договору социального найма.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора ЗАТО <адрес>, заявленные в интересах Бондаренко Т.И.
Обязать Министерство образования и науки <адрес> предоставить Администрации ЗАТО <адрес> денежные средства из краевого бюджета для приобретения Бондаренко Т.И., благоустроенного, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, жилого помещения в <адрес>, размером не менее 15 кв.м. общей площади.
Обязать Администрацию ЗАТО <адрес> при поступлении средств краевого бюджета приобрести в собственность муниципального образования благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение в <адрес> размером не менее 15 кв.м. общей площади, которое предоставить Бондаренко ФИО11 на условиях договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
СудьяТюрина Н.И.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 января 2011 года.