Решение о признании незаконным отказа главы города в выдаче разрешения на въезд в ЗАТО



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2010 г. Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Марковкина Н.А.

При секретаре Селявко М.А.

Рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Арчакова Али Абуязитовича о признании незаконным отказа главы администрации ЗАТО г.Зеленогорска в выдаче разрешения на въезд в г.Зеленогорск для постоянного проживания и регистрации по месту жительства, обязании разрешить въезд на территорию ЗАТО г.Зеленогорск,

УСТАНОВИЛ:

Арчаков А.А. обратился в суд с вышеуказанным заявлением. Мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию г.Зеленогорска с заявлением о регистрации по месту жительства. Его уведомили, что заявление направлено для согласования в орган федеральной службы безопасности/далее орган ФСБ/. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в разрешении на въезд на территорию ЗАТО, поскольку орган ФСБ, проведя в его отношении проверочные мероприятия, сообщил о нецелесообразности выдачи разрешения на въезд. Орган ФСБ решения об отказе в допуске к государственной тайне, которое могло являться основанием для отказа в выдаче разрешения на въезд, не вынесло. Отказ главы администрации является незаконным. У него заключен трудовой договор с ООО «Промышленный центр», жилье ему может предоставить в своей квартире Н.В. Ранее имел регистрацию по месту пребывания, ему выписывались пропуски. Сам он не желает быть допущенным к государственной тайне. В Федеральном Законе «О закрытом административно-территориальном образовании» и Постановлении Правительства РФ № отсутствует перечень оснований для отказа во въезде. Считает, что отказом нарушены его конституционные права на свободу передвижения, в том числе с предусмотренными ограничениями.

В судебном заседании Арчаков А.А. и его представитель по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ адвокат Шумков В.А. поддержали требования по изложенным выше основаниям. Заявитель пояснил, что состоит в трудовых отношениях с ООО «Промцентр», проживает в кабинете на предприятии, является студентом заочного отделения СИБГАУ. Семьи не имеет, родственников в г.Зеленогорске нет. Жилья в собственности в г.Зеленогорске, постоянного места жительства также не имеет. Незаконный отказ администрации нарушает его права на свободу передвижения, выбор места жительства, труд. Его неоднократно привлекали к административной ответственности за нарушение режима ЗАТО.

Представитель администрации ЗАТО г.Зеленогорск по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Полтавец И.В. возражала против доводов заявления. Пояснила, что каких-либо умышленных действий со стороны администрации ЗАТО г.Зеленогорск, ущемляющих права и свободы заявителя, не производилось. Его заявление было направлено для согласование в орган ФСБ, последний сообщил о нецелесообразности выдачи разрешения Арчакову А.А. на въезд. Отказ главы администрации правомерен, осуществлен с соблюдением п.19 Положения о согласовании разрешения на въезд на территорию ЗАТО с органом ФСБ. Выдача разрешения является правом, а не обязанностью руководителя органа местного самоуправления.

Представитель третьего лица УФСБ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в суде возражал против доводов заявления, пояснил, что согласование предусматривает оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Допуск оформляется в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации «О государственной тайне». Гражданину может быть отказано в допуске, что он вправе обжаловать. Глава администрации принял законное и обоснованное решение в рамках своей компетенции.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследуя материалы дела, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Статьей 254 ГПК РФ предусмотрено право гражданина оспорить в суде решение должностного лица органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствие ч.1 ст.3 Федерального Закона от 14.07.1992 г. № 3297-1/ в ред. от 27.12.2009 г./ «О закрытом административно-территориальном образовании» /далее ФЗ «О ЗАТО» особый режим безопасного функционирования предприятий и /или/ объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает, в том числе, ограничения на въезд и /или/ постоянное проживание граждан на его территории.

В силу ч.2 вышеуказанного закона обеспечение особого режима осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 г. № 693 утверждено Положение о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» /далее Положение/.

Раздел 4 Положения предусматривает ограничения на въезд и проживание граждан на территории закрытого образования.

Пунктом 17 этого раздела въезд и постоянное проживание граждан на территории закрытого образования ограничиваются в соответствии с условиями особого режима безопасного функционирования объектов.

В силу пункта 18 указанного раздела въезд граждан для постоянного проживания согласовывается с органом федеральной службы безопасности. Согласование предусматривает оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную экологическую опасность. Допуск оформляется в порядке, установленном ФЗ «О государственной тайне». Гражданину может быть отказано в оформлении допуска по основаниям, указанным в этом законе.

На основании пункта 19 раздела руководитель органа местного самоуправления закрытого образования по согласованию с органом федеральной службы безопасности имеет право разрешать в порядке, определяемом настоящим Положением, въезд граждан на территорию закрытого образования, за исключением въезда на территорию объекта.

В соответствие пункту 21 указанного раздела гражданам, заключившим трудовой договор /контракт/ на осуществление работы в коммерческих или некоммерческих организациях, въезд для постоянного проживания разрешается в установленном порядке органом местного самоуправления закрытого образования.

Статьей 21 Федерального Закона от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» регулируется допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне, который предусматривает, в том числе, письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий.

В соответствие статье 22 вышеназванного закона гражданин имеет право обжаловать решение об отказе в допуске к государственной тайне.

В судебном заседании установлено, что г.Зеленогорск является закрытым административно-территориальным образованием. На территории ЗАТО г.Зеленогорск зарегистрировано ООО «Промышленный центр», не являющееся объектом или муниципальным предприятием, в трудовых отношениях с которым состоит заявитель Арчаков А.А., что подтверждается копиями трудового договора, трудовой книжки /л.д.27,52-53/. Последний семьи и родственников, жилья в собственности, постоянного места жительства в г.Зеленогорске не имел и не имеет в настоящее время.

ДД.ММ.ГГГГ Арчаков А.А. обратился в администрацию ЗАТО г.Зеленогорска с заявлением, в котором просил разрешить въезд в г.Зеленогорск для постоянного проживания в связи с постоянной работой в ООО «Промышленный центр»/л.д.22/.

Заявление Арчакова А.А. ДД.ММ.ГГГГ было направлено администрацией ЗАТО г.Зеленогорска на согласование в орган федеральной службы безопасности /л.д.20/, который сообщил в администрацию о нецелесообразности выдачи Арчакову А.А. разрешения на въезд в г.Зеленогорск для постоянного проживания и регистрации по месту жительства/л.д.21/.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью главы администрации ЗАТО г.Зеленогорска, действующему в пределах своих полномочий, Арчакову А.А. было обоснованно отказано в разрешении на въезд на территорию ЗАТО г.Зеленогорска для постоянного проживания/л.д.4/.

Довод заявителя и его представителя в обоснование незаконности отказа в разрешении на въезд в ЗАТО о нарушении права на свободу выбора места жительства, свободу передвижения, на труд суд не может принять во внимание как необоснованный и не основанный на законе.

Статья 1 Федерального Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает право каждого гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека.

Ограничение указанного права допускается только на основании закона.

Статьей 2 указанного закона предусмотрена возможность ограничения данного права, в том числе, в закрытых административно-территориальных образованиях.

Г.Зеленогорск является закрытым административно-территориальным образованием, особый режим безопасного функционирования предприятий и /или/ объектов в котором включает и ограничение на въезд и постоянное проживание.

Следовательно, ограничение на въезд в ЗАТО г.Зеленогорск установлено законом в силу особого режима безопасного функционирования объекта ЗАТО и не может рассматриваться как ограничение прав заявителя.

Довод об отсутствии в законе и Положении перечня оснований для отказа в выдаче разрешения на въезд в обоснование незаконных действий главы администрации суд так же не принимает во внимание как необоснованный.

Порядок обеспечения особого режима установлен Правительством Российской Федерации, предусматривает право, а не обязанность руководителя органа местного самоуправления закрытого образования разрешать въезд граждан при условии согласования с органом ФСБ.

Данный порядок распространяется и на граждан, заключивших трудовой договор с организацией, то есть на заявителя, состоящего в трудовых отношениях с ООО «Промышленный центр».

Главой администрации при решении вопроса о разрешении въезда заявителю был соблюден установленный порядок, отказ является законным. Решение об отказе в допуске к государственной тайне, оформление которого предусматривает согласование с органом ФСБ, не обжаловалось.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Арчакова Али Абуязитовича о признании незаконным отказа главы администрации ЗАТО г.Зеленогорска в выдаче разрешения на въезд в г.Зеленогорск для постоянного проживания и регистрации по месту жительства, обязании разрешить въезд на территорию ЗАТО г.Зеленогорск отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения через Зеленогорский городской суд.

СудьяН.А.Марковкина