№ 2-254/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Зеленогорск06 апреля 2011 года
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Овчинникова П.А.,
при секретареШамшаковой А.Н.,
с участием старшего помощника прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Ермакова А.В., рассмотрев заявление прокурора ЗАТО г. Зеленогорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО гор. Зеленогорска, МУП «Городское жилищно-коммунальное управление» г. Зеленогорска о признании незаконным бездействия по исполнению полномочий собственника и управляющей организации по содержанию муниципального жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор ЗАТО г. Зеленогорска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО гор. Зеленогорска, МУП «Городское жилищно-коммунальное управление» г. Зеленогорска о признании незаконным бездействия по исполнению полномочий собственника и управляющей организации по содержанию муниципального жилищного фонда, мотивируя нижеследующим.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06. 10. 2003 г., ст. 6 Устава города Зеленогорска, к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан. Обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда. Обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно пп. 9, 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 3, 21 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» № 69 от 21.12.1994 г., к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся разработка и реализация мер пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций» № 68-ФЗ от 21.12.1994 г., мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств
В соответствии с пп. А, Г, Д, Ж ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 г., в полномочия органов местного самоуправления входит самостоятельное осуществление подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях, финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ст. 37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О защите населения и территории с чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994г. (в ред. Федерального закона от 28.10.2002 г. N 129-ФЗ), мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуации
определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств
В силу ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций входит планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций. Создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
На основании договора управления № 19-27/10 от 22. 03. 2010 г., заключенного с ОГХ администрации ЗАТО г. Зеленогорск, МУП ГЖКУ является управляющей организацией муниципальных общежитий по ул. Гагарина 20, Гагарина 22, Бортникова 21, Мира 21, Советская 7, специальный дом для одиноких престарелых по ул. Мира 21а.
Согласно п. 2.1, 8.1, 8.2 Договор управления № 19-27/10 заключен на основании ч. 2 ст. 163 ЖК РФ, в соответствии со ст. 426 ГК РФ, протокола от 30. 12. 2009 г. № 02-4 признания конкурса по отбору управляющей организации не состоявшимся, со сроком действия - один год, до 31. 12. 2010 г.
В силу пп. 4.1.1, 4.1.17 Договора, на МУП ГЖКУ возложены обязанности по управлению объектами в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством. Обязанности по исполнению требований, предусмотренных действующим законодательством и нормативно — правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края и муниципальными правовыми актами, применительно к условиями настоящего договора. Обеспечивать соблюдение пользователями жилых помещений Правил пользования жилыми помещениями, правил пожарной безопасности.
В соответствии с пп. 4.3.2, 4.3.3 Договора, собственник обязуется возмещать управляющей организации дополнительные расходы в размерах, определяемых в дополнительном соглашении между сторонами договора, которое заключается по мере необходимости оказания услуг.
Согласно пп. 5.5, 5.6 Договора, в случае возникновения необходимости проведения не установленных Договором работ и услуг Собственник данного дома определяет объем, сроки начала и стоимость работ (услуг). Капитальный ремонт общего имущества в доме проводится за счет Собственника на основании дополнительного соглашения к данному Договору.
Аналогичные обязанности были возложены на МУП ГЖКУ в рамках договора управления на 2009 г., № 19-27/10 от 12. 01. 2009 г. (дополнительное соглашение № 1 от 12. 01. 2009г.), заключенного с ОГХ администрации ЗАТО г. Зеленогорска, действующего от имени собственника - администрации муниципального образования.
В декабре 2009 г. прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск в соответствии со ст. 22, 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ», совместно с сотрудниками отдела государственного пожарного надзора ГУ «Специальное управление ФПС № 19 МЧС РФ» по г. Зеленогорску, проведена проверка исполнения требований федерального жилищного законодательства, законодательства РФ о защите территории и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательства о пожарной безопасности, в муниципальных общежитиях г. Зеленогорска, расположенных по ул. Гагарина 22, ул. Гагарина 20, ул. Бортникова 21, ул. Мира 21, ул. Советская 7, ул. Мира 21-А (специальный дом для одиноких и престарелых, имеющий статус общежития).
Выявлены многочисленные нарушения Федерального закона «О пожарной безопасности», Правил и норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России № 313 от 18. 06. 2003г., ставящие под угрозу жизнь и здоровье граждан - нанимателей жилых помещений.
По результатам проверки, в Зеленогорский городской суд было направлено исковое заявление (исх. № 3723-10 от 16. 12. 2009 г.) о признании незаконным бездействия по исполнению полномочий собственника и управляющей организации по содержанию, муниципального жилого фонда.
В ходе рассмотрения дела установлено, что главой ЗАТО г. Зеленогорск утвержден план мероприятий со сроками исполнения май - июнь 2010 г., в рамках которого определены суммы необходимых к выделению средств местного бюджета, сроки выделения средств, ответственные за исполнение должностные лица.
Согласно утвержденного плана, мероприятия по устранению нарушений должны быть проведены и нарушения устранены фактически в срок до 01. 06. 2010 г. Контрольной проверкой, проведенной в июле 2010 г. установлено, что план мероприятий, утвержденный главой ЗАТО г. Зеленогорск, ответчиками по настоящее время не выполнен.
Несмотря на внесенные изменения в городскую целевую программу «Пожарная безопасность в г. Зеленогорске на 2008 – 2010 гг.», утвержденную решением городского Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорск № 4-17р от 27. 05. 2010 г., касающиеся выделения денежных средств на обеспечение пожарной безопасности муниципальных общежитий в 2010 г., общая сумма которых составляет 1707,9 руб., назначение ответственных за исполнение плана должностных лиц - руководители Отдела городского хозяйства администрации, МУ «Заказчик», МУП ГЖКУ, на момент подачи прокурором иска в августа 2010 г. ответчиками устранены лишь нарушения требований п. 53 ППБ 01-03, п. 1.83 СНиП 2.08.02.-89, п. 6.18 СНиП21-0 97. Выполнено армированное остекление дверей, установленных в лифтовой пристройке специального дома для одиноких и престарелых по ул. Мира 21-А.
По настоящее время собственником, в лице администрации ЗАТО г. Зеленогорск и управляющей организацией — МУП ГЖКУ не предпринято исчерпывающих мер по устранению нарушений требований Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных приказом МЧС России № 313 от 18. 06. 2003 г. (далее ППБ 01-03), норм пожарной безопасности (НПБ 110-03, НПБ 166-97).
В частности продолжали иметь место следующие нарушения:
В нарушение требований п.36 ППБ 01-03, не организованы проверки (не реже двух раз в год) огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли (муниципальные общежития ул. Мира 21, ул. Гагарина 20, ул. Гагарина 22, специальный до для одиноких и престарелых по ул. Мира 21-А).
В нарушение требований п. 40 ППБ 01-03; п. 6.18* СНиП 21-01-97*, двери, отсекающие коридоры от лестничных клеток, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации на этажах зданий не установлены (муниципальные
общежития ул. Мира 21, ул. Гагарина 20, ул. Гагарина 22, специальный дом для одиноких и престарелых по ул. Мира, 21 -А).
В нарушение требований п. 51 ППБ 01-03, не обозначены знаками пожарной безопасности пути эвакуации граждан в случае пожара (муниципальные общежития ул. Мира, 21, ул. Гагарина, 20, ул. Гагарина, 22).
В нарушение требований пп. 40, 51. 53 ППБ 01-03 пути эвакуации общежитий загромождены хранящимися предметами, что препятствует эвакуации граждан в случае пожара (муниципальные общежития ул. Мира, 21, ул. Гагарина, 20).
В нарушение требований п. 57 ППБ 01-03; п. 7.1.28 Правил устройства электроустановок, помещения электрощитовых не выгорожены противопожарными перегородками с пределом огнестойкости 0.75 часа (EI 45 по СНиП 21-01-97* п.5.14, таблица №1-2) (муниципальные общежития ул. Мира 21, ул. Гагарина 20, ул. Гагарина 22).
В нарушение требований п. 57 ППБ 01-03; п. 2.1.4 (табл. 2.1.3) «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01. 2003 года № 6, электропровода в коридорах здания специального дома для одиноких и престарелых по ул. Мира 21 -А не уложены в короба, выполненные из несгораемых, либо трудносгораемых материалов, а проложены открыто.
В нарушение п. 60 ППБ 01-03, светильники, находящиеся в здании общежитий (поэтажные коридоры, электрощитовая, кабинет заведующей), не оборудованы защитными колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (муниципальные общежития ул. Мира 21, ул. Гагарина 20, ул. Гагарина 22).
В нарушение требований п. 98 ППБ 01-03 не обеспечена работоспособность установок пожарной автоматики (пожарной сигнализации), имеются сломанные ручные пожарные извещатели (муниципальные общежития ул. Мира 21, ул. Гагарина 20).
В нарушение требований п. 125 ППБ 01-03; п.6.7.1; П.4.6.1.ГОСТ Р 12.2.143-2002, не исполнена обязанность по вывешиванию на видном месте в каждой комнате общежитий, разработанного и согласованного с Отделом государственного пожарного надзора локального плана эвакуации людей в случае пожара, соответствующего ГОСТ Р 12.2.143 -2002., (муниципальные общежития ул. Мира 21, ул. Гагарина 20, ул. Гагарина 22).
В нарушение требований п. 129 ППБ 01-03, здания общежитий не укомплектованы индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчёта одно устройство на каждые 30 человек, находящиеся в доступном для каждого человека месте на этаже, имеющим соответствующие обозначения указательным знаком пожарной безопасности. Так же на этажах общежитий не оборудованы приспособлениями для крепления индивидуальными спасательными устройствами по два помещения. Обслуживающий персонал здания не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала (муниципальные общежития ул. Мира 21, ул. Гагарина 20, ул. Гагарина 22, специальный дом для одиноких и престарелых по ул. Мира 21 -А).
В нарушение требований п. 6.6 НПБ 166-97, шкафы, в которых установлены огнетушители, не опломбированы, запираются на установленные навесные замки, что запрещено Нормами (муниципальные общежития ул. Мира 21, ул. Гагарина 20).
В нарушение требований п. 12 НПБ 110-03, п. 13.4 НПБ 88-01, утвержденных приказом МЧС РФ № 315 от 18. 06. 2003 г., в зданиях общежитий не обеспечена передача дублирующего сигнала о пожаре на центральный узел связи ГПС, либо на пульт центрального наблюдения ОВО при ОВД МВД (муниципальные общежития ул. Мира 21, ул. Гагарина 20, ул. Гагарина 22).
Кроме того, в нарушение требований п.7.1.; п.7.4. СНиП 21-01-97 ; п. 1.82 СНиП 2.08.02-89; п. 3.2 приложения к Приказу МЧС РФ № 320 от 08.07.2002 г., складские помещения общежитий не оборудованы противопожарными сертифицированными дверями, имеющими предел огнестойкости - не менее 0,6 часа (муниципальные общежития ул. Мира 21, ул. Гагарина 20, ул. Гагарина 22, специальный дом для одиноких и престарелых по ул. Мира 21 -А).
Коридоры этажей зданий общежитий, длина которых превышает 60 метров, не разделены противопожарными перегородками 2-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 15 с самозакрывающимися сертифицированными противопожарными дверями с пределом огнестойкости не ниже EI 15, что является нарушением требований СНиП 21-01-97* п.6.26*; п. 5.14 таблица №1-2; СНиП 2.08.02-89* п. 1.132; Приказ МЧС РФ № 312 от 18.06.2003г п. п.26.1 приложения №1; Приказ МЧС РФ № 320 от 08.07.2002 г. п.3.2, в части необходимости (ул. Мира 21, специальный дом для одиноких и престарелых по ул. Мира 21-А).
В нарушение требований п. 11.7 СНиП 2.04.01-85*, на обводных линиях счетчиков холодной воды не установлены задвижки с электроприводом, которые открываются автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики (муниципальные общежития ул. Мира 21. ул. Гагарина 20, ул. Гагарина 22).
Бездействие собственника и управляющей организации по устранению выявленных нарушений Закона, ставит под угрозу жизнь и здоровье, при возникновении пожара, иных чрезвычайных ситуаций, граждан — нанимателей, проживающих муниципальных общежитиях, пенсионеров и инвалидов, проживающих в специализированном доме для одиноких и престарелых, которые находятся в преклонном возрасте, имеют заболевания, ограничивающие возможность самостоятельного передвижения. Круг лиц — нанимателей жилых помещений в муниципальных общежитиях постоянно меняется, в связи с расторжением договоров найма, либо истечением их сроков, заключением новых.
Нарушениями требований Закона, продолжающими иметь место, ставится под угрозу жизнь и здоровье граждан — нанимателей, пенсионеров и инвалидов, проживающих в специализированном доме для одиноких и престарелых.
Прокурор ЗАТО г. Зеленогорска просит признать незаконным бездействие администрации ЗАТО г. Зеленогорск и MУП ГЖКУ в части не исполнения обязанностей, возложенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самсоуправления в РФ» № 131-ФЗ, ЖК РФ, Федеральными законами «О пожарной безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ; обязать ответчиков устранить выявленные нарушения Федерального законодательства в срок до 01.10.2010 г.
В судебном заседании 06.04.2011 г. старший помощник прокурора Ермаков А.В. в связи с добровольным исполнением части требований по иску ответчиками, что подтверждается актом проверки № 68, просил исключить из заявленных прокурором требований по обязанию ответчиков:
- устранить нарушения требований п.36 ППБ 01-03, в части организации проверок (не реже двух раз в год) огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли муниципальных общежитий по ул. Мира 21, ул. Гагарина 20, ул. Гагарина 22, специальный дом для одиноких и престарелых по ул. Мира 21-А;
устранить нарушения требований п. 40 ППБ 01-03; п. 6.18* СНиП 21-01-97*, в части установки дверей, отсекающих коридоры от лестничных клеток, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации на этажах зданий в муниципальных общежитиях по ул. Гагарина 20, ул. Гагарина 22, специальный дом для одиноких и престарелых по ул. Мира 21-А;
устранить нарушения требований п. 51 ППБ 01-03, в части обозначения знаками пожарной безопасности путей эвакуации граждан в случае пожара в муниципальных общежитиях по ул. Мира 21, ул. Гагарина 20, ул. Гагарина 22;
устранить нарушения требований пп. 40, 51, 53 ППБ 01-03, в части загромождения хранящимися предметами путей эвакуации, в муниципальном общежитии по ул. Мира 21;
устранить нарушения требований п. 57 ППБ 01-03; п. 7.1.28 Правил устройства электроустановок, помещения электрощитовых, в части устройства противопожарных перегородок с пределом огнестойкости 0.75 часа (EI 45 по СНиП 21-01-97* п.5.14, таблица №1-2) в муниципальных общежитиях по ул. Гагарина 20, ул. Гагарина 22;
устранить нарушения требований п. 57 ППБ 01-03; п. 2.1.4 (табл. 2.1.3) «Правил техническойэксплуатацииэлектроустановокпотребителей»,утвержденныхПриказом Министерства энергетики РФ от 13.01. 2003 года № 6, в части укладки в короба выполненные из несгораемых, либо трудносгораемых материалов электропровода в коридорах здания специального дома для одиноких и престарелых по ул. Мира 21-А;
устранить нарушения требований п. 60 ППБ 01-03, в части оборудования защитными колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, светильников, находящихся в поэтажных коридорыах, электрощитовых, кабинете заведующей, муниципальных общежитий по ул. Гагарина 20, ул. Гагарина 22;
устранить нарушения требований п. 98 ППБ 01-03, в части обеспечения работоспособности установок пожарной автоматики (пожарной сигнализации), в муниципальном общежитии по ул. Гагарина 20;
устранить нарушения требований п. 125 ППБ 01-03; п.6.7.1; П.4.6.1.ГОСТ Р 12.2.143-2002, в части вывешивания на видном месте в каждой комнате общежитий, разработанного и согласованного с Отделом государственного пожарного надзора локального плана эвакуации людей в случае пожара, соответствующего ГОСТ Р 12.2.143 - 2002., в муниципальных общежитиях по ул.Гагарина 20, ул. Гагарина 22;
-устранить нарушения требований п. 129 ППБ 01-03, в части оборудования приспособлениями для крепления индивидуальных спасательных устройств помещений в специальный дом для одиноких и престарелых по ул. Мира 21-А;
устранить нарушения требований п. 6.6 НПБ 166-97, в части опломбирования шкафов, в который установлены огнетушители, снятия запирающих указанные шкафы навесных замков, в муниципальных общежитиях по ул. Мира 21, ул. Гагарина 20;
устранить нарушения требований п. 12 НПБ 110-03, п. 13.4 НПБ 88-01, утвержденных приказом МЧС РФ № 315 от 18. 06. 2003 г., в части обеспечения передачи дублирующего сигнала о пожаре на центральный узел связи ГПС, либо на пульт центрального наблюдения ОВО при ОВД МВД, в муниципальных общежитиях по ул. Гагарина 20, ул. Гагарина 22;
устранить нарушения требований п.7.1.; п.7.4. СНиП 21-01-97*; п. 1.82 СНиП 2.08.02-89; п. 3.2 приложения к Приказу МЧС РФ № 320 от 08.07.2002 г., в части оборудования складских помещений общежитий по ул. Мира 21, ул. Гагарина 20, ул. Гагарина 22, специальный дом для одиноких и престарелых по ул. Мира 21-А, противопожарными сертифицированными дверями, имеющими предел огнестойкости - не менее 0,6 часа;
устранить нарушения требований СНиП 21-01-97* п.6.26*; п. 5.14 таблица №1-2; СНиП 2.08.02-89* п. 1.132; Приказ МЧС РФ № 312 от 18.06.2003 г. п. 1; п.26.1 приложения № 1; Приказ МЧС РФ № 320 от 08.07.2002 г. п.3.2, в части разделения противопожарными перегородками 2-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 15 с самозакрывающимися сертифицированными противопожарными дверями с пределом огнестойкости не ниже EI 15, коридоров этажей здания специальный дом для одиноких и престарелых по ул. Мира 21-А, длина которых превышает 60 метров;
устранить нарушения требований п. 11.7 СНиП 2.04.01-85*, в части установки задвижек с электроприводом, которые открываются автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики, на обводных линиях счетчиков холоднойводы в муниципальных общежитиях по ул. Гагарина 20, ул. Гагарина 22).
Пункт 2 требований изложить: обязать ответчиков устранить выявленные нарушения Федерального законодательства в срок до 01. 09. 2011 г. В остальном прокурор заявленные в иске требования поддержал.
Представители Администрации ЗАТО гор. Зеленогорск Петухова М.В. и МУП ГЖКУ Васильев Н.В., действующие на основании доверенностей, иск не признали.
Представитель Администрации ЗАТО гор. Зеленогорска Петухова М.В. в своих возражениях указала, что ссылка в исковом заявлении прокурора на СНиП 21-01-97,1 ГОСТ Р 12.2.143-2002, ГОСТ Р 12.12.143-2002, СНиП 2.08.02-89, СНиП 2.04.01.85. НПБ 88-01, носящие рекомендательный характер и подлежащие применению на добровольной основе, не обоснованна. Данные ненормативные правовые акт не могут быть доказательствами незаконного бездействия и основанием для обязания Администрации ЗАТО г. Зеленогорска и МУП ГЖКУ к выполнению каких-либо действий.
Доводы прокурора о нарушении Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска статьи 2, пунктов 9, 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, статей 3, 21 Федерального закона «О пожарной безопасности», статьи 7 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций», пп. а, г, д, ж части 2 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» необоснованны и носят общий характер.
Кроме того, по мнению представителя ответчика, прокурором не учтено, что в соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления образованы для выполнения управленческих функций. Непосредственное выполнение предписаний органов пожарного надзора не является полномочием органов местного самоуправления.
В целях решения вопросов местного значения Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска совершаются необходимые и достаточные, по мнению органов местного самоуправления, действия по организации выполнения полномочий в сфере пожарной безопасности, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в частности:
а)постановлением главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 16.11.2007 г. № 513-п создано муниципальное учреждение «Служба обеспечения мероприятий гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности города Зеленогорска», к уставным задачам и функциям которого относится выполнение мероприятий, предусмотренных вышеуказанными законами;
б)подготовлена утвержденная решением городского Совета депутатов от 28.09.2007 г. № 33-362р городская целевая программа «Пожарная безопасность в г.Зеленогорске на 2008-2010 годы»;
в)отделом городского хозяйства администрации ЗАТО г. Зеленогорска заключен договор управления муниципальными общежитиями по ул. Гагарина, 20, Гагарина, 22, Бортникова, 21, Мира, 21, Советская, 7, специальный дом для одинокихпрестарелых по ул. Мира, 21а № 19-27/10 от 22.03.2010 г. с МУП ГЖКУ;
г) по результатам открытого аукциона Муниципальным учреждением «Служба единого заказчика-застройщика» (далее - МУ «Заказчик») заключен муниципальный контракт № СМР К/11 от 19.07.2010 г. с МУП СКБ на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальных общежитий согласно техническому заданию ^на общую сумму 1 087 500 рублей;
д) работы по капитальному ремонту муниципальных общежитий, предусмотренными муниципальным контрактом № СМР К/11 от 19.07.2010 г., выполнены, что подтверждается актами о приемке выполненных работ.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса РФ Администрация ЗАТО г. Зеленогорска, являющаяся бюджетным учреждением, осуществляет операции по расходованию бюджетным средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», статьей 153 Бюджетного кодекса РФ рассмотрение и утверждение местного бюджета относится к бюджетным полномочиям представительных органов местного самоуправления.
Исходя из содержания части 3 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 83, пункта 1 статьи 171 Бюджетного кодекса РФ, заявленные требования прокурора являются вторжением в компетенцию органов местного самоуправления.
Представитель МУП ГЖКУ Васильев Н.В. полагает неправильным считать МУП ГЖКУ надлежащим ответчиком по делу; считает, что прокурор не вправе также был подавать названный иск, действуя, по существу, в рамках административного производства, в интересах служб МЧС, что предусматривает иной порядок.
Представитель заинтересованного лица ГУ СУ ФПС № 19 МЧС России по гор. Зеленогорску Корниенко М.С. поддержал доводы прокурора по иску.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела в полном объеме, считаю требования прокурора ЗАТО гор. Зеленогорска обоснованными, нашедшими подтверждение в судебном заседании и подлежащими удовлетворению.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в декабре 2009 г. прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск в соответствии со ст. 22, 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ», совместно с сотрудниками отдела государственного пожарного надзора ГУ «Специальное управление ФПС № 19 МЧС РФ» по г. Зеленогорску, проведена проверка исполнения требований федерального жилищного законодательства, законодательства РФ о защите территории и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательства о пожарной безопасности, в муниципальных общежитиях г. Зеленогорска, расположенных по ул. Гагарина 22, ул. Гагарина 20, ул. Бортникова 21, ул. Мира 21, ул. Советская 7, ул. Мира 21-А (специальный дом для одиноких и престарелых, имеющий статус общежития).
Выявлены многочисленные нарушения Федерального закона «О пожарной безопасности», Правил и норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России № 313 от 18. 06. 2003г., ставящие под угрозу жизнь и здоровье граждан - нанимателей жилых помещений.
Главой ЗАТО г. Зеленогорск утвержден план мероприятий со сроками исполнения май - июнь 2010 г., в рамках которого определены суммы необходимых к выделению средств местного бюджета, сроки выделения средств, ответственные за исполнение должностные лица.
Согласно утвержденного плана, мероприятия по устранению нарушений должны быть проведены и нарушения устранены фактически в срок до 01. 06. 2010 г. Контрольной проверкой, проведенной в июле 2010 г. установлено, что план мероприятий, утвержденный главой ЗАТО г. Зеленогорск, ответчиками по настоящее время не выполнен.
Несмотря на внесенные изменения в городскую целевую программу «Пожарная безопасность в г. Зеленогорске на 2008 – 2010 гг.», утвержденную решением городского Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорск № 4-17р от 27. 05. 2010 г., касающиеся выделения денежных средств на обеспечение пожарной безопасности муниципальных общежитий в 2010 г., общая сумма которых составляет 1707,9 руб., назначение ответственных за исполнение плана должностных лиц - руководители Отдела городского хозяйства администрации, МУ «Заказчик», МУП ГЖКУ, в настоящее время ответчиками нарушения устранены лишь частично.
По настоящее время собственником, в лице администрации ЗАТО г. Зеленогорск и управляющей организацией — МУП ГЖКУ не предпринято мер по полному устранению нарушений требований Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных приказом МЧС России № 313 от 18. 06. 2003 г. (далее ППБ 01-03), норм пожарной безопасности (НПБ 110-03, НПБ 166-97).
Так, на момент вынесения решения суда по настоящему делу в нарушение требований пп. 40, 51. 53 ППБ 01-03 пути эвакуации общежитий загромождены хранящимися предметами, что препятствует эвакуации граждан в случае пожара (муниципальное общежитие, ул. Гагарина, 20).
В нарушение требований п. 57 ППБ 01-03; п. 7.1.28 Правил устройства электроустановок, помещения электрощитовых не выгорожены противопожарными перегородками с пределом огнестойкости 0.75 часа (EI 45 по СНиП 21-01-97* п.5.14, таблица №1-2) (муниципальное общежитие ул. Мира, 21).
В нарушение требований п. 57 ППБ 01-03; п. 2.1.4 (табл. 2.1.3) «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01. 2003 года № 6, электропровода в коридорах здания специального дома для одиноких и престарелых по ул. Мира 21-А не уложены в короба, выполненные из несгораемых, либо трудносгораемых материалов, а проложены открыто.
В нарушение требований п. 98 ППБ 01-03 не обеспечена работоспособность установок пожарной автоматики (пожарной сигнализации), имеются сломанные ручные пожарные извещатели (муниципальное общежитие ул. Мира, 21).
В нарушение требований п. 125 ППБ 01-03; п.6.7.1; П.4.6.1.ГОСТ Р 12.2.143-2002, не исполнена обязанность по вывешиванию на видном месте в каждой комнате общежитий, разработанного и согласованного с Отделом государственного пожарного надзора локального плана эвакуации людей в случае пожара, соответствующего ГОСТ Р 12.2.143 -2002., (муниципальное общежитие ул. Мира, 21).
В нарушение требований п. 129 ППБ 01-03, на этажах общежитий не оборудованы приспособлениями для крепления индивидуальными спасательными устройствами по два помещения. Обслуживающий персонал здания не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала (муниципальные общежития ул. Мира, 21, ул. Гагарина, 20, ул. Гагарина 22).
В нарушение треб,ований п. 12 НПБ 110-03, п. 13.4 НПБ 88-01, утвержденных приказом МЧС РФ № 315 от 18. 06. 2003 г., в зданиях общежитий не обеспечена передача дублирующего сигнала о пожаре на центральный узел связи ГПС, либо на пульт центрального наблюдения ОВО при ОВД МВД (муниципальное общежитие ул. Мира, 21).
Коридоры этажей зданий общежитий, длина которых превышает 60 метров, не разделены противопожарными перегородками 2-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 15 с самозакрывающимися сертифицированными противопожарными дверями с пределом огнестойкости не ниже EI 15, что является нарушением требований СНиП 21-01-97* п.6.26*; п. 5.14 таблица №1-2; СНиП 2.08.02-89* п. 1.132; Приказ МЧС РФ № 312 от 18.06.2003г п. п.26.1 приложения №1; Приказ МЧС РФ № 320 от 08.07.2002 г. п.3.2, в части необходимости (ул. Мира, 21).
В нарушение требований п. 11.7 СНиП 2.04.01-85*, на обводных линиях счетчиков холодной воды не установлены задвижки с электроприводом, которые открываются автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики (муниципальное общежитие ул. Мира, 21).
Данные факты подтверждаются информацией ГУ СУ ФПС № 19 МЧС России от 08.07.2010 г.
Как следует из ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06. 10. 2003 г., ст. 6 Устава города Зеленогорска, к вопросам местного значения городского округа относиться владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан. Обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда. Обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно пп. 9, 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со ст. ст. 3, 21 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» № 69 от 21.12.1994 г., к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся разработка и реализация мер пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций» № 68-ФЗ от 21.12.1994 г., мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств
В соответствии с пп. А, Г, Д, Ж ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 г., в полномочия органов местного самоуправления входит самостоятельное осуществление подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях, финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ст. 37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О защите населения и территории с чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994г. (в ред. Федерального закона от 28.10.2002 г. N 129-ФЗ), мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуации
определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств
В силу ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций входит планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций. Создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
На основании договора управления № 19-27/10 от 22. 03. 2010 г., заключенного с ОГХ администрации ЗАТО г. Зеленогорск, МУП ГЖКУ является управляющей организацией муниципальных общежитий по ул. Гагарина, 20, Гагарина, 22, Бортникова, 21, Мира, 21, Советская, 7, специальный дом для одиноких престарелых по ул. Мира, 21а.
Согласно п. 2.1, 8.1, 8.2 Договор управления № 19-27/10 заключен на основании ч. 2 ст. 163 ЖК РФ, в соответствии со ст. 426 ГК РФ, протокола от 30. 12. 2009 г. № 02-4 признания конкурса по отбору управляющей организации не состоявшимся, со сроком действия - один год, до 31. 12. 2010 г.
В силу пп. 4.1.1, 4.1.17 Договора, на МУП ГЖКУ возложены обязанности по управлению объектами в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством. Обязанности по исполнению требований, предусмотренных действующим законодательством и нормативно — правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края и муниципальными правовыми актами, применительно к условиями настоящего договора. Обеспечивать соблюдение пользователями жилых помещений Правил пользования жилыми помещениями, правил пожарной безопасности.
В соответствии с пп. 4.3.2, 4.3.3 Договора, собственник обязуется возмещать управляющей организации дополнительные расходы в размерах, определяемых в дополнительном соглашении между сторонами договора, которое заключается по мере необходимости оказания услуг.
Согласно пп. 5.5, 5.6 Договора, в случае возникновения необходимости проведения не установленных Договором работ и услуг Собственник данного дома определяет объем, сроки начала и стоимость работ (услуг). Капитальный ремонт общего имущества в доме проводится за счет Собственника на основании дополнительного соглашения к данному Договору.
Аналогичные обязанности были возложены на МУП ГЖКУ в рамках договора управления на 2009 г., № 19-27/10 от 12. 01. 2009 г. (дополнительное соглашение № 1 от 12. 01. 2009г.), заключенного с ОГХ администрации ЗАТО г. Зеленогорска, действующего от имени собственника - администрации муниципального образования.
Таким образом, бездействие собственника и управляющей организации по устранению выявленных нарушений Закона, ставит под угрозу жизнь и здоровье, при возникновении пожара, иных чрезвычайных ситуаций, граждан — нанимателей, проживающих муниципальных общежитиях, пенсионеров и инвалидов, проживающих в специализированном доме для одиноких и престарелых, которые находятся в преклонном возрасте, имеют заболевания, ограничивающие возможность самостоятельного передвижения.
Круг лиц — нанимателей жилых помещений в муниципальных общежитиях постоянно меняется, в связи с расторжением договоров найма, либо истечением их сроков, заключением новых.
Нарушениями требований Закона, продолжающими иметь место, ставится под угрозу жизнь и здоровье граждан — нанимателей, пенсионеров и инвалидов, проживающих в специализированном доме для одиноких и престарелых.
В силу вышеизложенных обстоятельств, иск прокурора является законным и обоснованным, подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора ЗАТО г. Зеленогорска к Администрации ЗАТО гор. Зеленогорска, МУП ГЖКУ гор. Зеленогорска в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконным бездействии по исполнению полномочий собственника и управляющей организации по содержанию муниципального жилищного фонда удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации ЗАТО гор. Зеленогорска и МУП ГЖКУ гор. Зеленогорска в части неисполнения обязанностей, возложенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., Жилищным кодексом РФ, Федеральными законами «О пожарной безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 г., в зданиях и жилых помещениях муниципального жилого фонда, имеющего статус общежитий, по ул. Мира, 21, ул. Гагарина, 20, ул. Гагарина, 22, ул. Мира, 21 «А» (специальный дом для одиноких и престарелых) г. Зеленогорска Красноярского края.
Обязать ответчиков устранить выявленные нарушения Федерального законодательства в срок до 01 сентября 2011 г.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Федеральный судьяП.А.Овчинников