Решение о признании незаконным бездействия администрации



                          РЕШЕНИЕ                   2-1332/2011

                Именем Российской Федерации

24 ноября 2011 г. Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Марковкина Н.А.

При секретаре Селявко М.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ЗАТО г.Зеленогорск в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации ЗАТО г.Зеленогорск по разработке и утверждению перечня должностей муниципальной службы, предусмотренного ФЗ «О противодействии коррупции»,

                        УСТАНОВИЛ:

     Прокурор ЗАТО г.Зеленогорск в интересах Российской Федерации обратился в суд, обжалует бездействие администрации ЗАТО г.Зеленогорск /далее Администрация/ Мотивирует тем, что статьей 12 Федерального Закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»/далее ФЗ-273/ установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора, обязанность работодателя сообщать о заключении таких договоров работодателю по последнему месту службы гражданина в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Перечень таких должностей устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     В нарушение действующего законодательства Администрацией указанный перечень не разработан и не утвержден.

Уклонение от обязанности разработать, утвердить и опубликовать правовой акт в соответствии со статьей 12 ФЗ-273 препятствует исполнению работодателем требований федерального законодательства о необходимости информировать при приеме на работу бывшего служащего органа местного самоуправления, в котором он ранее занимал определенную перечнем должность, а также способствует совершению работодателями и бывшими служащими правонарушений в сфере коррупции.

Внесенное в адрес Администрации представление об устранении нарушений отклонено, до настоящего времени мер по устранению вышеперечисленных нарушений законодательства Администрацией принято не было.

Отсутствие вышеуказанного перечня должностей муниципальной службы противоречит интересам Российской Федерации, заключающихся в противодействие коррупции.

Прокурор просит признать бездействие Администрации по разработке и утверждению перечня должностей муниципальной службы, предусмотренного статьей 12 ФЗ-273 незаконным и обязать разработать и утвердить перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный указанной статьей.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным выше основаниям, пояснил, что до настоящего времени мер по устранению вышеперечисленных нарушений законодательства администрацией принято не было.

     Представитель заинтересованного лица Администрации по доверенности Чернышева О.Н./полномочия проверены/ возражала против требований. Пояснила, что предусмотренный статьей 12 ФЗ-273 перечень должностей муниципальной службы устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     Муниципальные правовые акты не относятся к нормативным правовым актам Российской Федерации. Вопросы в сфере противодействия коррупции не отнесены к вопросам местного значения городского округа, предусмотренным статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / далее ФЗ-131/ё, не являются вопросами, по которым отдельные государственные полномочия переданы органам местного самоуправления, не отнесены Уставом г.Зеленогорска к вопросам местного значения.

     Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

     Выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследуя материалы дела, суд считает, что требования прокурора удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

     Статьей 254 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации /далее ГПК РФ/ предусмотрено право гражданина, организации оспорить в суде, в том числе, бездействие органа местного самоуправления.

     В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании, в том числе, бездействия органа местного самоуправления, в результате которого наступили последствия, названные статьей 255 ГПК РФ, в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и интересов, в том числе, Российской Федерации, если таким бездействием нарушены права и свободы лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-то обязанность.

     Срок обращения с таким заявлением в суд установлен статьей 256 ГПК РФ в три месяца.

     В судебном заседании установлено, что в соответствие пункту 1 статьи 12 ФЗ-273 гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

     Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 4 Указа Президента РФ от 21.07.2010 №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» /далее Указ/ органам местного самоуправления рекомендовано в 2-месячный срок с момента издания Указа разработать и утвердить, руководствуясь настоящим Указом, перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 ФЗ-273.

     Администрацией указанный перечень не разрабатывался и не утверждался.

В адрес последней 19.09.2011 г. прокурором было внесено представление об устранении нарушений/л.д.7-8/, которое 11.10.2011 г. было обоснованно отклонено, что подтверждается письмом «О рассмотрении представления прокурора ЗАТО г.Зеленогорск об устранении нарушения законодательства о противодействии коррупции» /л.д.9-10/.

     28.10.2011 г. прокурор с соблюдением установленного законом трехмесячного срока обжалования, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации.

     По делам об оспаривании бездействия органа местного самоуправления обязанность по доказыванию законности бездействия согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган, который совершил оспариваемое бездействие.

     Установление отсутствия нарушений требований действующего законодательства, свидетельствующих о незаконности совершенного бездействия, служит основанием для отказа в удовлетворении заявления.

     В судебном заседании установлено отсутствие таких нарушений Администрацией, доводы ее представителя об этом суд считает обоснованными по следующим основаниям.

    Согласно части 1 статьи 4 ФЗ-131 правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, ФЗ-131, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии со статьей 43 ФЗ-131 в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

В силу статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» /далее - ФЗ-25/ правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, ФЗ-25 и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации( далее законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Статьей 48 Устава г.Зеленогорска/л.д.19,40/ установлено, что в систему муниципальных правовых актов города входит Устав города, правовые акты, принятые на местном референдуме, правовые акты Совета депутатов ЗАТО г.Зеленогорска, постановления и распоряжения главы и Администрации, иные акты должностных лиц Администрации и ее структурных подразделений.

Следовательно, муниципальные правовые акты не относятся к нормативным правовым актам Российской Федерации.

В силу статьи 2 ФЗ-131 муниципальный правовой акт принимается органом местного самоуправления по вопросам местного значения, вопросам осуществления отдельных    государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

Вопросы в сфере противодействия коррупции не отнесены вопросам местного значения городского округа, предусмотренным статьей 1 ФЗ-131, не являются вопросами, по которым отдельные государственные полномочия переданы органам местного самоуправления, не отнесены Уставом г.Зеленогорска к вопросам местного значения.

Пункт 4 Указа для органов местного самоуправления носит рекомендательный характер. Обязанность разработать и утвердить перечень на органы местного самоуправления не возложена.

Согласно пункту 1 статьи 12 ФЗ-273 перечень должностей государственной или муниципальной службы устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     Таким образом, у Администрации отсутствуют правовые основания для разработки и утверждения перечня, прямо установленного действующим законодательством Российской Федерации. Оснований для признания незаконным бездействия Администрации, не разработавшей и не утвердившей данный перечень, обязания выполнить эти действия не имеется.

     В силу изложенного довод прокурора о необходимости расширительно толковать понятие – нормативные акты Российской Федерации не обоснован.

     На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.254 ГПК РФ,

                          РЕШИЛ:

     В удовлетворении заявления прокурора ЗАТО г.Зеленогорск в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации ЗАТО г. Зеленогорск по разработке и утверждению перечня должностей муниципальной службы, предусмотренного статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», отказать.

     Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения решения через Зеленогорский городской суд.

     Судья                                  Н.А.Марковкина