2-742\12г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2012 года г. Зеленогорск
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Тюрина Н.И. с участием представителя ответчика – юрисконсульта МБУ «Центр соцобслуживания» Родиной Н.А., действующей по доверенности № 387 от 07.06.2012г., при секретаре Казанцевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савченко Н. И. к Муниципальному бюджетному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения» о возложении обязанности по выплате выходного пособия,
УСТАНОВИЛ:
Савченко Н.И. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения» (далее «Центр соцобслуживания»), просил обязать ответчика сохранить на период его трудоустройства (но не более чем на 6 месяцев) среднюю заработную плату, взыскать компенсацию морального вреда 15 000 руб.
В обоснование иска Савченко Н.И. указал, что он работал в Центре соцобслуживания инженером по охране труда, с ДД.ММ.ГГГГ был уволен по сокращению численности по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ, ему выплачено выходное пособие. За январь и февраль 2012 года ему выплачен средний заработок. В марте он обратился за выплатой среднего заработка, представив трудовую книжку о том, что он не трудоустроен, но ему отказали в выплате, мотивируя это тем, что он не представил справку из центра занятости населения. Он имеет право на получение среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем 6 месяцев, в соответствии с п.4 ст.7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании».
В ходе подготовки дела к рассмотрению Савченко Н.И. уточнил свои исковые требования и просил суд обязать ответчика выплатить ему средний заработок за март, апрель и июнь 2012 года, взыскать компенсацию морального вреда 15000 рублей. (л.д. 60).
В судебном заседании Савченко Н.И. иск поддержал, пояснил, что по настоящее время не трудоустроен.
Представитель ответчика иск не признала, указав, что порядок выплаты лицу, уволенному по сокращению численности, определен в ч.1 ст. 178 Трудового кодекса РФ, где предусмотрено, что в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Савченко Н.И. решение службы занятости не представил, поэтому у учреждения не имеется оснований для выплаты Савченко Н.И. среднего заработка за третий и последующие месяцы.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
В силу ст. 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
На основании ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" за работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.
В судебном заседании материалами дела установлено, что Савченко Н.И. приказом № от ДД.ММ.ГГГГ уволен из Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ по сокращению численности работников организации с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5). При увольнении по сокращению штатов ему выплачено выходное пособие, средний заработок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19234,67 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14068,18 руб., что подтверждается расчетами среднего заработка и платежными поручениями о перечислении среднего заработка (л.д.45-51), не оспаривалось сторонами.
12 января 2012 года Савченко Н.И. обратился в Центр занятости населения ЗАТО г.Зеленогорска, 18 января 2012 года снялся с учета по личному заявлению, вновь обратился 5 апреля 2012 года и зарегистрирован в целях поиска подходящей работы по настоящее время, что подтверждается справками Центра занятости (л.д.7, 68-69).
За третий и последующие месяцы средний заработок учреждение Савченко Н.И. не выплачивало, что подтверждается возражением на иск (л.д.20), подтвердил представитель ответчика в судебном заседании.
Доводы представителя ответчика о том, что Савченко Н.И. обязан был принести решение службы центра занятости для выплаты ему в третий и последующие месяцы (но не более 6 месяцев) в соответствии с порядком, установленным ст. 178 Трудового кодекса РФ, основаны на неправильном применении закона.Ст. 178 Трудового кодекса РФ является общей нормой трудового законодательства и применяется во всех случаях, если иное не установлено иными нормами трудового законодательства. Так, в ст. 318 Трудового кодекса РФ установлены дополнительные льготы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в ч.4 ст. 7 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" для лиц, проживающих в ЗАТО. Эти нормы являются специальными по отношению к ст. 178 Трудового кодекса РФ и подлежат применению к правоотношениям, регулируемым этими специальными нормами.
Закон Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" устанавливает гарантии гражданам в связи с проживанием последних в закрытом административно-территориальном образовании, правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права. При этом иное законодательство действует в отношении граждан закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Законом.
Пункт 4 ст. 7 этого Закона закрепляет право работников предприятий, объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемых в связи с организационно-штатными мероприятиями, на сохранение среднего заработка в течение более длительного срока после увольнения по сравнению с общеустановленным, что обусловлено объективным удлинением периода поиска работы в условиях закрытого административно-территориального образования, направлена на защиту интересов таких работников.
Данная норма в отличие от ст. 178 Трудового кодекса РФ не содержит требования об исключительности выплаты среднего заработка за третий и последующие месяцы, не определены условия выплаты в эти месяцы при наличии решения органа службы занятости населения и обращения в этот орган в установленный срок.
Это подтверждается ответом директора Центра занятости ЗАТО г. Зеленогорска № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что отсутствуют законные основания требования встать на учет в службе занятости, выдаче справок о периодах нахождения на учете и подтверждения не трудоустройства. (л.д.7).
Законом о ЗАТО предусмотрено сохранение среднего заработка на весь период трудоустройства, но не более 6 месяцев. Право уволенного работника на получение среднего заработка возникает при наличии только одного условия – его не трудоустройства в установленный законом срок.
Распространять порядок, предусмотренный ст.178 Трудового кодекса РФ о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца только в исключительных случаях, при наличии определенных условий (обращения в 2-недельный срок в службу занятости, решение этого органа) на работников, увольняемых по сокращению численности или штата в закрытых административно-территориальных образованиях нельзя. Закон о ЗАТО не содержит требования об исключительности сохранения заработка на третий и последующие месяцы.
Применение порядка, предусмотренного ч.1 ст. 178 Трудового кодекса РФ на дополнительные льготы, установленные ст. 7 Закона о ЗАТО, ущемляют права увольняемых работников на территории ЗАТО, поскольку вводятся дополнительные, не предусмотренные этим Законом, условия для сохранения среднего заработка.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что выплата за третий месяц возможна только в порядке, предусмотренном ст. 178 Трудового кодекса РФ, не правомерна и противоречит федеральному закону, который содержит специальную норму трудового права, и подлежит применению в данной ситуации.
Савченко Н.И. в подтверждение того, что он не трудоустроен по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ представил в учреждение свою трудовую книжку (также как в феврале и марте, когда ему был выплачен средний заработок), что следует из его заявления о выплате (л.д.16). Из представленной в судебное заседание трудовой книжки Савченко Н.И. следует, что он по день рассмотрения дела судом не трудоустроен. При таких обстоятельствах Савченко Н.И. имеет право на получение среднего заработка за периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (третий месяц); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (четвертый месяц); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пятый месяц).
В соответствии с ч.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Истец заявил требование - обязать ответчика выплатить ему среднюю заработную плату за март, апрель, май и июнь.
В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В судебном заседании установлено нарушение трудовых прав истца, предусмотренных законом. Учитывая период не выплаты среднего заработка, то, что Савченко Н.И. в этот период получал пенсию как военнослужащий, то есть не остался совсем без средств к существованию, суд считает с учетом обстоятельств дела, личности истца, степени его нравственных переживаний, определить размер морального вреда в размере 5000 рублей.
Государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования в соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Савченко Н. И..
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» выплатить выходное пособие Савченко Н. И. в связи с расторжением трудового договора по сокращению численности за третий, четвертый и пятый месяцы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» в пользу Савченко Н. И. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Тюрина Н.И.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 июня 2012 г.