№ 2-833\12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2012 года г. Зеленогорск
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Тюрина Н.И.,
с участием представителя истца – адвоката Рябец В.А., действующего по ордеру, представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Зеленогорске Хоролич Л.М., действующей по доверенности,
при секретаре Казанцевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Тишковой И. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Зеленогорске Красноярского края о досрочном назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Тишкова И.В. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Зеленогорске Красноярского края (далее УПФ) об оспаривании решения Пенсионного фонда, которым ей было отказано во включении в специальный стаж периодов работы, истец просила обязать ответчика включить спорные периоды работы в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.
Требования мотивированы тем, что на момент обращения в УПФ в г. Зеленогорск у нее имелся необходимый медицинский стаж для досрочного назначения льготной пенсии – более 30 лет. Однако, ответчик незаконно отказал в назначении льготной пенсии, не включив в специальный стаж периоды учебы на курсах повышения квалификации и частично отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет, а всего 2 года 9 мес. 11 дней.
Представитель УПФ в судебном заседании требования не признала в связи с тем, что в соответствии с нормативными актами, регулирующими подсчет специального стажа для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, эти периоды не могут быть включены в стаж.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования Тишковой И.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 27 пункт 1 подпункт 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, вступившего в законную силу с 1.01.02г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ).
Пунктом 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых производится досрочное назначение трудовых пенсий по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанных пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом в стаж, дающий право на пенсию, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"; периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1066; периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ - в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года.
Из Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 следует, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В свою очередь, согласно абз. 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.02 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами. В силу абз. 2 п. 5 названных Правил в стаж на соответствующих видах работ также включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, т.е. периоды, когда отсутствует факт непосредственного выполнения функциональных обязанностей работником согласно занимаемой должности на основании трудового договора с работодателем.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Тишкова И.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Зеленогорск Красноярского края с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением УПФ N 18-1-116\49 от ДД.ММ.ГГГГ, в назначении пенсии по указанным основаниям Тишковой И.В. было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа, в специальный стаж не были включены периоды обучения на курсах усовершенствования: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 1 год 11 месяцев 1 день, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет – 10 месяцев, 10 дней, а всего 2 года 9 месяцев 11 дней (л.д.9).
Тишкова И.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности врача-офтальмолога детской городской поликлиники Клинической больницы № 42 филиала ФГБУЗ «Сибирский клинический центр» ФМБА России, что подтверждается ее трудовой книжкой (л.д.10-14), справками КБ-42 (л.д. 23-24).
В период ее работы в должности врача-офтальмолога в Медсанчасти № 42, Клинической больнице № 42 (с ДД.ММ.ГГГГ МСЧ- 42 переименована в ФГУЗ «Клиническая больница № 42) на основании приказов начальника МСЧ-42 №к от ДД.ММ.ГГГГ,, №к от ДД.ММ.ГГГГ направлялась в командировку на усовершенствование по специальности «офтальмология» в Красноярскую медицинскую академию (л.д.30-31). По приказу главного врача КБ-42 №к от ДД.ММ.ГГГГ она была командирована в Институт усовершенствования врачей в <адрес> (л.д.33). Прохождение обучение подтверждается свидетельствами о прохождении повышения квалификации (л.д.16-17) и сертификатом (л.д.19). На период учебы на курсах повышения квалификации за Тишковой И.В. сохранялось место работы и заработная плата, что подтверждается справкой с места ее работы (л.д.15).
Исходя из требований положения ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 1 февраля 2002г., а также ст. 187 Трудового кодекса РФ, введенного с 1 февраля 2002г., согласно которым при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Такая позиция была отражена и в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2006.
Таким образом, исковые требования в части включения в специальный стаж периодов нахождения Тишковой И.В. на курсах усовершенствования (курсах повышения квалификации): с ДД.ММ.ГГГГ по 31.05..1990г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 1 год 11 месяцев 1 день, подлежат включению в специальный стаж,
Из личной карточки (л.д.26-29) и справки КБ-42 (л.д.24) следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказами №к от ДД.ММ.ГГГГ и №к от ДД.ММ.ГГГГ Тишкова И.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения 3 лет.
Период этого отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ УПФ не включен в специальный стаж. Вместе с тем зачтен в специальный трудовой стаж период ее нахождения в этом отпуске до ДД.ММ.ГГГГ.
Отказ УПФ во включении отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3 летнего возраста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является не правомерным по следующим основаниям.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Лишь с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Требования с части включения отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 10 месяцев 10 дней, подлежат удовлетворению.
Всего подлежит включению в специальный стаж Тишковой И.В. 2 года 9 месяцев 11 дней (1 год 11 мес. 1 дн. + 10 мес. 10 дн.).
На момент обращения в УПФ ДД.ММ.ГГГГ Тишкова И.В. имела стаж лечебной деятельности – 28 лет 4 месяца 12 дней, которые ей приняты как лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В судебном заседании установлено, что необоснованно отказано во включении в льготный стаж 2 года 9 мес. 11 дней. Общий стаж ее лечебной деятельности составлял на момент обращения 31 год 1 мес. 23 дн., что дает ей право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ расходы по оплате услуг представителя (консультация, составление искового заявление, подготовка документов, участие в судебном заседании) в размере 6500 руб. суд признает разумными и подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Тишковой И. В. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Зеленогорске Красноярского края
- включить Тишковой И. В. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – обучение на курсах усовершенствования;
с 6.10. 1992 года по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком;
- назначить Тишковой И. В. трудовую пенсию ранее установленного возраста со дня ее обращения в УПФ РФ в г. Зеленогорске Красноярского края с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Судья Тюрина Н.И.