Решение о признании незаконным решения комиссии Пенсионного фонда и признании права на льготную пенсию



2-796/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2012 г.                                  г. Зеленогорск

Зеленогорский городской суд в составе

председательствующего судьи    Овчинникова П.А.,

при секретаре             Юнишкевич Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мулявиной Т. Б. к Управлению пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Зеленогорске о досрочном назначении пенсии по выслуге лет,

УСТАНОВИЛ:

Мулявина Т.Б. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в г. Зеленогорске о признании незаконным решения об отказе в зачете в специальный льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

В обоснование заявленных требований указывала, что 06.10.2011 г. в связи с наличием у нее 25-летнего педагогического стажа обратилась в УПФ (ГУ) в г. Зеленогорске с заявлением о назначении трудовой пенсии до достижения общего пенсионного возраста на основании пп.10 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Управлением Пенсионного фонда ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа. При рассмотрении ее заявления комиссия не включила в специальный стаж:

- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 года 23 дня в период ее работы воспитателем д/к г.Зеленогорска по тем основаниям, что включение данного вида отпуска после ДД.ММ.ГГГГ в специальный трудовой стаж законодательством не предусмотрено;

- период работы в должности воспитателя детского учреждения № 21 ОДДУ Администрации города Зеленогорска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 года 2 месяца 1 день по тем основаниям, что «детское учреждение» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 5 месяцев 7 дней, в должности воспитателя ИЗО детского сада ОДДУ Администрации г.Зеленогорска, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 3 года 7 месяцев 15 дней, в должности воспитателя ИЗО детского сада Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников «Золотой ключик» по тем основаниям, что «воспитатель по изобразительной деятельности» не предусмотрен Списком должностей и учреждений, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей;

Считает, что УПФ в г. Зеленогорске необоснованно отказывает в назначении ей пенсии в связи с педагогической деятельностью. По этим основаниям просила обязать Управление пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Зеленогорске включить в ее специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2года 23 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 года 2 месяца 1 день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 го<адрес> месяцев 7 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 го<адрес> месяцев 7 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 3 года 7 месяцев 15 дней назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Мулявина Т.Б. заявленные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности Анфиногенов А.В. иск не признал по основаниям, изложенным в Решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ России в г. Зеленогорске N 18-11-116/81 от ДД.ММ.ГГГГ, и просил в удовлетворении исковых требований Мулявиной Т.Б. отказать.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с пп. 10 п.1 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции на день принятия УПФ решения), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Мулявина Т.Б. обратилась с заявлением в УПФ (ГУ) в г. Зеленогорске о назначении ей трудовой пенсии ранее достижения общеустановленного возраста в связи с наличием у нее 25-летнего трудового стажа педагогической деятельности.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ России в г. Зеленогорске N 18-11-116/81 от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии истцу отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. При этом комиссией УПФ (ГУ) в г. Зеленогорске был определен специальный стаж заявителю только 13 лет 10 месяцев 23 дня.

В специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, комиссией УПФ не был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. 2 года 23 дня в период работы истца воспитателем д/к № 23 г.Зеленогорска (г.Красноярск-45).

Согласно свидетельству о рождении истица действительно имеет дочь ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 18).

В связи с рождением ребенка образовательным учреждением Мулявиной Т.Б. в январе 1992 г. был предоставлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

С учетом вышеприведенных правовых норм период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 28.10.1994 г., т.е. 2 года 23 дня в период работы истца воспитателем д/к № 23 г.Зеленогорска (г.Красноярск-45) подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет.В специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, комиссией УПФ не был включен период работы истицы в должности воспитателя детского учреждения ОДДУ Администрации города Зеленогорска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 года 2 месяца 1 день по тем основаниям, что «детское учреждение» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также не были включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 го<адрес> месяцев 7 дней, в должности воспитателя ИЗО детского сада ОДДУ Администрации г.Зеленогорска, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 3 года 7 месяцев 15 дней, в должности воспитателя ИЗО детского сада Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников «Золотой ключик» по тем основаниям, что «воспитатель по изобразительной деятельности» не предусмотрен Списком должностей и учреждений, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей;

Частью 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из объяснений сторон, копии трудовой книжки, других представленных истицей доказательств следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица действительно работала в должности воспитателя детского учреждения ОДДУ Администрации города Зеленогорска; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 го<адрес> месяцев 7 дней, в должности воспитателя ИЗО детского сада ОДДУ Администрации г.Зеленогорска, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 3 года 7 месяцев 15 дней, в должности воспитателя ИЗО детского сада Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников «Золотой ключик».

Согласно Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ , которыми утвержден «Список профессий и должностей, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет…» в Списке действительно отсутствовали такие учреждения как детское учреждение и Детское дошкольное учреждение.

Указанные учреждения также не были предусмотрены «Списке профессий и должностей… дающих право на пенсию за выслугу лет», утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждений для детей, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781, предусмотрена должность музыкальный руководитель и такие дошкольные образовательные учреждения как детский сад и детские сады всех наименований.

Из объяснений заявительницы, представленных ею документов и доказательств следует, что Мулявина Т.Б. как воспитатель детского учреждения ОДДУ администрации города Зеленогорска, воспитатель ИЗО детского сада ОДДУ Администрации г.Зеленогорска, воспитатель ИЗО детского сада Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников «Золотой ключик» в непринятые к зачету период, также в полном объеме осуществляла педагогическую деятельность, в том числе занималась обучением, воспитанием и развитием способностей воспитанников, проводила учебную, воспитательную, общественно полезную работу с детьми в соответствии с требованиями программ, утвержденных Министерством просвещения РФ и планом учебно-воспитательной работы. При этом характер трудовых функций заявительницы как воспитателя детского дошкольного учреждения по своему содержанию оставался неизменным со дня начала ее работы на этой должности и был связан именно с педагогической деятельностью.

В списке № 781, а также ранее действующих Списках, указана должность, работа в которой дает право на досрочную пенсию, как «воспитатель».

В непринятые ответчиком спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мулявина Т.Б. работала в должности воспитателя по изобразительной деятельности.

Однако ее трудовые функции в эти периоды также были связаны с воспитанием детей. В ее обязанности входила работа с детьми дошкольного возраста по общеобразовательным программам дошкольного образования, в том числе реализация раздела изобразительного искусства в группах дошкольного возраста, содействие созданию благоприятных условий для индивидуального и общего развития детей, нравственного формирования личности воспитанников и т.д. Также истица имела квалификационную категорию по должности «воспитатель». Работа осуществлялась по должностной инструкции, разработанной в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками воспитателя дошкольного учреждения, утвержденными Постановлением Минтруда России от 17.08.1995 г. № 46. Мулявина Т.Б. выполняла функции по диагностике способностей детей, организации индивидуальных занятий, работе с родителями и другие функции, присущие воспитателям дошкольных групп. Цели и направления ее трудовой деятельности, а также методы реализации трудовых функций аналогичны работе воспитателя. При этом в наименовании должности «воспитатель по ИЗО» имеется только указание на трудовую функцию, что не образует новую должность.

Данное обстоятельство подтверждается и тем, что в тарифно-квалификационных справочниках отсутствует и отсутствовала такая должность, как «воспитатель по изобразительной деятельности».

Поскольку в судебном заседании установлено, что в данные периоды истица фактически выполняла обязанности по должности «воспитатель», они также должны засчитываться в специальный стаж для назначения трудовой пенсии ранее достижения общеустановленного возраста.

Законом (ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ»), а также ныне действующим ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» установлены основания для назначения данного вида пенсии: педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей и наличие выслуги не менее 25 лет.

Этими законами также определено, что право на получение пенсии за выслугу лет связано именно с педагогической деятельностью и стажем работы, а не с наименованием должности и видом однородного учреждения.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Поскольку федеральным законом не было предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в сфере образования, отказ Мулявиной Т.Б. во включении спорных периодов работы в специальный стаж работы, требуемый для назначения пенсии, является необоснованным и ведет к ущемлению ее конституционного права.

Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам подлежит назначению именно в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых они осуществляли трудовую деятельность.

С учетом вышеприведенных правовых норм периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского учреждения ОДДУ Администрации города Зеленогорска; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 5 месяцев 7 дней, в должности воспитателя ИЗО детского сада ОДДУ Администрации г.Зеленогорска, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 3 года 7 месяцев 15 дней, в должности воспитателя ИЗО детского сада Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников «Золотой ключик» подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Мулявиной Т. Б. удовлетворить.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Зеленогорске включить стаж Мулявиной Т. Б. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 6 месяцев 23 дня ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет в период работы воспитателем д/к г.Зеленогорска (г.Красноярск-45)., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 го<адрес> месяцев ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет в период работы истца воспитателем д/к г.Зеленогорска (<адрес>-45)., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского учреждения ОДДУ Администрации города Зеленогорска; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 го<адрес> месяцев 7 дней, в должности воспитателя ИЗО детского сада ОДДУ Администрации г.Зеленогорска, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 3 года 7 месяцев 15 дней, в должности воспитателя ИЗО детского сада Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников «Золотой ключик».

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Зеленогорске назначить Мулявиной Т. Б. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через горсуд г. Зеленогорска в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                             П.А. Овчинников